Решение по делу № 2-3364/2022 от 31.10.2022

№ 2-3364/2022

26RS0035-01-2022-004513-59

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск                                                                                                     21.12.2022 г.

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Чернова Г.В.

при секретаре Канановой Л.А.,

с участием

истца Шестриковой В.Н.,

представителя ответчика Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности Саркисовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шестериковой Валентины Николаевны к Шпаковскому филиалу ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о восстановлении права Шестериковой В.Н. оплачивать коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(2-1), обязании начислять плату за коммунальную услугу по отоплению Шестериковой В.Н. по формуле 3(2-1), взыскании компенсации за начисленную незаконно коммунальную плату за отопительный период

УСТАНОВИЛ:

Шестерикова В.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Шпаковскому филиалу ГУП СК «Крайтеплоэнерго», в обоснование которого указано, что в 2015 году 54 квартиры в многоквартирном доме, по <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства перешли на индивидуальное отопление. С 2019 года Шпаковский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» начал начислять плату за отопление мест общего пользования. В многоквартирном доме по вышеуказанному адресу места общего пользования (площадь подъездов 512,5 кв.м.) не отапливаются. Жильцы подавали заявления в суд, заказали судебную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению которой, места общего пользования не имеют системы отопления и признаками отапливаемых помещений не обладают. В Ставропольских судах дело проиграли, но дошли до Конституционного суда, который по жалобе Шестериковой В.Н. в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П признал справедливость заявления и порекомендовал Правительству РФ в кратчайший срок внести изменения в Правила о порядке расчета коммунальной. слуги по отоплению. Правительство РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ утвердило формулу 3(2-1), по которой собственники с индивидуальным отоплением в домах которых в местах общего пользования отсутствует отопление, полностью освобождаются от платы за коммунальные услуги по отоплению ресурсоснабжающей теплом дом организацией. Теплосеть же заранее предупредила, чтобы они не радовались формуле 3 (2-1), будут платить, так как нужно представить теплосети первоначальный проект общедомовой отопительной системы, где указаны батареи, которые были на 1-ом этаже дома, затем разрешение администрации и проект на их демонтаж. ДД.ММ.ГГГГ в дом явилась комиссия теплосети на осмотр подъездов 1 этажа и в одном углу нашла огрызок трубы, по которому сделала вывод, что в подъезде был радиатор. Но огрызок трубы - это не документ. ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ получает от теплосети требование предоставить техническую документацию, подтверждающую законность демонтажа отопительных приборов в подъездах дома. Экстренно собираем собрание. Собравшиеся заявляют, что никогда на 1-м этаже не было батарей. Старожилы (их 2 человека) помнят, что были батареи у входных дверей 1-го этажа, но в первые же годы существования дома они размерзлись и были срезаны слесарями коммунхоза. ДД.ММ.ГГГГ они предоставляли Шпаковскому филиалу ГУП СК «Крайтеплоэнерго» протокол собрания, где 50 собственников подтвердили своими подписями, что ТСЖ не срезало радиаторы на 1 этаже. Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ теплосеть на обращение принимает решение, по которому к ним не может быть применена формула 3(2-1) (копия решения теплосети от ДД.ММ.ГГГГ). Главная причина: ТСЖ не предоставило в адрес теплоснабжающей организации документы, подтверждающие законность демонтажа отопительных приборов в подъездах дома. Но они предъявили доказательства, что ТСЖ не демонтировало радиаторы: копию протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, где 50 человек поставили подписи, утверждая, что ТСЖ радиаторы не срезало. ТСЖ предоставляет акт от ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждает, что во всех 8 подъездах на момент проведения индивидуального отопления не было стояков и радиаторов (копия акта от ДД.ММ.ГГГГ). Этот акт и акт от ДД.ММ.ГГГГ об изоляции стояков они оформили по требованию Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору. Теплосеть терроризировала их весь октябрь, директор Белокопыт А.В. не принимал документы о переходе на индивидуальное отопление, подавая во все инстанции жалобы, что им незаконно дали разрешение на индивидуальное отопление. Поэтому они во все инстанции должны были предоставлять документы. Сохранился ответ на акт, который получил государственный инспектор Управления СК по строительству и жилищному надзору ДД.ММ.ГГГГ. Акт ТСЖ имеет юридическую силу, это доказывает Постановление Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ -П, что доказательством отсутствия отопительных приборов в местах общего пользования могут быть: проектно-техническая документация, акты управляющей организации, экспертные заключения и т.п. Они предоставили: заключение судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , что места общего пользования не имеют системы отопления и признаками отапливаемых помещений не обладают. ТСЖ начало управлять домом с 2014, следовательно, все эти документы доказывают, что при создании ТСЖ радиаторов в подъездах не было, поэтому демонтировать ТСЖ не могло. Шпаковский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» пусть предоставит документ, доказывающий, что радиаторы на 1-ом этаже нашего дома были. Доказательством может быть лишь первоначальный проект внутридомовой отопительной системы, а не огрызок трубы, -который теплосеть нашла в углу. Первоначального проекта нет, в архивах нет никакой проектно-технической документации на дом. Доказательство - письмо МУП «ЖКХ ШМР» первому председателю Лыжову Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, где коммунхоз заявляет, что не получил по акту приема дома никакой технической документации, поэтому им ничего не может передать. А если нет документа, доказывающего наличие на 1-ом этаже радиаторов, теплосеть не имеет права требовать от ТСЖ документов об их демонтаже. У Теплосети нет никаких доказательств, что ТСЖ демонтировало отопительные приборы в подъездах. В 90- е годы до приватизации были другие законы. Жилищный кодекс со ст. 26, 28, 29, 44 и т.д. утвержден Государственной Думой 22 декабря 2004 года. В своем решении теплосеть от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что еще одной причиной, по которой не может применяться формула 3(2-1), это наличие технических подвалов, в которых находятся элементы внутридомовой системы. Но технические подвалы для расчета платы за коммунальные услуги по отоплению не играют никакой роли. Правительство РФ от 28.12.2018 № 1708 перечисляют в формуле 3(6) помещения, входящие в состав общего имущества для расчета за коммунальную услугу по отоплению, Технических подвалов там нет. Далее в п.2 решения от ДД.ММ.ГГГГ теплосеть утверждает, что работоспособные стояки отопления проходят через помещения, переустроенные на индивидуальные источники отопления. Но стояки в данных квартирах изолированы трубами энергофлекса, что подтверждается копией акта от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Конституционного Суда от 20.12.2018 г. № 45-П утверждает: «...ввиду изоляции элементов внутридомовой системы (трубопроводы, стояки) энергия, поступающая в дом по центральным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется». По формуле 3(6), утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ освобождаются от платы за коммунальную услугу по отоплению помещений собственники с индивидуальным отоплением. Конституционный Суд в Постановлении от 20.12.2018 г. № 15-П указывает: «...нормативное урегулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами с учетом необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, рационального использования природных ресурсов должно основываться из вытекающих из Конституции принципам справедливости, определенности, соразмерности, чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений к порядку определения объема потребленного собственниками коммунального ресурса и взимаемой за него платы». Истец считает, что действия Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не соответствуют Конституции РФ (ст.17 ч.1, 2, ст.18, ст.19 ч. 1, ст.35 ч. 1, 2, ст. 40 ч.1, 2, ст.53 ч.3), нарушают указанные закрепленные в Конституции РФ принципы, нарушают права истца и права всех собственников с индивидуальным отоплением нашего дома, так как они не потребляют коммунальный ресурс по отоплению, но Шпаковский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» начисляет плату за непотребленный ресурс. 39 квартир с индивидуальным отоплением не имеют никаких элементов внутридомовой отопительной системы, в 15 квартирах стояки удалены, на 5 этаже в квартирах нет стояков вообще (копия акта ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ). Из 54 собственников с индивидуальным отоплением 28 пенсионеров, 2 семьи многодетные, 3 семьи - матери-одиночки. Конституционный суд в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ утверждает, что если большинство в доме помещений с индивидуальным отоплением, то они за счет теплоотдачи от своих помещений отапливают дом в целом и тратят энергии намного больше, чем теплосеть. Да, собственники с индивидуальным отоплением отапливают 74 % дома в целом, при этом тратят энергию газа от своих котлов и рассчитываются за нее со Шпаковским райгазом. Теплосеть же энергию, которую она тратит за отопление дома в целом, делит между всеми собственниками пропорционально площади их помещений. А так как у нас 74% площади дома, 74 % стоимости своей энергии теплосеть перекладывает на собственников с индивидуальным отоплением. Она в результате платит дважды: райгазу и теплосети: февраль - райгазу 545,24 руб., теплосети 300,0 руб.; март – райгазу - 602,30 руб., теплосети -259,89 руб. И так каждый месяц 60-70% от суммы., которую она платит райгазу за отопление квартиры, за подогрев воды, за варочную плиту, она должна оплачивать теплосети за отопление лестничной клетки, которую сама отапливает стенами своей квартиры. За отопительный период 2021-2022 г. октябрь-май она заплатила 1759,81 руб.

На основе вышеизложенного просит суд:

- восстановить законное право Шестериковой В.Н., собственницы <адрес>, оплачивать коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(2-1);

- обязать Шпаковский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» начислять плату за коммунальную услугу по отоплению Шестериковой В.Н. по формуле 3(2-1);

- взыскать со Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» компенсацию в сумме 1759,81 руб., начисленную незаконно за отопительный период 2021- 2022 г. Шестериковой В.Н.

В судебном заседании истец Шестрикова В.Н. просила исковое заявление удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности Саркисова М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в ее письменных возражениях.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Частью 4 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

В силу части 1(1) статьи 157 названного кодекса, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Пунктом 42(1) Правил определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.

ГУП СК «Крайтеплоэнерго» является теплоснабжающей организацией, оказывающей своим потребителям коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе проживающим на территории г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

В своей деятельности по предоставлению коммунальных услуг населению предприятие руководствуется нормами Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 г. № 16-П (далее - КС РФ, Постановление КС РФ № 16-П, Постановление), в связи с жалобой гражданки Шестериковой В.Н., положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил 354 во взаимосвязи с формулой 3 приложения к данным Правилам 354 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

То есть соответствующий абзац 3 пункта 42 (1) Правил признан не соответствующим Конституции РФ не полностью, а лишь в той мере, которая определена вышеназванным Постановлением.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении, Правительству РФ необходимо внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

При этом КС РФ в Постановлении отметил, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в гаком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

До вступления в законную силу вышеназванного Постановления КС РФ (ДД.ММ.ГГГГ) ГУП СК «Крайтеплоэнерго» руководствовалось Правилами , действующими на всей территории РФ, в частности, предусматривающими порядок расчета платы за отопление в домах, с так называемой «смешанной» системой теплоснабжения. Иных правовых оснований для расчета платы за данную коммунальную услугу у ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не было.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет здание как результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2).

Система отопления предусматривается на этапе проектирования многоквартирного дома, наличие системы отопления наряду с системами водоснабжения, канализации, электроосвещения и т.д. обеспечивает как безопасную эксплуатацию многоквартирного дома, так и пригодность жилых помещений для проживания (пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Факт отсутствия в помещении многоквартирного дома приборов отопления подлежит учету при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению путем принятия равным нулю объема тепловой энергии, приходящейся на данное помещение, что предусмотрено пунктом 2(5) приложения к Правилам.

В абзаце 10 пункта 5 мотивировочной части постановления отметил, что полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46- П).

Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом. Поскольку схема теплоснабжения многоквартирного дома и разводка внутридомовой системы отопления предполагают прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) таких элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения (включая помещения общего пользования), то, несмотря на отсутствие непосредственно в помещениях общего пользования данного многоквартирного дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления, тепловая энергия, поступающая в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется жилыми и нежилыми помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется для обогрева помещений общего пользования (т.е. на общедомовые нужды). При этом объем (количество) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое (нежилое) помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Как отметил КС РФ в постановлении -П возложение обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, на собственников и пользователей всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, согласуется с конституционным принципом равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Иное, напротив, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками и пользователями помещений в одном многоквартирном доме общедомовых расходов и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников и пользователей помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Отсутствие же в системе действующего правового регулирования такого механизма расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, который бы учитывал не только потребление на общедомовые нужды тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и использование в указанных целях тепловой энергии, выработанной установленными в отдельных помещениях такого дома индивидуальными источниками тепловой энергии, а значит, и расходы, фактически понесенные собственниками и пользователями помещений, отаплйваемых автономно, на опосредованное отопление помещений общего пользования и тем самым дома в целом, свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании (абз. 5 п. 8 мотивировочной части постановления КС РФ -П).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Правила устанавливают единый порядок расчета платы за отопление вне зависимости от условий отопления и предусматривают обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления вне зависимости от наличия или отсутствия в жилых и нежилых помещениях обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, поскольку расчет размера платы, предусмотрены формулами 2, 2 (1), 3, 3 (1) приложения к Правилам учитывает только общую площадь жилого (нежилого) помещения.

Исключение при расчете платы за отопление из общей площади помещений дома площади жилого помещения, в котором проживают ответчики, приведет к необоснованному завышению платы для других собственников помещений в данном МКД, что недопустимо, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

Из изложенного следует, что возмещение ГУП СК «Крайтеплоэнерго» оплаченных истцом сумм за предоставленную коммунальную услугу в целях содержания общего имущества МКД, рассчитанную по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, будет означать полное освобождение указанных лиц от оплаты такой услуги, которое как указал КС РФ в своих постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ допускается только в случае отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, следовательно, приведет к нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

Во исполнение Постановления КС РФ -П, в целях восполнения пробела в правовом регулировании, Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 1018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», изменен порядок расчета размера платы за отопление в многоквартирных домах, в которых все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплоснабжающими элементами внутридомовой инженерной системы отопления.

