дело № 2а-212/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего О.В.Галкиной, рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску Андреева Владимира Владимировича к Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании незаконными действий Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района об отказе в регистрации трактора и обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Андреев В.В. обратился в суд с иском к Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании незаконными действий Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района об отказе в регистрации трактора и обязании произвести государственную регистрацию, указывая на следующее. Он обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора г.Алейска и Алейского района с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему трактора Т-150К, 1985 года выпуска, заводской номер №, двигатель №, цвет серо-зеленый. Указанный трактор он приобрёл по договору купли-продажи. В регистрации ему было отказано в связи с отсутствием технического паспорта. Однако при продаже документы на транспортные средства не были переданы. Согласно акту осмотра, выданного государственным инженером-инспектором гостехнадзора г.Алейска и Алейского района, данный трактор в розыске не числится, в обороте не ограничен, в Инспекциях гостехнадзора Алтайского края не зарегистрирован. Административный истец считает, что решение Инспекции гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Щербинина В.В. об отказе в постановке на учет принадлежащего истцу на праве собственности трактора является незаконным и нарушает его права, так как он не может в полной мере реализовать полномочия собственника и беспрепятственно эксплуатировать данную технику в соответствии с требованием действующего законодательства. Просит признать незаконными действия Инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района Алтайского края об отказе в постановке на учет принадлежащего ему трактора и обязать Инспекцию гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края произвести государственную регистрацию указанного транспортного средства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощённого производства.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из положений ст. 227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, с возложением на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина (организации).
Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» (далее Положение), основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
В систему органов гостехнадзора входят: главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов. (п. 2 Положения)
Органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (п. 5 Положения).
Административный истец Андреев В.В. обжалует отказ инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района в регистрации трактора, отказ мотивирован тем, что административным истцом не представлен паспорт самоходной машины.
Согласно действующему законодательству регистрация транспортных средств имеет исключительно учетное значение. Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).
По смыслу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, независимо от их принадлежности, подлежат регистрации в органах Гостехнадзора.
В соответствии с п. 2.8 Правил регистрация тракторов за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), представления справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма в полной мере распространяется на транспортные средства, поскольку их отчуждение не подлежит государственной регистрации (п. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 2 ст. ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из вышеприведённых положений, одно из правомочий собственника, закрепленных в ч. 1 ст. 209 ГК РФ, по пользованию транспортным средством, законодателем ограничено. Возможность использования транспортного средства по назначению обусловлена его обязательной регистрацией и выдачей соответствующих документов.
Таким образом, собственник законно приобретенного и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы Гостехнадзора для его регистрации и получения соответствующих документов.
В судебном заседании установлено, что 12.02.2017 между ФИО3 и Андреевым В.В. был заключен договор купли-продажи самоходной машины марка, модель трактор Т-150К, 1985 года выпуска, заводской номер №, двигатель №, цвет серо-зеленый, передача имущества произведена полностью к моменту подписания договора.
Таким образом, с момента передачи трактора у административного истца возникло право собственности на указанное имущество.
Для регистрации трактора Андреев В.В. обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора.
Государственным инженером-инспектором гостехнадзора Алейского района Щербининым В.В. произведен осмотр трактора Т-150К, 1985 года выпуска, заводской номер №, двигатель №, цвет серо-зеленый. На 26.02.2018 трактор по федеральной базе угона, в розыске не числится, в обороте не ограничен, в Инспекциях гостехнадзора Алтайского края не зарегистрирован, регистрации в инспекциях гостехнадзора на территории РФ не имеет.
Таким образом, административным истцом соблюдены требования, предъявляемые при обращении с заявлением о регистрации самоходных машин.
Суд полагает не состоятельной ссылку инспекции на п. 2.8.1 Правил регистрация тракторов за юридическим или физическим лицом, поскольку указанный пункт предусматривает условия регистрации машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара.
В данном случае трактор приобретен Андреевым В.В. у физического лица.
Кроме того, действительно, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ введены паспорта на тракторы и иные самоходные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. При этом паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ, ввозимые на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, - при предъявлении их к регистрации. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются: предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после ДД.ММ.ГГГГ, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
Поскольку трактор Т-150К, приобретенный Андреевым В.В., изготовлен в 1985 году, то, исходя из вышеприведённых норм закона, за выдачей паспортов транспортных средств предыдущий собственник должен был обратиться в инспекцию гостехнадзора.
Между тем, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если оно ранее не было зарегистрировано в подразделениях Гостехнадзора и прежний собственник или владелец транспортного средства не зарегистрировал его, и не получил паспорт транспортного средства. Следовательно, невыполнение прежним собственником транспортного средства обязанности по регистрации транспортного средства и получении паспорта на него не является основанием для ограничения права нового собственника на пользование транспортным средством путем участия в дорожном движении.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что отказ в регистрации принадлежащих административному истцу транспортных средств не соответствует требованиям действующего законодательства, является препятствием для осуществления собственником своих прав в отношении указанного имущества, следовательно, административные исковые требования Андреева В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом позиции административного истца, не просившего о взыскании в его пользу с административного ответчика судебных расходов, суд не взыскивает с административного ответчика понесенные Андреевым В.В. расходы по оплате госпошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Андреева Владимира Владимировича удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции гостехнадзора г.Алейска и Алейского района об отказе в постановке на учет принадлежащего Андрееву Владимиру Владимировичу трактора Т-150К, 1985 года выпуска, заводской номер №, двигатель №, цвет серо-зеленый.
Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора г. Алейска и Алейского района произвести государственную регистрацию принадлежащего Андрееву Владимиру Владимировичу трактора Т-150К, 1985 года выпуска, заводской номер №, двигатель №, цвет серо-зеленый.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.В.Галкина