Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 марта 2016 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бескровной О.А., при секретаре Курдюковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту здравоохранения <адрес>, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Владивостокская детская поликлиника №» о взыскании расходов на лекарственные средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения <адрес>, КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №» о взыскании расходов на лекарственные средства, указав, что ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 с дата является ребенком-инвалидом, в связи чем, ей прописано лечение препаратами «Метипред», «Плаквенил» и «Микофенолат мофетил» под торговым названием «Селлсепт». С дата ФИО2 включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи. С апреля 2014 года несовершеннолетняя обеспечивается лекарственным препаратом «Метипред», в обеспечении препаратами «Селлсепт» и «Плаквенил» ей отказано, в связи с тем, что препарат «Микофенолат мофетил» под торговым названием «Селлсепт» не входит в перечень бесплатных лекарств, приобретаемых из средств Федерального бюджета, по льготным рецептам пациентами, имеющими право на социальное обеспечение по инвалидности. Кроме того, данный препарат исключен из списка жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. «Гидроксихлорохин» под торговым названием «Плаквенил» не вносится в заявку Департаменту здравоохранения <адрес>, так как заявка формируется исключительно на дорогостоящие препараты, каким «Плаквенил» не является, кроме того, данный препарат исключен из перечня бесплатных лекарств, приобретаемых из средств Федерального бюджета, по льготным рецептам пациентами, имеющими право на социальное обеспечение по инвалидности. В тоже время на данные препараты до марта 2014 года включительно истцу выписывались рецепты лечащим врачом. За свой счет истцом было приобретено с дата по дата «Селлсепт» на сумму 88116,70 рублей, «Плаквенил» - с дата по дата на сумму 10326,01 руб. Данные препараты жизненно необходимы ее ребенку, замене они не подлежат. В связи с чем, просить взыскать потраченную на медикаменты сумму в размере 98442,71 руб., а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 3153,28 руб. <адрес>вое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Владивостокская детская поликлиника №» обеспечить ФИО2 получением рецептов на приобретение лекарственных препаратов «Селлсепт» и «Плаквенил» ежемесячно.
В судебном заседании истец на своих требованиях настояла просила удовлетворить в полном объеме.
Представители Департамента здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7, ФИО8 с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, просили в их удовлетворении отказать.
Представитель КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №» по доверенности ФИО9 с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, просил в их удовлетворении отказать.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4.1, 6.1 Федерального закона дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закон № 178-ФЗ) полномочия РФ в области оказания государственной помощи в части организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи, лекарственными препаратами переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Судом установлено, что ФИО2 с дата является ребенком-инвалидом, в связи чем, ей прописано лечение препаратами «Метипред», «Плаквенил» и «Микофенолат мофетил» под торговым названием «Селлсепт». С дата ФИО2 включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи. Таким образом, в соответствии с Закон № 178-ФЗ ФИО2, относящийся к категории дети-инвалиды, имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Приложением № к постановлению Правительства РФ от дата № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее Постановление №) установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Дети-инвалиды включены в указанный Перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств.
Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 9 ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ дети-инвалиды поименованы как получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя, в том числе, обеспечение в соответствии с медицинскими стандартами по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (п. 1 ст. 6.2 Закона).
К тому же Перечнем групп населения и категорий заболевай, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением №, предусматривается бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации детей-инвалидов до 18 лет, лиц с заболеванием - системная (острая) красная волчанка.
В соответствии с Перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении, которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением №, установлено, что лицам с заболеванием системная (острая) красная волчанка бесплатно предоставляются в том числе цитостатики.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от дата № «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм «Мофетила микофенолат» относится к цитостатическим средствам. «Гидроксихлорохин» также классифицирован как цитостатик.
При указанных обстоятельствах довод ФИО4 о том, что ФИО2 не может быть предоставлен «Селлсепт» и «Плаквенил» бесплатно является несостоятельным и противоречит действующему законодательству. ФИО2 в соответствии с действующим законодательством имеет право и должна быть обеспечена указанным препаратом бесплатно.
Ссылка ФИО4 на отсутствие в материалах дела льготных рецептов на указанные препараты является несостоятельной. Так суду предоставлены рецепты на «Микофенолат мофетил» от дата, дата, дата, дата, дата, дата, дата, дата, на препарат «Гидроксихлорохин» от дата, дата, дата, дата. Все рецепты установленного образца, не обеспечены.
Российской академией медицинских наук «Научный центр здоровья детей РАМН» ФИО2 для лечения назначен препарат «Микофенолат мофетил» под торговым названием «Селлсепт», присоеденен к лечению препарат «Плаквенил».
В соответствии с заключением ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» замена препаратов недопустима.
В судебном заседании установлено, что указанные препараты являлись для больного жизненно необходимыми, их замена не была рекомендована врачом, рецептов на заменяющие препараты лечащим врачом не выписывалось, сведения о выписанных рецептах направлялись в Департамент.
При указанных обстоятельствах ФИО2 должны были бесплатно предоставляться медицинские препараты «Микофенолат мофетил» под торговым названием «Селлсепт» и «Гидроксихлорохин» под торговым названием «Плаквенил» по рецепту врача установленной законом форме, в связи с чем, расходы истицы на приобретения указанных препаратов подлежат возмещению. В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
В силу п. 5 ст. 10, п. 3 ст. 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Указанные препараты не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от дата N 2724-р, в связи с чем истица не имеет возможности использовать предоставленное статьей 6.2 Федерального закона от дата N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет федерального бюджета.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению <адрес> бесплатной медицинской помощи Постановлением <адрес> от дата №-па «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации проживающим на территории <адрес>, бесплатной медицинской помощи на 2012 год» определено, что приобретение учреждениями здравоохранения ПК лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных среде осуществляется за счет средств краевого бюджета и средств обязательного медицинского страхования после включения данных препаратов в формуляр лекарственных средств учреждения здравоохранения ПК в соответствии с утвержденным по лечебному учреждению положением о формулярной комиссии учреждений здравоохранения ПК. При этом приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств возможно при условии обеспечения застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан в рамках указанного перечня. Решение о необходимости приобретения лекарственных средств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для назначения конкретному пациенту принимает клинико-экспертная комиссия медицинского учреждения. Обеспечение расходными материалами и изделиями медицинского назначения при оказании бесплатной медицинской помощи осуществляется медицинским учреждением в соответствии с моделями простых и комплексных медицинских услуг, утвержденными приказами Департамента. Решение о применении и закупке расходных материалов и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Российской Федерации, для оказания экстренной с специализированной медицинской помощи сверх утвержденных моделей комплексных медицинских услуг принимает клинико-экспертная комиссия медицинского учреждения.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от дата № органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение ФИО2 лекарственным препаратам «Селлсепт» (международное непатентованное название «микофенолат мофетил») и «Плаквенил» (международное непатентованное название «Гидроксихлорохин») должно производиться за счет средств бюджета <адрес>.
Как указывалось выше, по заключениям специалистов ФИО2 необходимо продолжение применения лекарственного препарата «Селлсепт» и «Плаквенил», так как это обусловлено жизненными показаниями.
Кроме того, в вышеприведенных нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департаментом здравоохранения <адрес> допущено нарушение права истицы на получение бесплатно лекарственных препаратов «Селлсепт», «Плаквенил», поскольку закупка указанных препаратов не была произведена. При таких обстоятельствах, с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФИО12 подлежат взысканию расходы на приобретение препарата «Селлсепт» в сумме 88116,70 рублей, расходы на приобретение препарата «Плаквенил» в сумме 10326,01 рублей.
Исковые требования в части возложения на КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №» обязанности обеспечить ФИО2 получением рецептов на приобретение лекарственных препаратов «Селлсепт» и «Плаквенил» удовлетворению не подлежат, поскольку согласно приказа Минздавсоцразвития РФ от дата № «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», приказа Минздава РФ от дата №н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты осуществляется лечащим врачом.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона РФ от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона РФ от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований – накладных, утвержденных приказом Минздавсоцразвития РФ от дата № «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право выписывать рецепты на лекарственные препараты, установлен Инструкцией.
В соответствии с подп. 6.1 п. 6 Приказа Минздава РФ от дата №н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» при отсутствии медицинских показаний медицинским работникам запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты.
Таким образом только лечащий врач решает вопрос о необходимости назначения лекарственных препаратов и их количества в каждом конкретном случае.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В связи с чем, с ФИО4 здравоохранения <адрес> в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3153,28 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту здравоохранения <адрес>, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Владивостокская детская поликлиника №» о взыскании расходов на лекарственные средства, удовлетворить частично.
Взыскать с Департаменту здравоохранения <адрес> в пользу ФИО3 расходы на приобретение медикаментов в размере 98442,71 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3153,28 руб.
В удовлетворении оставшихся исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – дата.
Судья О.А. Бескровная