Дело №2-1059/2024.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Токтохоевой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В.,
при участии представителя истца по доверенности Поповой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России к Воронкову Степану Евгеньевичу о взыскании расходов на обучение,
установил:
РФ в лице ФСИН России обратилось в суд с иском к Воронкову С.Е. о взыскании расходов на обучение в размере 36080,12 руб.
В обоснование указано, что 29.04.2013 года Воронков С.Е. подал заявление на имя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю с просьбой направить его для сдачи вступительных экзаменов на очное обучение в Вологодский институт права и экономики ФСИН России по специальности «технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств». года с Воронковым С.Е. заключен контракт о службе в УИС по должности курсант (слушатель) на время обучения в образовательном учреждении ФСИН России и в должности среднего начальствующего состава УИС по окончании обучения. Согласно п.6 контракта по окончании обучения сотрудник обязуется прослужить в ГУФСИН России по Красноярскому краю не менее пяти лет. Приказом ФГОУ ВПО Вологодский институт права и экономики ФСИН России от Воронков С.Е. был зачислен на обучение. Однако приказом от ответчик уволен из УИС по п. «н» ст.58 (в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. 14.09.2015 года между Воронковым С.Е. и ФСИН в лице начальника Управления ФСИН по РБ Жалниным Г.Р. заключен контракт о службе в УИС на должности курсант (слушатель) на время обучения в образовательном учреждении ФСИН России, сроком – на время обучения и 5 лет после его окончания. Пунктами 5.2.6, 5.2.7 контракта установлено, что сотрудник обязан после получения образования в ВИПЭ ФСИН России в установленном порядке проходить службу в УФСИН по РБ не менее 5 лет, при этом сотрудник обязан возместить ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение в случае увольнения со службы в период обучения в ВИПЭ ФСИН России, а также в период прохождения службы в течение 5 лет после завершения обучения по основаниям, предусмотренным п. «а» (по инициативе), «д» (в случае нарушения условий контракта по вине сотрудника), «к», «л», «м», «о» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Приказом ВИПЭ ФСИН России от Воронков С.Е. восстановлен на обучение курсантом на 2 курс института понаправлении подготовки 38.03.3 «Управление персоналом» с присвоением ему специального звания «младший сержант внутренней службы». 29.08.2018 года Воронкову С.Е. выдан диплом бакалавра. По окончании ВИПЭ ФСИН России Воронков С.Е. был назначен на должность инструктора группы по боевой и специальной подготовки ФКУ КП-3 УФСИН России по РБ с года ответчик переведен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ. 20.04.2021 года Воронков С.Е. подал рапорт о расторжении контракта и увольнении со службы в УИС по п.2 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от 19.07.2018 N197-ФЗ. 24.05.2021 года приказом №192-лс контракт с Воронковым С.Е. был расторгнут и он был уволен со службы в УИС. В тот же день вручено уведомление о возмещении затрат на обучение в ВИПЭ ФСИН России в течение 30 дней со дня получения уведомления. 06.12.2021 года между Воронковым С.Е. и УФСИН России по РБ было подписано соглашение о возмещении затрат на обучение. Оплата по соглашению произведена ответчиком за период с декабря 2021 года по август 2023 года, с сентября 2023 года оплата не производится.
В судебном заседании представитель ФСИН России по доверенности Попова С.Г. требования поддержала по указанным в иске доводам.
Ответчик Воронков С.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
При отсутствии сведений, подтверждающих уважительные причины неявки ответчика, извещенного надлежащим образом, с согласия истца, суд, руководствуясь ст.233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, по имеющимся материалам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 29.04.2013 года Воронков С.Е. подал заявление на имя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю с просьбой направить его для сдачи вступительных экзаменов на очное обучение в Вологодский институт права и экономики ФСИН России по специальности «технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств».
01.08.2013 года с Воронковым С.Е. заключен контракт о службе в УИС по должности курсант (слушатель) на время обучения в образовательном учреждении ФСИН России и в должности среднего начальствующего состава УИС по окончании обучения.
Согласно п.6 контракта по окончании обучения сотрудник обязуется прослужить в ГУФСИН России по Красноярскому краю не менее пяти лет. Приказом ФГОУ ВПО Вологодский институт права и экономики ФСИН России от Воронков С.Е. был зачислен на обучение.
Однако приказом от ответчик уволен из УИС по п. «н» ст.58 (в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую е альтернативную гражданскую службу) Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
года между Воронковым С.Е. и ФСИН в лице начальника Управления ФСИН по РБ Жалниным Г.Р. заключен контракт о службе в УИС на должности курсант (слушатель) на время обучения в образовательном учреждении ФСИН России, сроком – на время обучения и 5 лет после его окончания.
Пунктами 5.2.6, 5.2.7 контракта установлено, что сотрудник обязан после получения образования в ВИПЭ ФСИН России в установленном порядке проходить службу в УФСИН по РБ не менее 5 лет, при этом сотрудник обязан возместить ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение в случае увольнения со службы в период обучения в ВИПЭ ФСИН России, а также в период прохождения службы в течение 5 лет после завершения обучения по основаниям, предусмотренным п. «а» (по инициативе), «д» (в случае нарушения условий контракта по вине сотрудника), «к», «л», «м», «о» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Приказом ВИПЭ ФСИН России от 16.09.2015 №396-лс Воронков С.Е. восстановлен на обучение курсантом на 2 курс института понаправлении подготовки 38.03.3 «Управление персоналом» с присвоением ему специального звания «младший сержант внутренней службы». года Воронкову С.Е. выдан диплом бакалавра.
По окончании ВИПЭ ФСИН России Воронков С.Е. был назначен на должность инструктора группы по боевой и специальной подготовки ФКУ КП-3 УФСИН России по РБ с 03.08.2018 года. 30.04.2020 года ответчик переведен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ.
года Воронков С.Е. подал рапорт о расторжении контракта и увольнении со службы в УИС по п.2 (по инициативе сотрудника) ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
24.05.2021 года приказом № с Воронковым С.Е. был расторгнут и он был уволен со службы в УИС. В тот же день вручено уведомление о возмещении затрат на обучение в ВИПЭ ФСИН России в течение 30 дней со дня получения уведомления.
06.12.2021 года между Воронковым С.Е. и УФСИН России по РБ было подписано соглашение о возмещении затрат на обучение. Оплата по соглашению произведена ответчиком за период оплата не производится.
Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органахвнутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 г.
Поскольку правоотношения, связанные с обучением ответчика в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее намомент заключения Воронковым С.Е. контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 14.09.2015 года, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 (далее также - Инструкция).
Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.
Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.
Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 N 821утверждена Правила возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
Согласно п.2 Правил расчет размера затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации, подлежащих возмещению сотрудниками, осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний, территориальным органом уголовно-исполнительной системы, учреждением, исполняющим наказание, следственным изолятором, научно-исследовательской, проектной, медицинской, образовательной и иной организацией, входящими в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - учреждения или органы уголовно-исполнительной системы), руководители которых принимают решения о расторжении с сотрудниками контрактов и об увольнении сотрудников.
Согласно подготовленному ВИПЭ ФСИН Россиимрасчету затрат на обучение ответчика, с учетом сажа работы в УИС, был произведен расчет задолженности Воронкова С.Е., подлежащей возмещению в федеральный бюджет:
РСпс=(5-2-9/12-21/365)*(321738,48/5)=141080,12 руб.
Ответчиком частично возмещены расходы в сумме 105 тыс. руб.
При таких обстоятельства, поскольку Воронков С.Е. обязательства по контракту и соглашению не исполнил, не проработал предусмотренный срок, он обязан возместить понесенные расходы в связи с его обучением в размере 36080,12 руб. (141080,12-105000).
С учетом установленных обстоятельств по делу, требования истца о взыскании понесенных затрат на обучение суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г.Улан-Удэ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1282,4 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России удовлетворить.
Взыскать с Воронкова Степана Евгеньевича (паспорт в пользу казны РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний России затраты на обучение в размере 36080,12 руб.
Взыскать с Воронкова Степана Евгеньевича (паспорт в доход бюджета муниципального образования г.Улан-Удэгосударственную пошлину в размере 1282,4 руб.
Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения копии решения обратиться с заявлением в Советский районный суд г.Улан-Удэ об отмене заочного решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.А. Токтохоева