Дело 2-467/2023
УИД 33RS0017-01-2023-000200-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Собинка
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием представителей истцов Колесникова В.Д., Аверина А.В.,
представителей ответчиков Филипповой О.М., Челышевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ботнарь М.В., Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. к ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», Правительству Владимирской области, Министерству здравоохранения Владимирской области, Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда Владимирской области, обязании передать в собственность жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Ботнарь М.В., Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. обратились в суд с иском к ГБУЗ ВО
«Собинская районная больница», администрации Владимирской области об обязании передать в собственность жилое помещение. В обоснование иска указали, что 10.08.2009 года Ботнарь М.В. была принята на работу в МУ «Собинская ЦРБ» на должность врача общей практики. С 2014 года и по настоящее время Ботнарь М.В. работает в должности заместителя главного врача ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» по амбулаторно-поликлинической работе. 17.03.2014 года актом передачи в соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 6 от 17.03.2014 года, заключенным между ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» (наймодатель) и Ботнарь М.В. (наниматель), последней и членам её семьи: ФИО (мать), Ботнарь А.В. и Ботнарь Д.В. (сыновья), было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления за ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ», состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью NN кв.м, по адресу: <...>. Согласно пп. 4 п. 13 указанного Договора наймодатель ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» имеет право по истечении 10 лет со дня заключения трудового договора рассмотреть вопрос о снятии с жилого помещения статуса служебного. С момента заключения между Ботнарь М.В. и ответчиком ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» трудового договора прошло более 10 лет. 23.10.2019 года в ответ на обращение истца Ботнарь М.В. к ответчику о снятии со спорного жилого помещения статуса служебного и о передаче данного жилого помещения в её собственность ЖКК ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» было принято положительное решение. С принятым решением согласился и Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, который 13.11.2019 года письмом № ДЗ-10288-1305 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области с просьбой о положительном решении поставленного вопроса. Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, рассмотрев обращение, в своем ответе от 10.12.2019 года № ДИЗО-10770/03-11 сообщил, что квартира, находящаяся по адресу: <...>, является государственной собственностью Владимирской области, закреплена на праве оперативного управления за ГБУЗ ВО «Собинская районная больница»; распоряжением администрации Владимирской области от 28.08.2014 года № 415-р, разработчиком которого являлся департамент здравоохранения администрации области, указанная квартира включена в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесена к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. Согласно Акта передачи служебного жилого помещения от 17.03.2014 года наймодателем ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница», передано по договору найма служебного жилого помещения от 17.03.2014 года № 6, а Ботнарь М.В., нанимателем, принято в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью NN кв. м., по адресу: <...>. Между тем, Распоряжение администрации Владимирской области № 415-р о включении указанной квартиры в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесении его к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области было издано только 28.08.2014 года, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что жилое помещение, переданное истице по договору найма, не имело на момент заключения указанного договора статуса служебного жилого помещения, отнесенного к категории служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Постановлением Губернатора Владимирской области от 19.06.2008 № 447 «Об органах, осуществляющих управление государственным жилищным фондом Владимирской области в отношении служебных жилых помещений» не урегулирован вопрос исключения жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. 04.02.2020 года истец Ботнарь М.В. обратилась в департамент здравоохранения администрации области с заявлением, в котором просила департамент здравоохранения подготовить проект Распоряжения администрации Владимирской области об отмене Распоряжения администрации Владимирской области от 28.08.2014 года № 415-р в части включения квартиры, расположенной по адресу: <...