Вышеназванное Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указание о том, что нормы постановления распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, акт Правительства РФ не содержит.

Согласно ч.1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом ч. 2 ст. 6 ЖК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 42(1) Правил в новой редакции, в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения к Правилам .

В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 Правил .

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 6 Правил , сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения, предоставляются ресурсоснабжающей организации, осуществляющей предоставление гражданам коммунальной услуги по отоплению - соответственно управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, оснащен коллективным общедомовым прибором учета, дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения.

Всего 54 жилых и 4 нежилых помещения в указанном доме переведены на индивидуальное отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, 26 жилых и 2 нежилых помещения остались подключенными к централизованной системе отопления.

Расчет размера платы за отопление собственникам и пользователям, проживающим в вышеуказанном многоквартирном доме производится по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, по формуле 3 Приложения к Правилам .

В случае предоставления соответствующих документов заявителем, размер платы будет рассчитываться по формуле 3 (2-1) приложения к Правилам.

При этом, как предусмотрено данной формулой, объем потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на жилое или нежилое помещение, принимается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 24 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.

Пунктом 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) предусмотрено, что в состав технической документации длительного хранения па жилой дом, входит проектно-сметная документация и исполнительные платежи на каждый дом, технический паспорт на жилой дом. Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т. п. (п. 1.5.2. Правил ).

П. 1.6. Правил собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

Переустройство помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (п. 1.7 Правил ).

В целях подтверждения факта наличия (отсутствия) в помещениях общего пользования многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления Шпаковским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго» был направлен соответствующий запрос в ТСЖ «Солнечный-175» (от 15.07.2021г. Исх. ), являющегося организацией управляющей вышеназванным МКД, о предоставлении соответствующей технической документации на данный многоквартирный дом.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) ТСЖ «Солнечный-175» сообщает о демонтаже радиаторов отопления в подъездах, выполненных МУП «МЖКХ ШМР» без указания даты. Документы, а также техническая документация, подтверждающие законность выполненного демонтажа товариществом в адрес ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не предоставлены.

Комиссией в составе представителей Шпаковского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт демонтажа радиаторов отопления в подъездах МКД, расположенного по <адрес>.

При этом, в названном доме имеется технический подвал, в котором расположены элементы внутридомовой системы отопления, узел управления, общедомовой прибор учета тепловой энергии. Кроме того, работоспособные стояки системы отопления проходят через жилые и нежилые помещения, в том числе переустроенные на индивидуальные источники отопления, то есть все остальные элементы системы отопления, в доме имеются, от которых также излучается тепло, которое идет на обогрев помещений общего пользования МКД - лестничных клеток, подвалов.

Исковое заявление ссылку на документы, подтверждающие законность проведения демонтажа радиаторов отопления в многоквартирном доме, не содержит.

Согласно требованиям части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 г., предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст).

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают единый порядок расчета платы за отопление вне зависимости от условий отопления и предусматривают обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления вне зависимости от наличия или отсутствия в жилых и нежилых помещениях обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, поскольку расчет размера платы, предусмотрены формулами 2, 2(1), 3, 3(1) приложения к Правилам учитывает только общую площадь жилого (нежилого) помещения.

Изоляция трубопроводов и стояков централизованной системы отопления не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с изолированными либо демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на обшедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла элементами центрального отопления, преходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.

Таким образом, исключение истцом при расчете платы за отопление из общей площади помещений дома площади нежилого помещения, приведет к необоснованному завышению платы для других собственников помещений в данном многоквартирном доме, что недопустимо. По данным обстоятельствам неоднократно высказывал свои правовые позиции Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении права Шестериковой В.Н. оплачивать коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(2-1) и обязании начислять плату за коммунальную услугу по отоплению Шестериковой В.Н. по формуле 3(2-1) у суда не имеется.

В связи с отказом в основных требованиях истца, оснований для удовлетворения производных от него требований о компенсации за начисленную незаконно коммунальную плату за отопительный период также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований по исковому заявлению Шестериковой Валентины Николаевны к Шпаковскому филиалу ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о восстановлении права Шестериковой В.Н. оплачивать коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(2-1), обязании начислять плату за коммунальную услугу по отоплению Шестериковой В.Н. по формуле 3(2-1), взыскании компенсацию за начисленную незаконно коммунальную плату за отопительный период – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий судья                                                                            Г.В. Чернов

Мотивированное решение изготовлено 27.12.2022 г.

2-3364/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестерикова Валентина Николаевна
Ответчики
ГУП СК "Крайтеплоэнерго"
Другие
Шпаковский филиал ГУП СК "Крайтеплоэнерго"
Суд
Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья
Чернов Г.В.
Дело на сайте суда
shpakovsky.stv.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее