Решение по делу № 2а-493/2016 ~ М-502/2016 от 26.12.2016

Дело 2а-493/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья 29 декабря 2016 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., помощника прокурора Лахденпохского района Сурьялайнена А.В., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарапова Игоря Владимировича, к Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района,

у с т а н о в и л:

Сафонов Д.С., действуя по доверенности в интересах Шарапова И.В. обратился в суд с названным иском к Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района (далее ТИК Лахденпохского района). Административный иск предъявлен по тем основаниям, что решением ТИК Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ , опубликованным в газете «Призыв», на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы Главы Лахденпохского городского поселения (далее ЛГП). Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (далее ЦИК РК) от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии ЛГП были возложены на ТИК <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Решением ТИК «Об отказе в регистрации Шарапова И.В. кандидатом на должность Главы ЛГП, выдвинутым избирательным объединением «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Лахденпохском муниципальном районе» было отказано в регистрации Шарапова И.В. кандидатом на должность Главы ЛГП. Заявитель полагал, что вышеназванное решение избирательной комиссии противоречит закону, нормам п.11 ст.20 ФЗ №67, п.1 ст.11 №683-ЗРК, п.12 ст.58 №67-ФЗ, п.3 ст.20 №67-ФЗ, п.1 ст.11 №683-ЗРК. В нарушение указанных требований Избирательной комиссией не установлен порядок работы дополнительного офиса 8628/01182 Карельского отделения ПАО Сбербанк (РК, <адрес>). ТИК <адрес> не обеспечила реализацию утверждения порядка работы дополнительного офиса 8628/01182 Карельского отделения ПАО Сбербанк (РК, <адрес>). Согласно календарному плану мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Главы ЛГП, утвержденному Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ , выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется в период не ранее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ избирательным объединением «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в ЛМР» было проведено Общее собрание по выдвижению тайным голосованием кандидата на должность Главы ЛГП Шарапова И.В. После проведения Общего собрания ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность Главы ЛГП Шараповым И.В. в Избирательную комиссию Лахденпохского района были добросовестно предоставлены документы, указанные в частях 2-3 ст.20 №683-ЗРК, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата. ДД.ММ.ГГГГ дополнительный офис 8628/01182 Карельского отделения ПАО Сбербанк (РК, <адрес>) не работал, в связи с чем не было возможности открыть специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата, тем самым были нарушены Конституционные и избирательные права кандидата быть избранным. Шараповым И.В. ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление вх. в ТИК об отсутствии возможности открыть специальный избирательный счет и сдать первый финансовый отчет. ДД.ММ.ГГГГ Шараповым И.В. был открыт специальный избирательный счет в дополнительном офисе 8628/01182 Карельского отделения ПАО Сбербанк (РК, <адрес>) и предоставлены в избирательную комиссию уведомление об открытии счета, реквизиты счета, первый финансовый отчет. Таким образом, Шарапов И.В. полагал, что им в избирательную комиссию были предоставлены все необходимые документы для регистрации кандидата.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить Решение ТИК Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Шарапова И.В. кандидатом на должность Главы ЛГП, выдвинутым избирательным объединением «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в ЛМР». Зарегистрировать кандидата на должность Главы ЛГП Шарапова И.В. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец Шарапов И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Также пояснил, что в последний день приёма документов у него не было возможности открыть счет, чем нарушены его конституционные права.

Представитель административного истца по доверенности, являющийся также представителем избирательного объединения «Местное отделение Политической партии Справедливая Россия в Лахденпохском муниципальном районе» (на основании протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ) - Сафонов Д.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагал, что офис Сбербанка должен был быть открыт до 18 часов последнего дня подачи документов, либо представители ЦИК должны были проинформировать кандидатов заранее. С инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Глав муниципальных образований в РК они были ознакомлены.

Представитель административного ответчика - ТИК Лахденпохского района по доверенности Макарова М.А. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве ЦИК РК. Согласилась с доводами, озвученными представителем ТИК Андреевой Е.Б. Офис Сбербанка в г. Лахденпохья не работает по субботам уже 8 месяцев, в том числе и в период этой избирательной компании, кандидат должен был выяснить это самостоятельно.

Представитель административного ответчика - ТИК Лахденпохского района Андреева Е.Б. (председатель) полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Согласилась с доводами, изложенными в отзыве ЦИК РК. Также дополнила, что согласно инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, при проведении выборов Глав муниципальных образований в РК они должны выдать кандидату разрешение на открытие специального счета в течение трех дней. Разрешение было выдано в день поступления от него документов. Действующим законодательством не предусмотрено установление территориальными избирательными комиссиями порядка работы дополнительных офисов Сбербанка. Кандидат, претендующий на должность Главы муниципального образования, должен был заранее ознакомиться с графиком работы отделения Сбербанка в муниципальном образовании, куда он баллотируется. На сайте Сбербанка информация о графике работы всех офисов имеется. Времени для открытия счета у административного истца было достаточно. Все кандидаты находятся в равных условиях, каких-либо оснований для предоставления административному истцу отдельных от остальных кандидатов привилегий, не имеется.

Заинтересованное лицо - представитель ЦИК Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представили возражения, в которых, ссылаясь на положения ч.1 ст.23, ч. 2 ст. 46 Закона РК от 27.06.2003г. №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Глав муниципальных образований в РК, утвержденной Постановлением ЦИК РК от 09 августа 2012 г. № 43/259-5, указали следующее. Кандидат не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по Московскому времени, должен представить в избирательную комиссию муниципального образования уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. Этого сделано не было. Таким образом, требования законодательства о выборах в части предоставления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, Шараповым И.В. выполнены не были. У кандидата Шарапова И.В. имелись возможность и достаточное время для осуществления необходимых избирательных действий. Вся полнота ответственности по своевременной подготовке и проведению мероприятий по выдвижению кандидатов на выборах любого уровня, представлению в полном объеме, установленных документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, лежит на кандидате и избирательном объединении (в случае выдвижения кандидата избирательным объединением). Также отметили, что законодательством о выборах предусмотрена возможность сокращения сроков избирательных действий при назначении досрочных выборов, тем не менее, Календарным планом сроки избирательных действий, в том числе период выдвижения кандидатов избирательными объединениями на досрочных выборов Главы городского поселения, установлены в тех же пределах, которые применяются при проведении основных выборов. Таким образом, полагали, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ , опубликованным в газете «Призыв» на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы Главы Лахденпохского городского поселения. Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Избирательной комиссии Лахденпохского городского поселения были возложены на ТИК Лахденпохского района.

Согласно календарному плану мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Главы Лахденпохского городского поселения, утвержденному вышепоименованным решением ТИК Лахденпохского района (раздел 3, пункт 11) выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется не ранее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-21).

Решением Председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливой России в Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Общему собранию Местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Лахденпохском муниципальном районе рекомендована кандидатура Шарапова И.В. для участия на досрочных выборах Главы ЛГП (л.д.70).

Общим собранием Местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Лахденпохском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ Шарапов И.В. выдвинут кандидатом на должность Главы Лахденпохского городского поселения (л.д. 71-75).

ДД.ММ.ГГГГ Шарапов И.В. обратился в ТИК <адрес> с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом на должность Главы ЛГП, представив при этом необходимые документы: копии паспорта, диплома о высшем образовании, сведения о работе из трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах (л.д.31-67). Дата и время предоставления документов ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ

Шарапову И.В. ДД.ММ.ГГГГ, сразу после подачи заявления в ТИК Лахденпохского муниципального района, было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда кандидата.

По Лахденпохскому муниципальному району уполномоченным на открытие специального избирательного счета кандидатов был определен Дополнительный офис Карельского отделения ПАО Сбербанк РФ, расположенный по адресу <адрес> (л.д. 113-114).

Согласно сведениям, полученным из Карельского отделения , режим работы дополнительного офиса Карельского отделения ПАО Сбербанк РФ понедельник – пятница с 9 ч. 00 мин. до 17 час. 00 мин., выходные - суббота, воскресенье.

ДД.ММ.ГГГГ Шарапов И.В. обратился в ТИК <адрес> с заявлением в котором указал, что он не имел возможности ДД.ММ.ГГГГ оформить избирательный счет, т.к. дополнительный офис 8628 ПАО Сбербанк по адресу: <адрес> головной офис в <адрес> не работали (л.д.68).

ДД.ММ.ГГГГ Шарапов И.В. обратился в ТИК <адрес> с заявлением в котором указал, что дополнительный офис 8628 ПАО Сбербанк по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не работал, в связи с чем просил принять документы: уведомление об открытии специального избирательного счета и его реквизитах, первый финансовый отчет, выписку с баланса о состоянии счета (л.д.69).

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ Шарапову И.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы ЛГП в связи с тем, что им в установленные сроки в избирательную комиссию не представлены уведомление об открытии специального избирательного счета, первый финансовый отчет (л.д. 80-81).

В соответствии с ч.1 ст. 23 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК (ред. от 19.05.2016) "О муниципальных выборах в Республике Карелия" (далее Закон Республики Карелия № 683-ЗРК) для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2-3 статьи 20, частями 1 и 2 статьи 21.2 настоящего Закона; уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 42 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 17 статьи 42 настоящего Закона; первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 42 настоящего Закона, когда кандидатом не создается избирательный фонд.

Частью 2 ст. 46 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК установлено, что порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Карелия по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Карелия. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Карелия.

В части 2 названной статьи определено, что кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований два финансовых отчета (первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов для регистрации (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета).

В силу части 1 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее федеральный закон № 67-ФЗ) кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Согласно части 12 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 09.08.2012 г. № 43/259-5 утверждена Инструкция о порядке формирования и расходов денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов глав муниципальных образований в Республике Карелия (далее Инструкция).

В силу положений п.4.1 Инструкции специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов кандидатов открываются в дополнительном офисе ПАО Сбербанк, указанном избирательной комиссией муниципального образования (ТИК), а при его отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

Пунктом 4.3 Инструкции определено, что специальный избирательный счет открывается кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам на основании договора банковского счета после предоставления в дополнительный ПАО Сбербанк документов: паспорта или заменяющего его документа; нотариально удостоверенной доверенности и копии доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения) по форме, приведенной в приложении 3 настоящей Инструкции; письменного обращения по форме, приведенной в приложении 4 настоящей Инструкции; карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенной в установленном законодательстве порядке; разрешения избирательной комиссии муниципального образования (ТИК) на открытие данному кандидату специального избирательного счета по форме, приведенной в приложении 5 настоящей Инструкции.

Указанное разрешение выдается кандидату в течение трех дней после получения избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией) письменного уведомления о выдвижении (самовыдвижении) кандидата.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат. При этом суд учитывает, что вся полнота ответственности по своевременной подготовке и проведению мероприятий по выдвижению кандидатов на выборах любого уровня, представлению в полном объеме, установленных документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, лежит на кандидате и избирательном объединении (в случае выдвижения кандидата избирательным объединением).

Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Главы Лахденпохского городского поселения были установлены не сокращенные сроки выдвижения и регистрации кандидатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть, сроки установлены в тех же пределах, которые применяются при проведении основных выборов.

Все кандидаты находились в равных условиях, однако требования законодательства о выборах в части предоставления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, Шараповым И.В. в установленный срок, выполнены не были (в том числе, уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования). В связи с чем Шарапову И.В. было правомерно отказано в регистрации его как кандидата на должность Главы ЛГП.

Ссылки Шарапова И.В. на нарушение его конституционных прав неправомерны. Действующим законодательством, регламентирующим проведение выборов в муниципальные органы власти, установлено, что кандидаты должны сдать необходимые документы в течение установленного вышеназванными нормами права сроки. То есть до указанного срока счет должен был быть открыт, подтверждающие документы представлены в ТИК. Информация о работе дополнительного офиса Сбербанка в г. Лахденпохья, на сайте Сбербанка имелась. В таком режиме офис Сбербанка работает уже 8 месяцев. Административный истец имел достаточно времени для выяснения графика работы офиса.

Кроме того, необходимо учесть, что пунктом 4.3 Инструкции определено, что разрешение на открытие избирательного счета выдается ТИК в течение 3 дней. Это предполагает необходимость планирования кандидатом обращения в ТИК с документами о регистрации заранее, чтобы с учетом вышеназванного трехдневного срока, успеть открыть избирательный счет. Административный истец и его представитель подтвердили, что с инструкцией они ознакомлены.

Таким образом, у кандидата Шарапова И.В. имелась возможность и достаточное время для осуществления необходимых избирательных действий.

Суд не принимает доводы административного истца и его представителя на то, что ТИК Лахденпохского района, в нарушение требований п. 12 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ не установил порядок работы дополнительного офиса в г. Лахденпохья.

Положениями вышеназванной нормы определено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Данная норма закона не возлагает на ТИК Лахденпохского района и ЦИК Республики Карелия обязанность утверждения порядка работы дополнительных офисов Карельского отделения ПАО Сбербанк.

Инструкция о порядке формирования и расходов денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов глав муниципальных образований в Республике Карелия утверждена ЦИК РФ 09.08.2012 г. № 43/259-5. Инструкция размещена на официальном сайте ЦИК Карелии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня принятия решения через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.

Председательствующий:         А.Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2016 года.

Председательствующий:         А.Б. Каменев

2а-493/2016 ~ М-502/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарапов Игорь Владимирович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района
Другие
Сафонов Даниил Сергеевич
Суд
Лахденпохский районный суд
Судья
Каменев А.Б.
26.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
26.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
29.12.2016[Адм.] Судебное заседание
30.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2017[Адм.] Дело оформлено
27.01.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее