РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2018 года г.Москва
Троицкий районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кармашева В.В. при секретаре Кулакове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-20/2018 по административному иску Ермолова Ю. М. к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными решений, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Ермолов Ю.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными решений, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, указывая в исковом заявлении, что он является собственником жилого 3-х этажного дома, расположенного по адресу: г.Москва, адрес, адрес, м-н Приозерный, адрес. Ермоловым Ю.М. как единственным собственником дома, было принято решение о его разделе, в соответствии с которым кадастровым инженером фио были изготовлены технические планы от 19.06.2017 на образованные в результате раздела помещения № 1 и № 2, которые были сданы ответчику вместе с соответствующими заявлениями №77-0-1-71/3119/2017-2468, №77-0-1-71/3119/2017-232, №77-0-1-71/3119/2017-2149,2151 и №77-0-1-71/3119/2017-723 для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Решением Управления Росреестра по Москве от 05.07.2017 года № 77/17-47688,47689 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены по тем основаниям, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении в силу п.7 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается. Решением Управления Росреестра по Москве от 05.10.2017 года №77/017/202/2017- 2149,2151, 77/017/207/2017-723 Ермолову Ю.М. было отказано в государственной регистрации в связи с не устранением недостатков, указанных в решении о приостановлении. Административный истец, полагая указанные решения необоснованными, основанными на неверном толковании указанных в них норм закона, за защитой своих прав обратился в суд, который с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 05.07.2017 № 77/17-47688,47689 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и решение Управления Росреестра по Москве, признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 05.10.2017 №77/017/202/2017-2149,2151, 77/017/207/2017-723 об отказе в государственной регистрации, а также обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права помещений №1 и №2, образованных в результате раздела дома, расположенного по адресу: г.Москва, адрес, адрес, м-н Приозерный, адрес, на основании технических планов от 19.06.2017, изготовленных кадастровым инженером фио
Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечив участие в деле своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по доводам и основаниям искового заявления.
Представитель административного ответчика по доверенности фио просил суд исковые требования оставить без удовлетворения по мотивам, изложенным в представленных в дело письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что Ермолов Ю.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:22:телефон:720, 77:22:телефон:721 и жилого 3-х этажного дома, расположенных по адресу: г.Москва, адрес, адрес, м-н Приозерный, адрес. Ермоловым Ю.М. как единственным собственником дома, было принято решение о его разделе, в соответствии с которым кадастровым инженером фио были изготовлены технические планы от 19.06.2017 на образованные в результате раздела помещения № 1 и № 2 (л.д.18-69).
В соответствии с положениями п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (п.1 ст.130 ГК РФ, п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Таким образом, часть жилого дома представляет собой помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).
При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.
Согласно ч.7 ст.41 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.
Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 1 января 2017 года) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.
Относительно раздела жилого дома отмечаем.
Согласно положению абзаца второго пункта 3 статьи 252 ГК РФ, согласно которому, если выдел доли в натуре не допускается законом, собственник, выделяющий свою долю в натуре, имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности, а также статьи 133 ГК РФ.
То есть выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.
При этом согласно пункту 35 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
С учетом положений пункта 1 статьи 247 ГК РФ, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8, невозможность выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре, в том числе и в случае, указанном в пункте 3 статьи 252 ГК РФ, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон.
В силу положений Закона № 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.
Решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание, а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.
В силу положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частями 1-3,15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов.
В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч.2,3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Заявленные административным истцом к проведению учетно-регистрационных действий объекты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 77:22:телефон:720, 77:22:телефон:721 имеют разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства.
Указанные земельные участки, на которых расположены заявленные административным истцом объекты, расположены в территориальной зоне 77.12.1.875 в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП от 28.03.2017.
Территориальная зона 77.12.1.875 включает в себя следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений;
- размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений;
- размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений;
- размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Таким образом, в случае раздела жилого дома на квартиры (изменение вида объекта с индивидуального на объект блокированной застройки/многоквартирный дом), земельный участок не может быть использован в соответствии с его разрешенным использованием.
В связи с вышеизложенным не может быть проведена регистрация права собственности регистрирующим органом.
Согласно ч.5 ст.29 Закона № 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с ч. 7 ст. 29 Закона № 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Закона № 218-ФЗ.
В уведомлениях о приостановлении государственного кадастрового учета от 05.07.2017 № 77/17-47688 и № 77/17-47689 указано на невозможность раздела жилого дома на части (ч.7 ст.41 Закона № 218-ФЗ). В связи с наличием прямой нормы закона на недопустимость осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, рекомендации по доработке документов представлены быть не могут.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Право собственности на жилой дом с кадастровым номером 77:22:телефон:248 зарегистрировано за Ермоловым Ю.М. 12.03.2010 на основании Кадастрового паспорта (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства) от 27.01.2010, при этом при регистрации прав Ермоловым Ю.М. были представлены документы на индивидуальный жилой дом.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ).
Многоквартирным домом и сблокированный жилой дом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п.6 «Положения о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).
Жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ).
Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов является реконструкцией.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ). Таких документов административным истцом на заявленные объекты также не представлено.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, суд признает произведенные административным ответчиком приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и последующий отказ в государственной регистрации права собственности на заявленные административным истцом объекты законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований, в связи суд оставляет исковые требования без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░– ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░