2-1590/2023
44RS0001-01-2023-000518-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Исмаиловой К.А., с участием представителя прокуратуры Воронина Д.В., представителя ответчика Пекишев П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора в интересах Буренко А.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,
у с т а н о в и л:
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах Буренко А.В. с указанными требованиями, в обоснование которых указывает, что Нерехтской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере лекарственного обеспечения Буренко А.В., <дата> г.р.Проверкой установлено, что Буренко А.В. состоит на учете в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с диагнозом "диагноз". Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. В ходе проверки установлено, что средствами измерения уровня глюкозы в крови (тест-полоски OneTouch Select Plus), а также иглы к шприцам Буренко А.В. не выдавались Указанные факты не позволяют обеспечить эффективное лечение в соответствии с рекомендациями специалистов, ставит под угрозу жизнь Буренко А.В. Кроме того проверкой установлено, что Буренко А.В. помимо заболевания "диагноз" состоит на учете в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» также в связи "диагноз" Согласно выписке из истории болезни МЦ «Мирт» № от <дата>, Буренко А.В. в качестве лечения рекомендован к применению лекарственный препарат Ксарелто 2,5 мг. в дозировке 1 таб. 2 раза в день. Согласно выписке из истории болезни МЦ «Мирт» от № от <дата>, Буренко А.В. в качестве лечения рекомендовано продолжить применение лекарственного препарата Ксарелто 2,5 мг. в дозировке 1 таб. 2 раза в день курсом на 6 месяцев. Так, в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" посредством Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», Приказом Минздрава России от 29.09.2022 № 639н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование,ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства» утвержден Перечень лекарственных препаратов, которыми Буренко А.В. должен обеспечиваться бесплатно. Однако, в нарушении положений Приказа Минздрава России от 29.09.2022 №639н, Буренко А.В. также ненадлежащим образом (несвоевременно, нерегулярно) обеспечивается лекарственным препаратом Ксарелто 2,5 мг. (международное непатентованное наименование Ривароксабан). Так, в настоящий момент, Буренко А.В., обеспечен лекарственным препаратом Ксарелто 2,5 мг. лишь 3 упаковками (1 упаковка = 1 месяц), которые выданы лишь в декабре 2022 года, хотя должен обеспечиваться лекарством начиная с июня 2022 года. Указанные нарушения закона являются существенными,нарушают права граждан на гарантированное государством бесплатное получение лекарственных препаратов, препятствуют целям и задачам реализации национального проекта«Здравоохранение». С целью поддержания своего здоровья Буренко А.В. в виду периодического отсутствия указанного выше лекарственного препарата вынужден приобретать их самостоятельно за счет собственных средств, что подтверждается соответствующими кассовыми и товарными чеками аптечных баз. Так, с июня 2022 года по настоящий момент Буренко А.В. приобрел за свой счет лекарственное средство Ксарелто 2,5 мг. на общую сумму - 13202,80 руб., а именно: 1. <дата> согласно кассовому чеку № на сумму 2782,00 руб.; 2. <дата> согласно кассовому чеку № на сумму 3457,80 руб. 3. <дата> согласно кассовому чеку на сумму 3542, 40 руб. 4. <дата> согласно кассовому чеку № на сумму 3420,60 руб. Непредставление Буренко А.В. на постоянной основе медицинских изделий в рекомендованном врачом количестве влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерацией недопустимо. На основании изложенного просит: обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Буренко А.В., <дата> г.р. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями ежемесячно по медицинским показаниям в полном объеме, а именно: Ксарелто 2,5 мг., тест-полосками OneTouch Select Plus для определения содержания уровня глюкозы в крови; -иглами к шприцам; Признать бездействие Департамента здравоохранения Костромской области по не обеспечению Буренко А.В., <дата> г.р. медицинскими изделиями незаконным.
В процессе рассмотрения гражданского дела исковые требования были уточнены, прокурор просил, обязать Департамент обеспечить Буренко А.В. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями ежемесячно по медицинским показаниям в полном объеме, а именно: Ксарлето 2,5 мг., тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови к имеющемся у Буренко А.В. глюкометру, иглами к инсулиновым шприцам (шприц-ручкам), к имеющемуся у Буренко А.В. глюкометру, также просил признать бездействие Департамента незаконными по не обеспечению Буренко А.В. медицинскими препаратом и медицинскими изделиями, а также взыскать с Департамента в пользу Буренко А.В.в. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 13202,80 руб.
Истец Буренко А.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, ранее в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Представитель прокуратуры г.Костромы исковые требования поддержал по требованиям об обеспечении и признании бездействия Департамента в полном объеме, а расходы на приобретение лекарственного препарата лишь в части в размере 3542,20 руб., мотивируя тем, что заявка на закупку данного препарата была направлена <дата>.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указал, что обеспечение Буренко А.В. лекарственным препаратом «Ксарелто» должно происходить исходя из медицинский показаний по решению врачебной комиссии, которое в материалах дела отсутствует. Что касается организации обеспечения Буренко А.В. тест-полосками, то полагает, что они не являются средствами диагностики, а являются расходными материалами и также должны быть назначены решением врачебной комиссии, которое в материалах дела отсутствует. В части организации иглами к шприцам указал, что в соответствии с представляемыми счетами на пациента Буренко А.В. за 2022 год, истекший период 2023 года, ему выдается лекарственный препарат «Метформин», представляющий собой таблетированную форму лекарственного препарата «Инсулин», что следует из прилагаемой Инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Метформин». По признанию незаконным бездействия департамента здравоохранения Костромской области в части не обеспечения лекарственным препаратом «Ксарелто» и взыскания расходов, понесенных на его приобретение, указал, что как следует из материалов дела, в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» рецепты на лекарственный препарат «Ксарелто» Буренко А.В. в спорный период не выписывались, в связи с чем департамент здравоохранения Костромской области не является причинителем вреда. Поскольку п. 2 ст. 56 ГК РФ установлено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом, то надлежащим ответчиком в части взыскания компенсации причиненного материального вреда является ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ». Кроме того, как указано выше, лекарственный препарат «Ксарелто» выписывался Буренко А.В. в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с нарушением положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то есть без решения врачебной комиссии.
Третьи лица ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» просили рассматривать гражданское дело в своё отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Согласно п. 16 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
В силу ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации)
В разделе V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 года N 2505, согласно которого источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ.
В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 года № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов.
В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В п. 40 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 года N 639-а, определено, за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Как установлено судом, исходя из ответа ОГБУЗ Нерехтская ЦРБ от <дата> следует, что Буренко А.В. <дата> состоит на учёте в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с Диагнозом: "диагноз". Буренко А.В. <дата> г.р, не имеет группы инвалидности. Буренко А.В., при выписке из МЦ «МИРТ» от <дата> помимо прочего рекомендовано: Ксарелто2,5мг 1 таблетка 2 раза в день. Буренко А.В., при выписке из МЦ «МИРТ» от 11.07.2022г рекомендовано: Ксарелто 2,5 мг 1 таблетка 2 раза в день, курсом 6 месяцев. Буренко А.В., нуждается в выше рекомендуемых лекарственных препаратах на период - согласно выписки из истории болезни МЦ «МИРТ» от <дата>, и рекомендации согласно выписки из истории болезни МЦ «МИРТ» от <дата> За рецептами для Буренко А.В., приходят родственники. Буренко А.В. обеспечивается льготными лекарственными препаратами через региональную льготу по сахарному диабету с <дата>, и льготу по сердечно-сосудистым заболеваниям с <дата>. Дополнительная заявка на Ксарелто 2,5 мг № упаковка на месяц (З упаковки на 2022год) направлена в департамент здравоохранения Костромской области. 30.09.2022г., исход №. На Буренко А.В. <дата> целенаправленно по разнарядке департамента здравоохранения костромской области, поступил Ксарелто 2,5 мг № упаковки, препарат выписан.
Согласно ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № следует, что в настоящее время лекарственный препарат «Ксарелто» 2,5 мг проходит процедуру закупки. В адрес департамента здравоохранения поступило предложение от поставщика на поставку данного препарата. Ориентировочный срок поставки препарата на уполномоченный склад - первая декада декабря текущего года. После поступления на уполномоченный склад препарат будет направлен в уполномоченную аптеку <адрес> для обеспечения Буренко А.В. Заявки на обеспечение пациентов льготными лекарственными препаратами направляются ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» своевременно. Заявка от ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» об обеспечении Буренко А.В. лекарственным препаратом «Ксарелто» 2,5 мг поступила в адрес здравоохранения <дата>.
Согласно счета на пациента Буренко А.В. <дата>, <дата>, <дата>, <дата> был обеспечен Райзодег ФлексТач, раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл 3.0 мл., катридж со шприц-ручкой №5 в общем количестве –8 шт. Иных сведений об обеспечении Буренко А.В.
Согласно ответа от ОГБУЗ Нерехтская ЦРБ от <дата> №, Буренко А.В., 03.04.1952г.р., состоит на учёте в ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» с "диагноз" по назначению врача-эндокринолога поликлиники Дзезюля А.М. нуждается в лекарствах - инсулин Райзодег Флекс Тач (18единиц (утром) +16 единиц (вечером)); 08 упаковок в месяц, 10 упаковок в год. Данным инсулином Буренко А.В., обеспечена в необходимом количестве, тест -полоски и иглы, по разнарядке департамента здравоохранения костромской области приходят только на детей до 18 лет. (На взрослых, по разнарядке - адресно, для решения жалобы.).
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
Факт необеспечения Буренко А.В. тест-полосками и иглами к шприцам для определения уровня сахара в крови в необходимом количестве по медицинским показаниям, о чем заявлено стороной истица в обоснование требований, кроме указанных, ответчиком не оспаривался в ходе рассмотрения дела.
В своих возражения на исковое заявление ответчик ссылается на то обстоятельство, что тесты-полоски не являются средствами диагностики, а являются расходными материалами к ним, кроме того они не поименованы в Стандарте медицинской помощи взрослым при "диагноз", утвержденных Приказом Минздрава России от 01.10.2020 года, поэтому они могли быть назначены Буренко А.В. только по решению врачебной комиссии, в порядке предусмотренном ч. 13 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, которого в материалах дела не имеется.
Вместе с тем суд не может согласиться с данными доводами ответчика в силу следующего.
Глюкометры- это приборы для измерения уровня глюкозы в органических жидкостях, которые являются медицинскими изделиями по смыслу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, тесты-полоски представляют собой расходный материал для самоконтроля, используемые совместно с глюкометром. В п. 2.2 в Стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете, утвержденных Приказом Минздрава России от 01.10.2020 года предусмотрено наименование медицинской услуги A09.05.023 Исследование уровня глюкозы в крови. При этом так же указано, что она предоставляется как при проведении непрерывного мониторинга глюкозы, так и без непрерывного мониторинга глюкозы с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в стационарных условиях или условиях дневного стационара.
Выписки из истории болезни Буренко А.В., представленные в материалы дела свидетельствуют о том, что ему рекомендован контроль уровня сахара в крови, и тот факт, что сами по себе тесты-полоски не являются медицинскими изделиями, а являются расходным материалом к глюкометру, не свидетельствует о том, что действующий стандарт не предусматривает назначение и применение их только лишь в случае наличия медицинских показания по решению врачебной комиссии.
Доводы ответчика о том, что Буренко А.В. за 2022 год и истекший период 2023 года выдавался лекарственный препарат «Метформин», который является таблетированной формой лекарственного препарата «Инсулин», так же не могут свидетельствовать о том, что Буренко А.В. обеспечен всеми необходимыми медицинскими изделиями, право на обеспечение которыми он имеет в связи с его заболеванием бесплатно, перечень которых предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, а именно иглы к шприцам для введения инсулина, что в данном случае, выдачей вышеуказанных лекарственных препаратов не достигнуто.
Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Буренко А.В. – "диагноз" гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями и расходными материалами к медицинским изделиям в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.
В связи с чем, доводы стороны истица о том, что отсутствие надлежащего обеспечения Буренко А.В. данными медицинскими изделиями и расходными материалами к медицинским изделиями, свидетельствует о бездействии со стороны ответчика по выполнению возложенных на него обязанностей, являются обоснованными.
По заявленным требованиям об обеспечении Буренко А.В. лекарственным препаратом Ксарелто 2,5 мг. суд полагает следующее.
Как следует из заключения специалиста МЦ МИРТ от <дата> Буренко А.В., 1952 г. назначен прием препарата Ксарелто 2, мг. 2 раза в день на постоянной основе по медицинским показаниям. Основанием назначения являются "диагноз" С Целью предупреждения ишемических событий назначен препарат Ксарелто, что также подтверждается выписками из истории болезни на от <дата> №, от <дата> №.
Кроме того, как следует из дополнительной заявки, поданной на Буренко А.В. ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» на препарат Ксарелто – 1 упаковка на месяц, 3 упаковки на 2022 год, препарат назначен на 6 месяцев с момента выписки <дата>.
Так, согласно Приказу Минздрава России от 29.09.2022 N 639н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства" утвержден прилагаемый перечень лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства.
В данный перечень также входит препарат Ксарелто 2,5 мг. (международное наименование – Ривароксбан), которым, согласно счёта на пациента, Буренко А.В. обеспечивался лишь <дата>,<дата>, <дата> ССЗ Ксарлето в общем количестве – 13 шт.
Таким образом, суд приходит к выводу, что препаратом Ксарелто 2,5 мг. Буренко А.В. не обеспечивался в полном объеме и по медицинским показаниям, что свидетельствует о доказанности требований истица о наличии со стороны департамента здравоохранения Костромской области бездействия по не обеспечению Буренко А.В. необходимыми медицинским препаратом
Непредставление Буренко А.В. медицинских изделий и препаратов в необходимом количестве, влечет нарушение его прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу действующего законодательства недопустимо.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными бездействия Департамента здравоохранения Костромской области в части непринятия мер по организации обеспечения Буренко А.В., <дата> г.р., медицинским препаратом и медицинскими изделиями, обязании Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Буренко А.В., <дата> г.р., лекарственным препаратом и медицинскими изделиями ежемесячно по медицинским показаниям в полном объеме, а именно Ксарелто 2,5 мг, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови, к имеющемуся у Буренко А.В. глюкометру, иглами к инсулиновым шприцам (шприц-ручкам).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым количеством на приобретение препарата Ксарелто 2,5 мг. Буренко А.В. причинен ущерб в связи с самостоятельной закупкой, что подтверждается представленными в материалы дела соответствующими кассовыми и товарными чеками, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.
Как следует из позиции истица, прокурором поддержаны требования по возмещению данного ущерба факту закупки данного медицинского препарата, подтвержденной по чек от <дата> на сумму 3542,40 руб., которая осуществлена истцом уже после направления соответствующей заявки в Департамента здравоохранения <адрес> <дата>, поскольку препарат рекомендован Буренко А.В. для постоянного применения, потребность определена в 1 упаковку в месяц, а отсутствие организации обеспечения им, несмотря на соответствующую заявку, свидетельствует об обоснованности заявленных требования к данному ответчику, о возмещении данных убытков, которые понес истец, закупая данный необходимый ему препарат самостоятельно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 2,5 ░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░-░░░░░░)
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3542 ░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.07.2023 ░░░░.