Дело № 11-7/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Кулунда 14 мая 2018 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Присяжных Т.Н.,
представителя ответчика Фомкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району на решение мирового судьи судебного участка № 1 Кулундинского района Алтайского края от 24 января 2018 года по делу по иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Нестерова В.Ю., Ляйбель Л.И. Шиловой Е.В., Мельниковой П.И., Мартынюк А.Н., Шафнер И.Н., Вдовиной Р.И., Шелеповой Н.И., Шаровой М.Н., Анисимовой В.И., Вдовиной Ю.В., Соловьевой Л.А., Малаховой О.Н., Линенко С.В., Новиковой С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Карпенко Л.В., Федорковой Л.М., Лазученковой Л.Б. к Управлению социальной защиты населения по Кулундинскому району о взыскании недополученной суммы компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кулундинского района Алтайского края обратился в суд в интересах Нестерова В.Ю., Ляйбель Л.И. Шиловой Е.В., Мельниковой П.И., Мартынюк А.Н., Шафнер И.Н., Вдовиной Р.И., Шелеповой Н.И., Шаровой М.Н., Анисимовой В.И., Вдовиной Ю.В., Соловьевой Л.А., Малаховой О.Н., Линенко С.В,, Новиковой С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Карпенко Л.В., Федорковой Л.М., Лазученковой Л.Б. к Управлению социальной защиты населения по Кулундинскому району о взыскании недополученной суммы компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии, указав, что в ходе проверки по обращениям граждан - педагогических работников о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату потребленной электроэнергии, по результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, было установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от //////////// N №№№№ не содержат каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников, так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. В соответствии с п. 4, 29 вышеуказанных правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии. В соответствии с п. 28 постановления администрации Алтайского края от //////////// №№№№ денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующим месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии прибора учета объем электроэнергии определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством. В связи с чем, сумма недополученной компенсации за период с сентября 2014 года по март 2017 года составила у граждан: Нестерова В.Ю.- 26395,95 рублей; Ляйбель Л.И. – 15218,72 рубля; Мельниковой П.И. – 3730,95 рублей; Шафнер И.Н. – 24331,99 рублей; Вдовиной Р.И. – 3359,65 рублей; Шелеповой Н.И. – 28408,23 рубля; Шаровой М.Н. – 12918,67 рублей; Анисимовой В.И. – 13478,58 рублей; Вдовиной Ю.В. – 39110,97 рублей; Соловьевой Л.А. – 24045,27 рублей; Малаховой О.Н. – 11876,57 рублей; Линенко С.В. – 14433,86 рублей; Новиковой С.В. – 2759,03 рубля; Шевченко М.А. – 17535,73 рубля; Шевченко Е.И. – 9160,51 рубль; Федорковой Л.М. – 21954,79 рублей; Лазученковой Л.Б. – 10771,11 рублей; за период с //////////// у Шиловой Е.В. – 17329,34 рубля; за период //////////// у Мартынюк А.Н. – 8781,74 рубля; за период //////////// у Карпенко Л.В. – 10890,02 рубля. Указанные суммы недополученной компенсации прокурор просит взыскать с ответчика в пользу материальных истцов.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Кулундинского района Алтайского края от //////////// исковые требования прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Мартынюк А.Н., Новиковой С.В. и Карпенко Л.В. удовлетворены полностью, в интересах Нестерова В.Ю., Ляйбель Л.И., Шиловой Е.В., Мельниковой П.И., Шафнер И.Н., Вдовиной Р.И., Шелеповой Н.И., Шаровой М.Н., Анисимовой В.И., Вдовиной Ю.В., Соловьевой Л.А., Малаховой О.Н., Линенко С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Федорковой Л.М., Лазученковой Л.Б. удовлетворены частично.
С Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району за счет средств бюджета Алтайского края взыскана недополученная компенсация понесенных затрат на оплату электроэнергии в пользу: Мартынюк А.Н. за период с июня //////////// в размере 8781,74 рубля; Новиковой С.В. за период //////////// в размере 2759,03 рубля; Карпенко Л.В. за период //////////// в размере 10890,02 рубля; Нестерова В.Ю. в размере 24075,95 рублей за период ////////////; Ляйбель Л.И. в размере 12202,40 рублей за период ////////////; Шиловой Е.В. в размере 15544,64 рубля ////////////; Мельниковой П.И. в размере 3671,05 рублей за период ////////////; Шафнер И.Н. в размере 23599,51 рубль за период с ////////////; Вдовиной Р.И. в размере 3310,54 рубля за период с ////////////; Шелеповой Н.И. в размере 27159,18 рублей за период ////////////; Шаровой М.Н. в размере 12889,60 рублей за период ////////////; Анисимовой В.И. в размере 13066,49 рублей за период ////////////; Вдовиной Ю.В. в размере 36828,27 рублей ////////////; Соловьевой Л.А. в размере 22699,34 рубля за период с ////////////; Малаховой О.Н. в размере 11489,05 рублей за период //////////// года; Линенко С.В, в размере 14294,72 рубля за период с ////////////; Шевченко М.А. в размере 16947,17 рублей за период ////////////; Шевченко Е.И. в размере 8397,27 рублей за ////////////; Федорковой Л.М. в размере 21104,06 рублей за период //////////// Лазученковой Л.Б. в размере 10328,68 рублей за период с ////////////.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Кулундинскому району просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что на основании ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закона Алтайского края от //////////// №№№№-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, компенсации педагогическим работникам подлежат только расходы на освещение жилого помещения, а не электроэнергии, используемой для удовлетворения иных потребностей педагогических работников. При этом при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вывод мирового судьи о том, что ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядок оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, является необоснованным. Ни федеральные законы, ни законы Алтайского края не регулируют вопросы, связанные с техническим обеспечением помещений приборами учета электроснабжения. Вывод мирового судьи о том, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Фомкина Е.И. на доводах жалобы настаивала, прокурор Присяжных Т.Н. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение мирового судьи оставить без изменения.
Истцы Нестеров В.Ю., Ляйбель Л.И., Шилова Е.В., Мельникова П.И., Мартынюк А.Н., Шафнер И.Н., Вдовина Р.И., Шелепова Н.И., Шарова М.Н., Анисимова В.И., Вдовина Ю.В., Соловьева Л.А., Малахова О.Н., Линенко С.В., Новикова С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Карпенко Л.В., Федоркова Л.М., Лазученкова Л.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд полагает решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Нестеров В.Ю., Ляйбель Л.И., Шилова Е.В., Мельникова П.И., Мартынюк А.Н., Шафнер И.Н., Вдовина Р.И., Шелепова Н.И., Шарова М.Н., Анисимова В.И., Вдовина Ю.В., Соловьева Л.А., Малахова О.Н., Линенко С.В., Новикова С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Карпенко Л.В., Федоркова Л.М., Лазученкова Л.Б. являются педагогическими работниками и получателями мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Жилые помещения, в которых проживают истцы, оборудованы прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого осуществляется оплата услуги электроснабжения. Отдельных приборов учета электроэнергии, использованной непосредственно для освещения жилых помещений у истцов не имеется.
За спорный период вышеуказанным истцам Управлением социальной защиты населения по Кулундинскому району выплачивалась компенсация затрат за потребленную электроэнергию исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от //////////// N №№№№ "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", что подтверждается справками взаиморасчетов за потребленную электроэнергию.
Разрешая требования прокурора о взыскании с Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району Алтайского края недополученной истцами компенсации затрат на электроэнергию, мировой судья исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами мирового судьи не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и Правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от //////////// №№№№ утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, у истцов в доме установлен один прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на пользование иных электроприборов в доме электроэнергией.
Поскольку у материальных истцов отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцам расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам мирового судьи, не имелось.
При этом на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил, прокурор в исковом заявлении не ссылается.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району в пользу истцов недополученной в спорный период
компенсации понесенных ими затрат на оплату электроэнергии не имелось.
Таким образом, решение мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка №1 Кулундинского района Алтайского края от //////////// отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурору Кулундинского района Алтайского края в интересах Нестерова В.Ю., Ляйбель Л.И., Шиловой Е.В., Мельниковой П.И., Мартынюк А.Н., Шафнер И.Н., Вдовиной Р.И., Шелеповой Н.И. Шаровой М.Н., Анисимовой В.И., Вдовиной Ю.В., Соловьевой Л.А., Малаховой О.Н., Линенко С.В., Новиковой С.В., Шевченко М.А., Шевченко Е.И., Карпенко Л.В., Федорковой Л.М., Лазученковой Л.Б. к Управлению социальной защиты населения по Кулундинскому району о взыскании недополученной суммы компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии отказать.
Председательствующий О.А.Клименко