Председательствующий Стрельцова Е.Г.
УИД № 19RS0001-02-2023-003900-58
Дело № 33-3209/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 декабря 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Абакана Миненковой Н.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 сентября 2023 года по делу по иску прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок», Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок» (далее – МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок»), Администрации г. Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая в деятельности МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» ряд нарушений. Выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности приводят к угрозе жизни или здоровья людей. Просил возложить на Администрацию г. Абакана обязанность в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда профинансировать расходы МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; возложить на МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» обязанность в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оснастить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить непрерывное видеонаблюдение критических элементов и (или) уязвимых мест; оснастить объект охранной сигнализацией.
Определением суда от 17.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Городское управление образования Администрации города Абакана (далее – ГУО Администрации г. Абакана).
В судебном заседании помощник прокурора г. Абакана Нестеренко Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок», третьего лица Дмитриева М.А. наличие нарушений и необходимость их устранения не оспаривала, просила увеличить срок исполнения решения до шести месяцев.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Абакана Миненковой Н.В.
Судом постановлено решение, которым на Администрацию г. Абакана возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить бюджетное финансирование для осуществления МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» расходов на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности. На МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оснастить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить непрерывное видеонаблюдение критических элементов и (или) уязвимых мест; оснастить объект охранной сигнализацией.
С решением суда не согласна представитель ответчика Администрации г. Абакана Миненкова Н.В.
В апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела в отношении Администрации г. Абакана, не привел нормы материального права, на основании которых Администрации г. Абакана обязана выделить бюджетное финансирование. Указывает, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении детского сада является ГУО Администрации г. Абакана. Считает, что формулировка о выделении бюджетного финансирования, указанная в оспариваемом решении, противоречит формулировкам, используемым бюджетным законодательством. Кроме того, полагает, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела с учетом требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Положениями ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
При этом под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены обязательные для исполнения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), подп. «а» п. 25 которых в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности предусмотрено оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п. 24).
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30 Требований).
Судом установлено, что МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» отнесено к объектам третьей категории опасности.
Прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая в деятельности МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» следующие нарушения:
- в нарушение подп. «д» п. 24 Требований в МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в нарушение подп. «а» п. 25 Требований МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» не оснащено охранной сигнализацией;
- в нарушение п. 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок».
По результатам проверки прокурором г. Абакана 10.09.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Судом установлено, что выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» не устранены. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Установив, что МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» нарушены требования антитеррористического законодательства, выявленные нарушения приводят к угрозе жизни или здоровью людей, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения. Придя к такому выводу, суд исходил из того, что вопросы по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях относятся к полномочиям ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильно примененных нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок» является юридическим лицом, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, находится в муниципальной собственности г. Абакана Республики Хакасия.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа (п.п. 3, 7.1 ч. 1 ст. 16).
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 40 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222, усматривается, что Администрация г. Абакана, включающая органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Абакан. В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация г. Абакана и отраслевые органы местной администрации - департаменты, комитеты, управления. Структура администрации утверждается Советом депутатов города Абакана по представлению Главы города Абакана.
Согласно п. 1, 6 ст. 41, п. 1, 3, 8 ст. 42 Устава города Абакана Администрация г. Абакана разрабатывает и вносит на утверждение Совета депутатов города Абакана проекты бюджета города Абакана, стратегии социально-экономического развития города Абакана, реализует их выполнение; утверждает долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет бюджета города Абакана; управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды, мены, пользования объектов муниципальной собственности; ведет учет и реестр объектов муниципальной собственности; контролирует организационно-финансовый механизм муниципальных предприятий, учреждений, организаций; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В области образования, здравоохранения и социально-культурного обслуживания Администрация города Абакана: обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством (п. 4, 19 ст. 46 Устава города Абакана).
В соответствии с п. 1.1, 1.10, 2.1 Положения о ГУО Администрации г. Абакана, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 27.03.2018 № 521, ГУО Администрации г. Абакана в соответствии с Федеральным законом «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░. 1, 2 ░ 4 ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14.02.2023 № 456, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░. 1.1, 1.12, 2.2, 3.1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.12.2006 № 333.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ – ░/░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.12.2023