Дело № 2-144/2021

УИД 32RS0003-01-2020-002647-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 10 июня 2021 года

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи

Артюховой О.С.,

при помощнике судьи

Костюк О.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Брянского района Брянской области

Султанова Р.Р.,

представителя ответчика – Свенской сельской администрации Брянского района Брянской области

Евстратовой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Свенской сельской администрации Брянского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Брянский районный суд Брянской области с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Брянского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов, подверженных угрозе лесным пожарам, на территории Свенского сельского поселения Брянского района.

В ходе проверки установлено, что территория п.Пятилетка, прилегающая к лесу, не очищена от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Так, установлено, что противопожарные минерализованные полосы, созданные ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба», расположены не на объекте защиты, граничащим с лесничеством – в границах населенного пункта Пятилетка, а на землях лесного фонда на расстоянии ориентировочно от 8 до 30 метров от границ населенного пункта Пятилетка.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд обязать администрацию Свенского сельского поселения Брянского района создать на объекте защиты (территория <адрес>) защитные противопожарные минерализованные полосы на прилегающих к лесу территориях (территория <адрес>, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , (со стороны лесного массива); территория <адрес>, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , (со стороны лесного массива); территория <адрес>, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами ,

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Брянского района Брянской области Султанов Р.Р. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – Свенской сельской администрации Брянского района Брянской области – Евстратова Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что на спорной территории, где прокурор просит создать защитные противопожарные минерализованные полосы отсутствуют земли общего пользования, то есть земельные участки, принадлежащие на праве собственности физическим лицам, непосредственного примыкают к землям лесного фонда. В связи с указанным администрация Свенского сельского поселения лишена возможности организовать в местах, заявленных прокурором, защитные противопожарные минерализованные полосы. Соответствующие защитные противопожарные минерализованные полосы созданы администрацией там, где это возможно, исходя из рельефа местности, на землях лесного фонда по согласованию с ГКУ Брянской области «Выгоничское лесничество».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» Крахмалевой И.Ю. в материалах дела имеется заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

Федеральный закон от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. В преамбуле названного Закона подчеркивается, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона о пожарной безопасности).

Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим (статья 16 Закона о пожарной безопасности).

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.06.2007 N417 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах (действовали на момент возникновения спорных правоотношений), согласно пункту 9 (1) которых в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пункту 78 Правил пожарной безопасности в лесах на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Согласно п.10 действующих на момент рассмотрения дела Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Также п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено обеспечение пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов.

В силу ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 и ч.3 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Брянской области от 25.03.2019 №127-п п.Пятилетка Свенского сельского поселения Брянского района Брянской области включен в Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Брянского района Брянской области и оформленной актом от 01.06.2020, установлено, что противопожарные минерализованные полосы, созданные ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба», расположены не на объекте защиты, граничащим с лесничеством – в границах населенного пункта Пятилетка, а на землях лесного фонда на расстоянии ориентировочно от 8 до 30 метров от границ населенного пункта Пятилетка. На территории <адрес>, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , (со стороны лесного массива); территории <адрес>, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , (со стороны лесного массива); территории <адрес>, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , , мероприятия по недопущению распространения пожара не проведены.

Полученные в ходе проверки результаты послужили основанием для обращения прокурора Брянского района Брянской области в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , , , , принадлежат на праве собственности физическим лицам.

Согласно акту обследования от 07.04.2021, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокуратурой района проведено обследование противопожарного состояния <адрес>, которым установлено, что противопожарные минерализованные полосы, созданные ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба», расположены не на объекте защиты, а на землях лесного фонда на расстоянии ориентировочно от 8 до 30 метров от границ населенного пункта <адрес>. На территории <адрес> прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами 32, , , , , (со стороны лесного массива); территории <адрес>, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , (со стороны лесного массива); территории <адрес>, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , категория земель – земли лесного фонда, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами , , мероприятия по недопущению распространения пожара не проведены. В ходе обследования установлено, что земель общего пользования Свенской сельской администрации между землями лесного фонда и земельными участками, находящимися в частной собственности, не имеется.

Таким образом, создание на объекте защиты (территория <адрес>) противопожарных минерализованных полос в обозначенных в исковом заявлении местах в настоящее время не представляется возможным, поскольку Свенская сельская администрация Брянского района Брянской области осуществляет свои полномочия только в границах <адрес>. на землях общего пользования. С требованиями о возложении на ответчика обязанности по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов в целях создания противопожарных минерализованных полос истец в суд не обращался.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

Кроме того, суд отмечает, что как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 19.12.2003 N23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В силу требований ст.13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст.210 ГПК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.

По мнению суда, вынесение решения о понуждении органа местного самоуправления к созданию противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, не будет отвечать принципу исполнимости.

В тоже время суд обращает внимание, что Свенской сельской администрацией Брянского района Брянской области обеспечиваются первичные меры пожарной безопасности в границах <адрес>. Так, Свенской сельской администрацией Брянского района Брянской области ежегодно утверждается паспорт населенного пункта, содержащий сведения о выполнении требований пожарной безопасности. Также ответчик ежегодно заключает договора с ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» с целью осуществления ухода за минерализованными полосами там, где их представилось возможным создать. Согласно пояснениям представителя Главного управления МЧС России по Брянской области Федотова А.М., данным им в судебном заседании от 27.05.2021, вокруг <адрес> имеются места, где спецтехника проехать не может, сразу за жилыми домами растет лес, в связи с чем невозможно организовать минерализованную полосу, в этих местах противопожарные мероприятия проводят сотрудники ГКУ Брянской области «Выгоничское лесничество»; заявленные в исковом заявлении территории, как раз относятся к таким местам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░,

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.06.2021.

2-144/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Брянского района
Ответчики
Свенская сельская администрация
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Артюхова О.С.
Дело на сайте суда
briansky.brj.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Подготовка дела (собеседование)
23.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее