Решение по делу № 2а-4095/2021 от 10.08.2021

Дело № 2а-4095/2021

59RS0005-01-2021-005294-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года                 г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Парыгиной М.В.,

при секретаре Говорухиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к Шмелеву Игорю Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю (административный истец) обратилась в суд с иском к Шмелеву И.В. (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми и является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Шмелев И.В. в нарушение законодательства о налогах и сборах своевременно не уплатил налог на имущество физических лиц за налоговые периоды 2015,2016,2018 года в размере 1008 рублей и пени за налоговые периоды 2015,2016,2018 годов в сумме 107,13 рублей.

В соответствии с ч.4 ст.52 НК РФ инспекция направила административному ответчику налоговое уведомление от 06.08.2016 об уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года; налоговое уведомление от 09.09.2017 об уплате налога на имущество за 2016 год; налоговое уведомление от 28.06.2019 об уплате налога на имущество за 2018 год.

За несвоевременную уплату налогов ответчику начислены пени, выставлено требование от 22.02.217 со сроком добровольной уплаты до 18.04.2017, от 25.06.2018 со сроком добровольной уплаты до 08.08.2018, от 26.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 03.09.2019, от 25.12.2019 со сроком добровольной уплаты до 28.01.2020.

Неисполнение указанных требований послужило основанием для вынесения судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени от 05.08.2020 по делу №2а-4431/2021.

09.03.2021 мировой судья на основании ст.123.7 КАС РФ отменил судебный приказ, поскольку от ответчика поступили возражения относительно его исполнения.

В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил требования, указав, что ответчиком оплачена задолженность, что подтверждается чек-ордерам от 30.08.2021 на сумму 473 руб.- налог на имущество за налоговый период 2018 года, на сумму 287 руб.- налог на имущество за налоговый период 2016 года, на сумму 248 руб.- налог на имущество за налоговый период 2015 года отражены в карточке расчетов с бюджетом.

Сумма пени по налогу на имущество физических лиц в размере 107,13 руб. уплачена налогоплательщиком 30.08.2021 г. по чек-ордеру с нарушением правил заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему РФ, а именно основание платежа, налоговый период не указаны, назначение платежа – пеня-пеня.

Административный истец с учетом уточненных исковых требований просит взыскать со Шмелева И.В. пени, начисленные за неуплату налога на имущество за налоговые периоды 2015,2016,2018 года в размере 107,13 руб., судебные расходы на сумму 74,40 руб.

Представитель административного истца о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без участия представителя.

Административный ответчик Шмелев И.В. в судебное заседание не явился, извещался, в письменном отзыве на иск, указал, что требования инспекции исполнил в добровольном порядке, оплатив задолженность, о чем представил копии чеков. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в его отсутствии.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

На основании ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Исходя из ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).Из ч. 6 ст. 289 названного Кодекса следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми.

Шмелев И.В. является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В адрес Шмелева И.В. инспекцией направлены налоговые уведомления:

от 06.08.2016 об уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года;

от 09.09.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год;

от 28.06.2019 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год.

В связи с неуплатой налога налоговым органом в соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика направлены требования:

от 22.02.2017 со сроком добровольной уплаты до 18.04.2017,

от 25.06.2018 со сроком добровольной уплаты до 08.08.2018,

от 26.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 03.09.2019,

от 25.12.2019 со сроком добровольной уплаты до 28.01.2020.

Поскольку сумма недоимки и пени в требованиях не превысила 3000 рублей, то право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока самого раннего требования, т.е. до 18.10.2020 г. ( 18.04.2017 г. + 3 года + 6 месяцев) административный истец должен был обратиться в суд.

Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 31.07.2020 с соблюдением срока.

05.08.2020 г. мировым судьей судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми был вынесен судебный приказ №2а-4431/2020 о взыскании задолженности по налогам.

09.03.2021 мировой судья на основании ст.123.7 КАС РФ отменил судебный приказ от 05.08.2020 о взыскании задолженности, поскольку от ответчика поступили возражения относительно его исполнения.

Административное исковое заявление подано налоговым органом в Мотовилихинский районный суд г. Перми 10.08.2021, т.е. предусмотренный ст. 48 НК РФ срок налоговым органом соблюден.

Согласно сведений, представленных на запрос суда из ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми, исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа №2а-4431/2020, в отделе судебных приставов отсутствует.

Из материалов дела следует, что Шмелев И.В. в период рассмотрения дела в суде произвел оплату недоимки по налогу на имущество, что подтверждается чек-ордерами от 30.08.2021 на сумму 473 рублей- налог на имущество за налоговый период 2018 года, на сумму 287 рублей- налог на имущество за налоговый период 2016 года, на сумму 248 рублей- налог на имущество за налоговый период 2015 года.

Сумма пени по налогу на имущество физических лиц в размере 107,13 руб. уплачена налогоплательщиком 30.08.2021 г. по чек-ордеру с нарушением правил заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему РФ.

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполнятся налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Согласно п. 3 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина РФ №107н от 12.11.2013 г. распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 8 Правил в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

Согласно п. 13 Правил в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств и настоящим Порядком.

В квитанции от 30.08.2021 г. по чек-ордеру на сумму 107,13 рублей основание платежа (106) – не указано, налоговый период (107) не указан, назначение платежа – «пеня, пеня».

Таким образом, правовых оснований для идентификации платежа на сумму 107,13 рублей и зачета его в счет уплаты пеней за несвоевременную уплату налога на имущество за 2015, 2016, 2018 г. не имеется.

При таких обстоятельствах с Шмелева И.В. в пользу Межрайонной ИФНС России по Пермскому краю №21 подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2015 г., за период с 02.12.2016 г. по 25.06.2019 г. в размере 63,68 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2016 г., за период с 02.12.2017 г. по 25.06.2019 г. в размере 41,23 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 г., за период с 03.12.2019 г. по 24.12.2019 г. в размере 2,22 рублей.

Административным истцом заявлены к возмещению почтовые расходы в размере 74,40 рубль.

    В соответствии с частью 1 статьи 103, статье 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, почтовые расходы (пункт 6).

    На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

    Расходы истца на отправку административного искового заявления в размере 74,40 рубль подтверждается реестром почтовых отправлений от 02.07.2021 г. с печатью Почты России от 02.07.2021 г. Согласно отчету об отслеживании отправления исковое заявление вручено адресату 09.08.2021 г.

Соответственно, почтовые расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Шмелева Игоря Владимировича в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2015 г., за период с 02.12.2016 г. по 25.06.2019 г. в размере 63,68 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2016 г., за период с 02.12.2017 г. по 25.06.2019 г. в размере 41,23 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 г., за период с 03.12.2019 г. по 24.12.2019 г. в размере 2,22 рублей, почтовые расходы в размере 74,40 рублей.

Взыскать с Шмелева Игоря Владимировича в пользу местного бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: судья

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу     

2а-4095/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю
Ответчики
Шмелев Игорь Владимирович
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Парыгина Мария Викторовна
Дело на сайте суда
motovil.perm.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
11.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее