Судья – Шилоносова Т.В.
Дело № - 33 – 12614
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л. Н.
судей Няшина В.А., Стрельцова А.С.
при секретаре Абузовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 28 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 07 сентября 2018 года, которым постановлено –
Исковые требования Шамсутдиновой Валентины Герфановны к Администрации Кочевского муниципального района, Администрации Маратовского сельского поселения, Отделу по Кочевскому и Косинскому муниципальным районам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу и Правительству Пермского края, удовлетворить частично. Установить факт утраты Шамсутдиновой Валентиной Герфановной попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и отнести её к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Включить Шамсутдинову Валентину Герфановну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Шамсутдиновой Валентине Герфановне, дата рождения, в Кочевском муниципальном районе Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. Взыскать с Администрации Маратовского сельского поселения в пользу Шамсутдиновой Валентины Герфановны судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части исковых требований отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В.А., объяснения представителя ответчика Правительства Пермского края Пономаревой Е.А., которая поддержала доводы жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Шамсутдинова В.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района, Администрации Маратовского сельского поселения, Отделу по Кочевскому и Косинскому муниципальным районам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, Правительству Пермского края об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, установлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее жилищных прав в несовершеннолетнем возрасте, признании права на однократное льготное предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по включению ее в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по выделению денежных средств для приобретения жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в части удовлетворения исковых требований, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3 и 4 п.1 ст.330 ГПК РФ).
Принимая решение об удовлетворении указанных выше исковых требований, суд ссылался на положения ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд пришел к выводу о том, что Шамсутдинова В.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения в собственности она не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. В настоящее время истец проживает в арендованной ею квартире по адресу: **** с 02.10.2017 года. До настоящего времени не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, хотя имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд отметил, что в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие тот факт, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, решению вопроса о невозможности проживания в жилом помещении по адресу: **** (родительское жилье), а также по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Суд исходил из того, что в период нахождения Шамсутдиновой В.Г. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в государственных детских и образовательных учреждениях, в которых она находилась на воспитании, обучении и закрепленной жилой площади не имела.
Суд отметил, что поскольку истица Шамсутдинова В.Г. в раннем возрасте (6 лет) осталась без попечения родителей, находилась под опекой и попечительством государства, то на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у неё возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Реализация данного права не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения органами опеки и попечительства обязанностей по учету указанной категории граждан в целях обеспечения возможности реализации права на жилое помещение. Довод ответчиков о том, что истец до 23 лет не обращалась за предоставлением ей жилья и не встала на жилищный учет, следовательно, утратила правовые основания для получения жилья, суд отклонил. Суд также установил, что Шамсутдинова В.Г. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку её мать умерла, а отец длительное время отбывал наказание по приговору суда, после освобождения из мест лишения свободы детей к себе на воспитание и содержание не возвратил.
Все перечисленные выше выводы суда не основаны на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.
При рассмотрении данного спора суду следовало исходить из того, что как установлено в ходе судебного разбирательства, до достижения 23-летнего возраста истец с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и приложением требуемого законом пакета документов, в уполномоченные органы не обращалась. После достижения ею указанного возраста с подобными заявлениями она также не обращалась. Соответственно, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, она не была включена и не могла быть включена в связи с отсутствием самого факта ее обращения.
Доводы истца, о том, что она неоднократно обращался в **** сельскую администрацию с заявлениями о внеочередном обеспечении ее жильем, не основаны на доказательствах. Более того, они не имеют правового значения, поскольку указанная администрация не ведет списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и не обеспечивает нуждающихся соответствующими помещениями.
Суду следовало исходить из того, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носит заявительный характер и соответствующее право истца подлежало реализации при условии письменного его обращения в соответствующие органы для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд не учел то обстоятельство, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, доказательств того, что истец в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено. На какие-либо уважительные, объективные причины, препятствовавшие его обращению за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения 23 лет, истец не ссылается.
При разрешении спора следовало исходить из того, что установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Суду следовало руководствоваться положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Таким образом, дополнительным основанием для отмены решения, в части возложения обязанности на Правительство Пермского края предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, является нарушение требований указанной правовой нормы, которая предусматривает возможность возложения соответствующей обязанности на орган местного самоуправления.
Дополнительным основанием для отмены решения, в части отнесения истца к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, является то обстоятельство, что указанное требование истец не заявляла.
Основанием для отмены решения, в части установления факта утраты Шамсутдиновой Валентиной Герфановной попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте является то обстоятельство, что установление данного факта не влечет для истца правовых последствий в виде обеспечения ее жилым помещением по Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований.
При таких обстоятельствах решение, в указанной его части, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В удовлетворении перечисленных выше исковых требований о взыскании следует отказать в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения. В части отказа в удовлетворении исковых требований оснований для отмены решения суда не имеется. В указанной части оно фактически ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь ст.199, ст.328 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 07 сентября 2018 года, в части удовлетворения требований об установлении факта утраты Шамсутдиновой Валентиной Герфановной попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и отнесения её к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; включения Шамсутдиновой Валентины Герфановны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений; возложения обязанности на Правительство Пермского края предоставить Шамсутдиновой Валентине Герфановне в Кочевском муниципальном районе Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.; взыскания с Администрации Маратовского сельского поселения в пользу Шамсутдиновой Валентины Герфановны судебных расходов в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 300 рублей, отменить.
Принять, в указанной части, новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части это решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи