Дело № 2а-2949/2021
25RS0002-01-2021-002133-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Булановой, при помощнике Е.П.Бордюговой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головой Лилии Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (заинтересованные лица: <адрес>, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО12, ФИО13, ФИО14) о признании решений незаконными, и возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Голова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от дата об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>, возложение обязанности зарегистрировать право общедолевой собственности на указанные земельные участки.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что является собственником 1/14 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Указанный дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами № которые являются ранее учтенными, границы земельных участков установлены в соответствии действующим законодательством. дата административным истцом совестно с ФИО12, ФИО6, ФИО8 через МФЦ <...> края поданы документы на государственную регистрацию права на земельные участки с кадастровыми номерами №. Совместно с заявлениями представлены акт от дата Владивостокского ФИО3 «ЦРК», письмо от дата Федерального архивного бюро, выписки из ЕГРН на участки и жилой дом. дата Управлением Росреестра по <...> краю вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в связи с не представлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих право пользования земельными участками предыдущего собственника жилого дома, расположенного на земельных участках. Административным истцом получены уведомления от дата об отказе в государственной регистрации прав. В обоснование отказа указано, что представленные документы не подтверждают право пользования земельными участками предыдущего собственника жилого дома, расположенного на земельных участках. С принятыми решениями административный истец не согласна, указывает, что согласно акта купли-продажи строений от дата Владивостокским ФИО3 (ЦРК) (продавец) продан гражданам СССР в общую собственность принадлежащие ему не муниципализированные строения, состоящие из 3-х домов, жилой <адрес> года постройки, расположенный по адресу <адрес>, на углу ФИО3 проспекта, 9/52 (в настоящее время <адрес>) в III-й части, в 32 квартале, на участке земли под №. Площадь земельного участка 1308,2 кв.м. Согласно указанного акта строения продавца никому не проданы, не заложены, под арестом не состоят. Согласно ответа ФКУ «Российский государственный исторический архив Дальнего Востока» от дата по плану существующего и проектированного расположения областного города <...> на 1910 год, земельные участки, расположенные в 32 квартале III части города, были отнесены к селитебной зоне. Домостроение, находящееся по адресу <адрес>, расположено ориентировочно на участке № указанного квартала. В списке домовладельцев и арендаторов городских земель г. <...> значится, что участок № закреплен за ФИО15 Сведения о дальнейшей передаче на каком-либо праве указанного участка в фондах архива не обнаружено. Иные документы об отводе земли под строительство домов на указанной улице позднего периода в фондах архива нет. дата осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу <адрес> с присвоением кадастровых номеров №. Выписками из ЕГРН подтверждается, что в границах указанных земельных участков располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами №. дата на основании договора купли продажи ФИО16 (бабушка) приобретена доля указанного домовладения. дата на основании свидетельства о праве на наследство по закону ФИО17 (мать истца) перешла 1/14 доля указанного домовладения. С дата на основании свидетельства о наследстве по завещанию от ФИО17 истцу перешла 1/14 доля указанного домовладения. С учетом этого, указывает, что на государственную регистрацию представлены все необходимые для регистрации права собственности на земельные участки документы. Домовладение и земельные участки перешли к ФИО4 в порядке наследования.
Административный истец Голова Л.В. в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности ФИО18 представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, указав, что земельные участки с кадастровыми № по адресу <адрес>, поставлены на кадастровый учет дата, имеют статус ранее учтенных, сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют. Представленный административным истцом на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа акт от дата, заверенный Государственным архивом Приморского края, не подтверждает право пользования земельным участком предыдущего собственника жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Заявителю необходимо было представить на государственную регистрацию оригинал и копию, либо заверенную архивом копию документа, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника жилого дома на данный земельный участок.
Протокольным определением от 06.09.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
Представитель заинтересованного лица – Управления муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности ФИО19 в судебном заседании представила письменный отзыв, пояснив, что согласно представленным в материалы дела документам не подтверждается какое-либо право пользования земельными участками с кадастровыми номерами №:№. Указанные документы касаются только прав на домовладение. При этом какие-либо документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка либо земельных участков для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, либо по предыдущему адресу, а также документы о предоставлении земельных участков для дальнейшей эксплуатации вышеуказанного жилого дома кому-либо из предыдущих собственников на каком-либо праве в материалы дела не представлены. Документы, на основании которых данные земельные участки поставлены на кадастровый учет, в материалы дела не представлены. дата в УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: № обратилась ФИО1, указав, что их границы подлежат уточнению. Письмом от дата №у Управление направило в адрес заявителя распоряжения от дата №2136/28 «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу (описание местоположения): край Приморский, <адрес>, <адрес>, <адрес>» и от дата № «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу (описание местоположения): край Приморский, <адрес>, <адрес> <адрес>». Данными распоряжениями ФИО1 рекомендовано обеспечить уточнение границ земельных участков. Управлением издано распоряжение от дата № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу (описание местоположения): край Приморский, <адрес>, <адрес> <адрес>, государственная собственность на который не разграничена». Согласно вышеуказанному распоряжению в ЕГРН будут внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка «жилая застройка». В части земельного участка с кадастровым номером № согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования установлен «под жилой дом и хозяйственные постройки». Заявлений о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность в адрес УМС г. <...> не поступало, соответствующих решений о предоставлении земельных участков не принималось. Учитывая, что административным истцом не представлены документы о ранее принятых решениях о предоставлении спорных земельных участков, а также указанные решения не приняты в настоящее время, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами возражения и документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что административный истец Голова Л.В. является собственником 1/14 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Указанный дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами № которые являются ранее учтенными, границы земельных участков установлены в соответствии действующим законодательством.
дата административным истцом Головой Л.В. через МФЦ <адрес> в Управление Росреестра по <адрес> поданы заявления о регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых №
К поданному заявлению Головой Л.В. представлены документы: акт от дата Владивостокского ФИО3 «ЦРК», письмо от дата Федерального архивного бюро, выписки из ЕГРН на земельные участки и жилой дом, договор купли-продажи от дата <адрес> домовладения, свидетельство о праве на наследство по завещанию от дата, свидетельство о праве на наследство по закону от дата в отношении 1/14 доли домовладения.
Решениями Управления Росреестра по <адрес>, оформленными уведомлениями от дата № № административному истцу на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ от дата «О государственной регистрации недвижимости» отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы (договор от дата, договор дарения от дата, свидетельство о праве на наследство по закону от дата) не подтверждают право пользования земельными участками предыдущего собственника жилого дома, расположенного на земельных участках.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений не соответствующими требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. 3 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
При этом в соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 49 указанного Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; 2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Вместе с тем, из содержания представленных на государственную регистрацию документов видно, что представленные Головой Л.В. документы устанавливают и удостоверяют право собственности (переход права) в отношении жилого дома.
При этом, каких-либо документов, из числа предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и подтверждающих право пользования земельными участками предыдущего собственника жилого дома, расположенного на земельных участках, административным истцом ни на государственную регистрацию, ни при рассмотрении настоящего дела судом не представлено.
Поскольку административным истцом не представлен государственный акт, подтверждающий отвод, передачу земли под застройку или эксплуатацию жилого дома, на который административный истец имеет долю в праве собственности, суд приходит к выводу о законности оспариваемых отказов регистрирующего органа.
Следует учитывать, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, поэтому обязательным условием регистрации права на них является наличие правоустанавливающих документов.
По правилам ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Из материалов дела усматривается, что представленные на регистрацию документы содержат сведения о правах и переходе прав на части жилого дома, однако в представленных на регистрацию документах отсутствуют сведения об описании земельных участков, переданных под строительство или эксплуатацию жилого дома, их площади, вида права, на котором они предоставлялись собственникам частей жилого дома.
Представленные административным истцом документы исторического архива содержат информацию, позволяющую доказывать право жильцов дома на земельные участки под домом в гражданско-правовом порядке, однако они не являются правоустанавливающими документами, на основании которых государственный регистратор вправе внести сведения в ЕГРН (ч.3 ст. 69 Закона о регистрации).
Административный истец ссылается на положения абзаца 1 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В то же время, согласно представленным в материалы дела документам не подтверждается какое-либо право пользования земельными участками с кадастровыми номерами 25:28:02007:97 и 25:28:020007:99.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемых решений требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░6, ░░░7, ░░░8, ░░░9, ░░░10, ░░░11, ░░░1, ░░░2, ░░░12, ░░░13, ░░░14) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░