Дело № 2а-2109/2021
64RS0044-01-2021-003722-19
Решение
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аванесовой И.А.,
с участием административного истца Калдымова В.А.,
представителя административных ответчиков - отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому и Октябрьскому районам г. Саратова, призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов г. Саратова, военного комиссариата Саратовской области по доверенности – Горбачевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калдымова В. А. к призывной комиссии Заводского Октябрьского районов г. Саратова, военному комиссариату Саратовской области по Заводскому и Октябрьскому районам г. Саратова, военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу,
Установил:
Калдымов В.А. обратился суд с административным иском к военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов г. Саратова Саратовской области, призывной комиссии Заводского и Октябрьского районов г. Саратова, военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате как лицо, подлежащее призыву на военную службу, оспариваемым решением призван на военную службу и получил повестку на 24 мая 2021 год к отправке к месту службы.
При прохождении медкомиссии высказывал врачам жалобы на нестабильность артериального давления, эпизоды повышения до 145/90 мм рт ст, головные боли, височной и затылочной боли ноющего характера. Данные жалобы могут быть связаны с заболеванием, предусмотренным ст. 43 п. «в» расписания болезней, утвержденных постановлением Правительства от 04 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Кроме этого Калдымов В.А. предъявлялись жалобы на тянущие боли в шейном отделе позвоночника, усиливающиеся при движениях и наклонах головы, с иррадиацией в межлопаточное пространство, с чувством онемения на кончиках пальцев рук. Также предъявлял жалобы на боли тянущего характера при ходьбе в коленных суставах, «щёлканье» суставов при повышенных нагрузках, повышенную слабость, утомляемость, снижение массы тела за последние 6 месяцев на 4 кг.,жалобы на затруднение носового дыхания, особенно в весенне-летний период, наблюдался неоднократно у ЛОР-врача с хроническим рино-синуситом, подобные жалобы могут быть связаны с заболеванием, предусмотренным ст. 66 п. «в», ст.65 п. «в», ст.13 п. «д», ст.49 п. «в» расписания болезней, утверждаенный постановлением правительства от 04 июля 2013 года «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Врачи, входящие в состав медицинской комиссии не учли имеющиеся заболевания, направление на дополнительное обследование выдано не было. Калдымов В.А. считает, что его должны были обследовать по данным жалобам, проверить наличие непризывного заболевания, и только после этого даль заключение о годности к военной службе.
Считая свои права нарушенными Калдымов В.А. вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Калдымов В.А. исковые требования поддержал в полном объёме, в обоснование привёл доводы аналогичные, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав об обоснованности решения призывной комиссии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст.218Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиямиобоспариваниирешений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включаярешения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспоритьрешения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи227 КАС РФпо результатам рассмотрения административного дела судом принимаетсярешениеоб удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемыхрешения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий ирешенийдолжностного лица возможно только при несоответствииобжалуемогорешениянормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности ивоенной службе» (с изм. и доп.)призывунавоенную службуподлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.Навоенную службунепризываютсяграждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, отпризыванавоенную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка отпризыванавоенную службу.
Согласно пункту 1 статьи26Федерального закона «О воинской обязанности ивоенной службе» (с изм. и доп.), пункту 3 Положенияопризывенавоенную службуграждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 (с изм. и доп.),призывнавоенную службуорганизуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения,решениемвысшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи28Федерального закона «О воинской обязанности ивоенной службе» припризывенавоенную службуграждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в их отношении одного из следующихрешений:
-опризывенавоенную службу
-онаправлении на альтернативную гражданскую службу;
-о предоставлении отсрочки отпризыванавоенную службу;
-об освобождении отпризыванавоенную службу;
о зачислении в запас;
-об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 13 Положенияопризывенавоенную службуграждан Российской Федерации призывная комиссия принимаетрешениев отношении призывника только после определения категории годности его квоенной службе.
Пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), статьей5.1Федерального закона «О воинской обязанности ивоенной службе» установлено, что годность граждан квоенной службепо состоянию здоровья определяется по результатам медицинского освидетельствования. Порядок проведения медицинского освидетельствования граждан припризывенавоенную службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащихпризывунавоенную службу, установлены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи5.1Федерального закона «О воинской обязанности ивоенной службе», пунктами 15, 18 Положения о военно-врачебной экспертизе медицинское освидетельствование граждан припризывенавоенную службупроводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. По результатам медицинского освидетельствования призывника врачи-специалисты дают заключение о категории его годности квоенной службепо состоянию здоровья по следующим категориям: А - годен квоенной службе, Б - годен с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен, Г - временно не годен, Д - не годен квоенной службе.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина квоенной службепо состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданиннаоснованиирешениякомиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующихрешений:опризывенавоенную службу;онаправлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки отпризыванавоенную службу; об освобождении отпризыванавоенную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи28Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Из указанных правовых норм следует, чторешениепризывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника квоенной службе.
В судебном заседании установлено, что Калдымов В.А. <Дата> года рождения, решением призывной комиссии от 18 мая 2021 года (протокол <№>) призван на военную службу, зачислен в команду <№>.
Призывнику Калдымову В.А. при прохождении медицинского освидетельствования в весенний призыв 2021 года на основании осмотра объективных данных, согласно постановлению Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Пложения о военно-врачебной экспертизе» была установлена категория годности Б-3(годен к военной службе с незначительными ограничениями) по ст.13д пониженное питание и ст.49в искривление носовой перегородки.
В соответствии с требованиями п. 16 Положения о призыве призывнику Калдымову В.А. вручена повестка о явке 24 мая 2021 года к 08:00 о явке в военный комиссариат Заводского и Октябрьского районов города Саратов Саратовской области для отправки к месту прохождения военной службы.
Доводы административного истца о наличии у него заболевания, препятствующегопризывунавоенную службу,были предметом исследования при прохождении им медицинского освидетельствования, иных доводов и документов подтверждение наличия заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в судебном заседании Калдымовым В.А. не приведено.
Доводы административного истца о том, что его жалобы, оставлены врачами проводившими медицинское освидетельствование без внимания, не нашли своего подтверждения, опровергнуты материалами личного дела призывника, из материалов которого следует, что истец обследовался по мере прохождения медицинского освидетельствования попризывупо данным жалобам и представленным мед. документам.
Таким образом, доказательств нарушения прав Калдымова В.А. при прохождении медицинской комиссии на заседании призывной комиссии суду не предоставлено, а поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░