Решение по делу № 2-2955/2021 от 21.06.2021

№ 2-2955/2021

22RS0066-01-2021-003762-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года                                           г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего судьи     К.А. Удовиченко,

при секретаре                        А.Р. Сошиной,

с участием прокурора                                             Ю.В. Изотовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Алексеева Р.А. к КГКУ «Региональное жилищное управление», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании приказа об отказе во включении в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным, признании права на включение в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

в Железнодорожный районный суд г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Алексеева Р.А. с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, в котором после уточнения исковых требований просил: установить факт <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения попечения родителей с 1987 года, признать приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным; признать за Алексеевым Р.А. право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты обращения; в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу включить Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты обращения.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Алексеев Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в Горно-Алтайский дом ребенка ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном попечении. ДД.ММ.ГГГГ Алексеев О.А. выбыл из указанного учреждения в Мамонтовский детский дом интернат для умственно отсталых детей, где находился до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Р.А. переведен в КГСУСО «Первомайский психоневрологический интернат» и отчислен с ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления.

Алексеев Р.А. является инвалидом <данные изъяты>.

Алексеев Р.А. обратился к Министретсву строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилим помещением, однако ему отказано во включении в указанный список, в связи с достижением возраста 23 лет.

Прокурор полагает, что возраст Алексеева Р.А. не является основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Алексеев Р.А. имеет стойкие нарушения в <данные изъяты>, характер его заболевания объективно препятствовал самостоятельно своевременно обратиться в уполномоченный орган о постановке на учет, компетентные органы не осуществили возложенную на них законодательством обязанность.

В настоящее время, обязанность по обеспечению Алексеева Р.А. жилым помещением возложена на КГКУ «Региональное жилищное управление».

В судебное заседание материальный истец Алексеев Р.А., его представитель Андрюков Н.В., надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.

Прокурор Изотова Ю.В. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Ответчики КГКУ «Региональное жилищное управление» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, надлежаще извещенные, своих представителей в судебное заседание не направили. Предоставили письменные возражения на иск, в которых просили в удовлетворении иска отказать, поскольку Алексееву Р.А. ДД.ММ.ГГГГ правомерно отказано во включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением возраста 23 года.

Учитывая мнение прокурора, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Алексеев Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в Горно-Алтайский Дом ребенка ДД.ММ.ГГГГ от родителей. ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Р.А. выбыл в Мамонтовский дом-интернат для умственно отсталых детей и находился в нём на полном государственном обеспечении, ДД.ММ.ГГГГ выбыл в Первомайский психоневрологический интернат. Приказом директора Первомайского психоневрологического интерната от ДД.ММ.ГГГГ отчислен и снят с полного государственного обеспечения (л.д.89,108,140).

Учитывая, что с 1987 года до 2010 года Алексеев Р.А. непрерывно находился в различных социальных учреждениях, на полном государственном обеспечении, родители устранились от его воспитания, от защиты его прав и интересов, не заботились о его здоровье, физическом и нравственном развитии, не содержали его, суд приходит к выводу о том, что Алексеев Р.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Алексеев Р.А. является инвалидом <данные изъяты> (справка ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена повторно, бессрочно), страдает <данные изъяты> (л.д.26 оборот-27).

Согласно заключению краевой психолого -медико-педагогической консультации от ДД.ММ.ГГГГ, Алексеев Р.А. социально дезадаптирован, школьному обучению не полежал (л.д.65).

Действовавшим до 01.08.2014 года пунктом 5.1 постановления Администрации Алтайского края от 27.12.2012 № 736 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» было закреплено, что органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 01.01.2013 и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 4. ч. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в редакции, действующей до 01.01.2013, органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря с учетом даты поданных заявлений формируют список граждан из числа лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Исходя из вышеизложенных требований законодательства следует, что органами местного самоуправления Мамонтовского района Алтайского края до ДД.ММ.ГГГГ в адрес уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства должны были быть направлены сведения о принятии Алексеева Р.А. на учет в качестве нуждающегося лица в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Указанные сведения в отношении Алексеева Р.А. в адрес уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства не направлялись.

Однако Алексееву Р.А. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением возраста 23 года (л.д.8-9).

В силу ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 17-1 Закона АК №136-ЗС от 12.12.2006 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 17.1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС (ред. от 29.06.2015) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением «Региональное жилищное управление» в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно сведениям из Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за Алексеевым Р.А. жилых помещений не зарегистрировано.

В соответствии п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (далее - Правила), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

С учетом требований п.3 Правил возраст Алексеева Р.А. не является основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В настоящее время, обязанность по обеспечению Алексеева Р.А. жилым помещением возложена на КГКУ «Региональное жилищное управление».

           При установленных обстоятельствах приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями является незаконным, а за Алексеевым Р.А. следует признать право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты обращения.

         Поскольку судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, то требование прокурора о включении Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворяется судом в виде возложения обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края включить Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в установленный законом срок.

На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Алексеева Р.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд        

Р Е Ш И Л:

       

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Алексеева Р.А. удовлетворить.

Установить факт утраты Алексеевым Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения попечения родителей с 1987 года.

          Признать приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным.

          Признать за Алексеевым Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты обращения.

           Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в установленный законом срок с момента вступления решения в законную силу включить Алексеева Р.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты обращения.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено представление в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

      Судья                                                                                                    К.А. Удовиченко

2-2955/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Роман Андабаевич
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула
Ответчики
Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление"
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК
Другие
администрация Мамонтовского района АК
Андрюков Николай Витальевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Удовиченко Кристина Александровна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.08.2021Предварительное судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Дело оформлено
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее