Дело № 2-4251/2022
УИД 51RS0001-01-2022-005153-92
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Линчевской М.Г.,
при секретаре Бабушкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородулиной Елены Владимировны к УФНС России по <адрес> о взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бородулина Е.В. обратилась в суд с иском к ИФНС России по г. Мурманску о взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела в связи с реорганизацией в форме присоединения судом произведена замена ответчика ИФНС России по г. Мурманску на УФНС России по <адрес>.
В обоснование иска истец указывает, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ. Последняя замещаемая должность – старший государственный налоговый инспектор ИФНС России по г. Мурманску. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлены оплачиваемые отпуска с выплатой денежного содержания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 33 дня с выплатой отпускных в сумме 49 721 рубль из расчета денежного содержания 1506 рублей 70 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 дней с выплатой отпускных 15 798 рублей 70 копеек из расчета денежного содержания 1 579 рублей 87 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 дней с выплатой отпускных 14 097 рублей 60 копеек из расчета денежного содержания 1 566 рублей 40 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 25 дней с выплатой отпускных 38 174 рубля 75 копеек из расчета денежного содержания 1526 рублей 99 копеек. При этом ответчиком при расчете отпускных не учтено получаемое истцом материальное стимулирование и единовременное поощрение, в связи с чем выплаченные истцу суммы подлежа перерасчету. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания в период отпуска в сумме 90 847 рублей 23 копейки, взыскать проценты за несвоевременную выплату денежного содержания на дату фактической выплаты денежного содержания, которая на ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 465 рублей 86 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм в размере 90 847 рублей 23 копейки, за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно.
Истец Бородулина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика УФНС России по <адрес> Тишинина Н.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в иске отказать в полном объеме. Пояснила, что действительно в спорный период ФНС России были доведены лимиты бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату материального стимулирования государственным служащим. Также представила контррасчет задолженности и процентов.
Руководствуясь ст.ст. 167 ГК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также на равное вознаграждение за равный труд.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) все работодатели независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях руководствуются положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу положений, закрепленных в ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Судом установлено, что Бородулина Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ИФНС России по г. Мурманску.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу были предоставлены оплачиваемые отпуска с выплатой денежного содержания:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 33 дня с выплатой отпускных в сумме 49 721 рубль из расчета денежного содержания 1 506 рублей 70 копеек,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 дней с выплатой отпускных 15 798 рублей 70 копеек из расчета денежного содержания 1 579 рублей 87 копеек,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 дней с выплатой отпускных 14 097 рублей 60 копеек из расчета денежного содержания 1 566 рублей 40 копеек,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 25 дней с выплатой отпускных 38 174 рубля 75 копеек из расчета денежного содержания 1 526 рублей 99 копеек.
Рассматривая требования истца в части учета средств материального стимулирования при расчете отпускных, суд приходит к следующему.
Как следует из служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № и служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79- ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Судом установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, руководствуясь положениями федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем подлежали учету при расчете отпускных Бородулиной Е.В.
В соответствии с п.10 ст.46 Федерального закона №79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Судом установлено, что истец заявил требование о взыскании с ответчика задолженности по выплате отпускных за 2021-2022 год.
Согласно материалам дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу были предоставлены оплачиваемые отпуска с выплатой денежного содержания.
Истцом заявлено к взысканию сумма 90 847 рублей 23 копейки.
Проверив расчет истца в части задолженности, а также изучив контррасчет ответчика, суд находит расчет истца арифметически верным.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 90 847 рублей 23 копейки с учетом НДФЛ и 79 036 рублей 34 копейки за вычетом НДФЛ.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения ответчиком выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, проверив расчеты истца в части расчета компенсации суд находит его арифметически неверным и полагает возможным руководствоваться расчетом ответчика, согласно которому размер компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 908 рублей 01 копейка.
Оснований для взыскания компенсации с учетом последующего перерасчета суд не усматривает, поскольку в силу положений Главы 38 Трудового кодекса Российской Федерации взыскание такой компенсации с работодателя является мерой материальной ответственности работодателя перед работником, которая применяется за свершившийся факт причинения работнику материального ущерба. Кроме того, в силу положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при фактической выплате задолженности по заработной плате работодатель обязан самостоятельно произвести начисление и выплату соответствующих процентов до даты фактической выплаты заработной платы.
В соответствии со ст. 237 ГПК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения прав истца, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бородулиной Елены Владимировны к УФНС России по <адрес> о взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с УФНС России по <адрес>, ОГРН 1045100211530, в пользу Бородулиной Елены Владимировны, <данные изъяты> задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в отпуске в сумме 79 036 рублей 34 копейки, проценты за несвоевременную выплату в сумме 11 908 рублей 01 копейка, компенсацию морального вреда 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.<адрес>