Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2017 года Дело №2-1184/2017
Абаканский городской суд в городе Абакане,
В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,
При секретаре Торбостаевой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске, действующих в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный центр «Енисей» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований,
с участием: представителя истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске Павловой А.Ю., действующей на основании доверенности;
представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный центр «Енисей» Сыскина А.П., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ;
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Детский оздоровительный центр «Енисей» об обязании ООО «Детский оздоровительный центр «Енисей»» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабдра подземных вод (скважина №П737) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес>.
В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске Павловой А.Ю., заявленные требования поддержала, суду пояснила, что ООО «Детский оздоровительный центр «Сосновый бор»» при осуществлении эксплуатации подземного водного объекта для использования в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения расположенного по <адрес> нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». До настоящего времени информация об утверждении проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны водозаборной скважины № Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. В связи с чем, представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске Павловой А.Ю. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ООО Детский оздоровительный центр «Енисей» Сыскин А.П. в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что им поданы документы на утверждение проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины № в <адрес>. Против удовлетворения заявленных требований представитель ООО Детский оздоровительный центр «Енисей» Сыскин А.П. не возражал.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, суд считает, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске вправе обратиться в суд с иском о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Судом установлено, что ООО Детский оздоровительный лагерь «Енисей» расположен в центральной части <адрес>, внутри лесного фонда и граничит с кварталом 10 Минусинского участкового лесничества Краевого государственного бюджетного учреждения.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется из одиночного водозабора - скважины №, расположенной в юго-восточном углу оздоровительного центра в 30 м. от его ограждения.
Основными элементами системы водоснабжения являются:
- Источник подземных вод - скважина глубиной 150 м. работающая в автоматическом режиме;
- Водоприемное сооружение при помощи которого осуществляется примем воды из скважины- кирпичная наземная насосная станция с насосом ЭЦВ 6-10-110, установленным на глубине 80 м. на водоподъемных трубах, служащий для подъема воды из скважины;
- Напорно-регулирующая емкость, выполняющая роль водонапорной башни объемом 25 м расположенная в 13 м. от скважины;
- Водовод и распределительная сеть.
При этом, водозаборная скважина была пробурена в 1976 году. Согласно паспорту водозабора, составленному Минусинской ГГП в ДД.ММ.ГГГГ глубина скважины № составляет 150 м.
Факт эксплуатации подземного водного объекта ООО «Детский оздоровительный центр «Енисей»», в том числе использование и эксплуатации источника подземного водоснабжения- скважины № подтверждается актом проверки органом государственного контроля надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии стационарной организации отдыха и оздоровления детей «Енисей» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии подземного водного объекта - скважины № государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от ДД.ММ.ГГГГ №.
Статьей 43 Водного Кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта организации зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважина №) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> устанавливающий размеры и границы зоны санитарной охраны подземного водозабора.
В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ водозаборная скважина № предназначена для питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения Детского оздоровительного центра «Енисей».
Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны для централизованного источника питьевого водоснабжения расположенного в <адрес> края.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является - Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.
В настоящее время информация об утверждении проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабора подземных вод (скважина №) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны водозаборной скважины № Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зон санитарной охраны водозаборной скважины № Детского оздорови-тельного центра «Енисей» в <адрес> означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственностью.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водозаборной скважины № Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес> не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Тем самым, ООО «Детский оздоровительный центр «Енисей» нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования о понуждении ООО «Детский оздоровительный центр «Енисей» произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Детский оздоровительный центр «Енисей» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта «Организация зоны санитарной охран участка водозабдра подземных вод (скважина №П737) Детского оздоровительного центра «Енисей» в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2017.
СУДЬЯ : ЦАРЁВА Е.А.