>, в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесения к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. Департамент здравоохранения администрации Владимирской области письмом от 04.03.2020 года № ОТ-ДЗ-587/00-16-13 на указанное заявление дал ответ, из содержания которого следует, что департамент здравоохранения в целях содействия в решении жилищного вопроса Ботнарь М.В. направлял обращение в департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, на что получил ответ, в котором было указано, что действующее законодательство не предполагает нахождение в собственности субъекта РФ (Владимирской области) жилищного фонда, не относящегося к специализированному государственному жилищному фонду Владимирской области. В случае исключения квартиры из специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области такая квартира подлежит передаче в собственность муниципального образования. Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в ответе от 04.12.2020 года № ОИЗО - 9664/03-11 сообщил, что «в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений». Исходящим письмом от 20.11.2020 года № ДЗ-14620-13-05 департамент здравоохранения администрации Владимирской области, являющийся учредителем ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», сообщил, что считает приватизацию указанного служебного помещения нецелесообразной. Письмом № ОГ-ДЗ-435/00-13-08 от 07.02.2022 года на обращение представителя истца Ботнарь М.В. Аверина А.В. в адрес Губернатора Владимирской области Департаментом здравоохранения Владимирской области были перечислены нормативные и правовые акты, ранее указанные в предыдущих ответах, а правовая позиция сведена к утверждению о том, что положительное решение вопроса о передаче спорного жилья в собственность истца невозможно, поскольку квартира отнесена к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. Вместе с тем, предоставленное истцам Ботнарь М.В., Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. жилое помещение на момент заключения с Ботнарь М.В. договора найма не относилось к категории служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области, с истцом Ботнарь М.В. не заключался договор о предоставлении ей служебного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области, о том, что указанное жилье впоследствии изменит свой статус, истца никто ни устно, ни письменно не предупреждал, никаких правовых сведений о служебном статусе предоставленного жилья в договоре и акте передачи жилья нет, и в ходе подготовки материалов для обращения с иском установить такие правовые данные не представилось возможным. Просят суд обязать ответчиков передать в собственность Ботнарь М.В., Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. предоставленное Ботнарь М.В. и членам ее семьи сыновьям Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. по договору найма от 17.03.2014 года № 6 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Истцы по делу увеличили исковые требования. Просят суд исключить из специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Передать квартиру по адресу: <...> в собственность Ботнарь М.В., Ботнарь А.В., Ботнарь Д.В. (л.д.190-193).
Определением суда от 9 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство здравоохранения Владимирской области, Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (л.д.66-67).
В соответствии с определением суда от 29.03.2023 года в качестве ответчика по делу признана администрация Губернатора Владимирской области, указанная в иске как Администрация Владимирской области (л.д.136-137).
Протокольным определением суда была произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации губернатора Владимирской области на Правительство Владимирской области (л.д.167).
Истцы Ботнарь М.В., Ботнарь А.В. и Ботнарь Д.В. в судебное заседание не явились. Извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела судебными повестками, направленными почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении. В суд вернулась почтовая корреспонденция без вручения повесток адресатам, с отметкой об истечении срока хранения. В иске просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представители истцов Аверин А.В. и Колесников В.Д., действующие на основании доверенностей, настаивали на удовлетворении исковых требований. Суду пояснили, что на момент заключения договора найма, никаких ограничений, связанных со статусом жилья не было. Жилое помещение было предоставлено по договору найма, без признаков служебности. При этом, служебным оно стало только в августе 2014 года, то есть после предоставления жилья. Поскольку истица проработала более 10 лет в должности врача, соответственно она имеет право на получение жилья в собственность (л.д.29-31).
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» Филиппова О.М., действующая по доверенности, в суде возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что 06.12.2013 года по результатам протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме аукционной комиссией Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области было дано право Собинской больнице заключить контракт на покупку благоустроенной двухкомнатной квартиры для нужд ГБУЗ «Собинская центральная районная больница». 23.12.2013 года между ГБУЗВО «Собинская ЦРБ» и индивидуальным предпринимателем Бужинской Г.В. был заключен Договор поставки благоустроенной квартиры для нужд ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м. 31.12.2013 года ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» было получено свидетельство о государственной регистрации права на спорную квартиру. 14.01.2014 года ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница» был издан приказ № 31 «О постановке на баланс квартиры <...>». 23.01.2014 года Собинская больница направила документы на приобретенное имущество для включения в реестр государственного недвижимого имущества по Владимирской области. 04.04.2014 года ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» обратилось к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о включении указанной квартиры в специализированный государственный фонд Владимирской области и отнесению к служебному жилому помещению специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. 28.08.2014 года распоряжением администрации Владимирской области № 415-Р указанная квартира была включена в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесена к служебному жилому помещению специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области. Изначально, 14.01.2014 года спорная квартира была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения врачу-педиатру Собинской больницы ФИО Затем, в связи со сменой руководства и на основании поданного Ботнарь М.В. заявления квартира на основании договора найма служебного жилого помещения от 07.04.2014 года была передана Ботнарь М.В. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование. Договор от 14.01.2014 года, заключенный с ФИО, был расторгнут 17 марта 2014 года. Указала, что 03.10.2019 года Ботнарь М.В. обращалась на имя ВРИО главного врача ГБУЗ ВО «Собинская РБ» с заявлением о снятии с жилого помещения статуса служебного и передаче его в ее собственность. Больницей был направлен пакет документов в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области с просьбой решить вопрос о снятии с жилого помещения статуса служебного и передаче жилого помещения в собственность Ботнарь М.В., однако вопрос не был решен в пользу заявителя, в передаче ей квартиры в собственность было отказано.
Представитель ответчика по делу Министерства здравоохранения Владимирской области Челышева Т.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено истице Ботнарь М.В., и членам ее семьи, как служебное, в связи с работой Ботнарь М.В. в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» на время трудовых отношений. В соответствии с действующим законодательством, специализированные жилые помещения не могут быть приватизированы. Полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений кроме как на условиях служебного найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ботнарь М.В. в период с 01.01.2014 года по 13.06.2023 года занимала должность заместителя главного врача по поликлинике, уволена с занимаемой должности в связи с сокращением. Поскольку в настоящее время трудовые отношения между Ботнарь М.В. и ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» прекращены, договор служебного найма подлежит прекращению.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В процессе рассмотрения дела представитель Министерства Волкова А.В., действовавшая по доверенности, возражала против удовлетворения иска. Указала, что спорная квартира находится в собственности Владимирской области, передана на праве оперативного управления ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница». 07.04.2014 года между ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница» и Ботнарь М.В. был заключен договор найма служебного помещения № 6 в связи с ее работой в больнице в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе. Договор был заключен на время трудовых отношений. Ботнарь М.В. обращалась в Министерство по вопросу передачи квартиры в ее собственность в порядке приватизации, однако Министерство здравоохранения Владимирской области сообщило, что считает приватизацию указанной квартиры нецелесообразной. Указали, что исключение спорной квартиры из специализированного жилого фонда должно осуществляться в соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса квартиры является правом собственника квартиры. Решение об исключении спорной квартиры из состава специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось. Следовательно, у истца отсутствует право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, что исключает обязанность собственника жилого помещения заключить договор о передаче в собственность жилого помещения.
Представитель ответчика по делу Правительства Владимирской области в судебное заседание не явился. Указали, что заявленные в иске требования не относятся к компетенции Правительства Владимирской области, поэтому считают себя ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу положений статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Приватизация государственного жилищного фонда регулируется Законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании части первой ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу части первой ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
На основании части второй ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
В силу пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Судом установлено, что на основании договора поставки благоустроенной квартиры для нужд ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» от 23.12.2013 года, ГБУ ВО «Собинская ЦРБ» в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 09.12.2013 года № 0128200000113006937, приобрело двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м, цена договора составила 1200000 рублей (л.д.11-13, 92-96).
14.01.2014 года на основании приказа ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница» № 31 квартира по адресу: <...> была поставлена на бухгалтерский баланс организации (л.д.98).
23.01.2014 года ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница» направила в департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обращение и комплект документов для включения в реестр государственного имущества Владимирской области квартиры, расположенной по адресу: <...> (л.д.99). Сопроводительным письмом от 04.02.2014 года пакет документов был направлен Департаментом имущественных и земельных отношений в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области для подготовки проекта распоряжения Губернатора области об отнесении квартиры к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области (л.д.86).
04.04.2014 года ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» обратилось к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о включении указанной квартиры в специализированный государственный фонд Владимирской области и отнесению к служебному жилому помещению специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области (л.д.100).
28.08.2014 года распоряжением администрации Владимирской области № 415-Р указанная квартира, являющаяся собственностью Владимирской области и находящаяся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская центральная районная больница», была включена в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесена к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области (л.д.101).
Таким образом, квартира, площадью NN кв.м., расположенная по адресу: <...>, с кадастровым номером NN, находится в собственности Владимирской области. Право собственности зарегистрировано 21.02.2014 года. На праве оперативного управления квартира была зарегистрирована с 31.12.2013 года за ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» на основании договора поставки благоустроенной квартиры для нужд ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» от 23.12.2013 года (л.д. 17-21, 87, 97). 28.08.2014 года квартира была включена в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области.
Указанные действия по регистрации жилья и присвоению ему статуса служебного, соответствуют требованиям действовавшего законодательства.
В соответствии с требованиями частей 9,10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7 «О некоммерческих организациях», действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 19.06.2008 № 447 «Об органах, осуществляющих управление государственным жилищным фондом Владимирской области в отношении служебных жилых помещений», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, были определены органы, осуществляющие управление государственным жилищным фондом Владимирской области в отношении служебных жилых помещений.
В части принятия решений об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям таким органом являлась администрация Владимирской области. При этом, подготовку распоряжений администрации области об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области осуществляли органы администрации области, имеющие в подведомственности предприятия и учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, признаваемые служебными. В данном случае таким органом являлся Департамент здравоохранения администрации Владимирской области. Департамент имущественных и земельных отношений администрации области осуществлял только учет служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области.
Следовательно, спорная квартира изначально приобреталась ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» за свои денежные средства для передачи работникам организации на период трудовых отношений. Квартира не имела каких-либо обременений на момент приобретения, следовательно могла быть отнесена к специализированному жилищному фонду. При этом, процедура регистрации права оперативного управления, права собственности на квартиру и отнесения жилого помещения к служебному жилью проходила поэтапно и последовательно, что предусматривало определенный промежуток времени. Отнесение спорной квартиры к служебному жилью было осуществлено на законных основаниях и отсутствуют основания для исключения квартиры, расположенной по адресу: <...> из специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области.
14.01.2014 года спорная квартира была передана по договору найма служебного жилого помещения № 6 врачу-педиатру ФИО в связи с приглашением в ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» на время трудовых отношений. Одновременно с нанимателем были вселены в жилое помещение члены ее семьи сын и дочь, ФИО и ФИО (л.д.102-105).
Ботнарь М.В. обращалась с заявлением к руководству Собинской ЦРБ о предоставлении ей жилого помещения. И.о. главного врача сообщала заявительнице о том, что приобретение больницей жилья возможно только путем проведения торгов. Выкупить квартиру напрямую у физического лица больница возможности не имеет. Также было указано, что кандидатура Ботнарь М.В. будет рассматриваться первая в очереди на предоставление служебного жилья в 2014 году. В качестве варианта приобретения рассматривалась квартира по адресу: <...> (л.д.111-113).
Следовательно, в переписке с руководством больницы в 2014 году заявительнице Ботнарь М.В. указывалось, что ей будет предоставлено жилье, имеющее статус служебного.
01.02.2014 года Ботнарь М.В. вновь обратилась к главному врачу ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» с просьбой предоставить жилье ей и ее семье, в составе двоих сыновей и мамы (л.д.106).
17 марта 2014 года между ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» и ФИО был расторгнут договор найма служебного жилого помещения (л.д.110).
В соответствии с актом передачи служебного помещения от 17.03.2014 года ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница», наймодатель, передало по договору найма служебного жилого помещения, а Ботнарь М.В., наниматель, приняла в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области «Собинская центральная районная больница», состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью NN кв.м., по адресу: <...> (л.д.14,109).
07.04.2014 года между ГБУЗ ВО «Собинская центральная районная больница», наймодателем, и Ботнарь М.В., нанимателем, был заключен Договор найма служебного жилого помещения № 6 от 07.04.2014 года, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Владимирской области «Собинская центральная районная больница», состоящее из двухкомнатной квартиры, общей площадью NN кв.м. по адресу: <...> для проживания в нем. В пункте 2 Договора указано, что служебное жилое помещение предоставляется в связи с работой по приглашению в ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ», в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ». Договор был заключен на время трудовых отношений (п.3 Договора). Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены ее семьи сыновья Ботнарь А.В. и Ботнарь Д.В., а также мать – ФИО (л.д.15-16, 107-108).
В соответствии с подпунктами 3,4 пункта 13 Договора найма служебного жилого помещения № 6 от 07.04.2014 года, наймодатель имеет право принимать решение о приватизации служебного жилого помещения; по истечении 10 лет со дня заключения трудового договора рассмотреть вопрос о снятии с жилого помещения статуса служебного (л.д.16).
Ботнарь М.В. по 13.06.2023 года занимала должность заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, уволена в связи с сокращением занимаемой должности.
Таким образом, указанная квартира была предоставлена Ботнарь М.В. и членам ее семьи как служебное жилое помещение, то есть на период трудовых отношений Ботнарь М.В. и ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», что отражено в договоре найма служебного жилого помещения от 07.04.2014 года и в акте передачи служебного жилого помещения от 17.03.2014 года. Ботнарь М.В. была ознакомлена с условиями предоставления жилья, поскольку подписала соответствующий договор и не оспаривала его условия.
Истцы были вселены в спорное жилое помещение (17.03.2014 года) до установления статуса служебного жилья (28.08.2014 года), однако каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Заключая договор найма служебного жилого помещения, истец должна была осознавать характер возникших правоотношений. Указанный договор истцами оспорен не был.
В соответствии с пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Сведений о том, что спорное жилое помещение предоставлено на основании решения о предоставлении жилого помещения Ботнарь М.В. как лицу, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом, не имеется. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В этой связи отсутствуют основания для исключения спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и признания за истцами права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится исключительно к компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Ботнарь М.В. обращалась в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» 2 октября 2019 года с заявлением о снятии с жилого помещения по адресу: <...> статуса служебного и (или) передаче данного жилого помещения в ее собственность. Указала, что работает в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» с 10.08.2009 года, то есть более 10 лет. Жилищно-коммунальной комиссией ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» было принято положительное решение и 24.10.2019 года в адрес директора департамента здравоохранения администрации Владимирской области было направлено письмо о снятии с жилого помещения по адресу: <...> статуса служебного и (или) передаче данного жилого помещения в собственность Ботнарь М.В. (л.д.22, 114-115).
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области по данному вопросу. Однако, считают, что приватизация спорной квартиры нецелесообразна (л.д.88, 129).
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области от 04.12.2020 года Ботнарь М.В. было отказано в передаче ей в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (л.д.26, 128).
При этом, собственник жилого помещения, каковым в данном случае является Владимирская область, в силу положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», правомочен принять решение о приватизации служебного жилого помещения (ч.2), что соответствует положениям ст.217 ГК РФ о возможности передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Однако, представленная в материалы дела переписка истца Ботнарь М.В. и ее представителя, а также позиция ответчиков в суде, свидетельствуют об отказе собственника спорного жилого помещения в передаче жилого помещения Ботнарь М.В. и членам ее семьи в добровольном порядке.
Суд принимает во внимание, что спорное жилое помещение в установленном порядке включено в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесено к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области, при этом уполномоченный орган, представляющий интересы собственника, не дал согласия на приватизацию занимаемого истцами служебного жилого помещения; органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда не принималось. Распоряжение и.о. Губернатора Владимирской области от 28.08.2014 года № 415-р о включении квартиры, расположенной по адресу: <...>, являющейся собственностью Владимирской области и находящейся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Собинская центральная районная больница» в специализированный государственный жилищный фонд Владимирской области и отнесение к служебным жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области не обжаловалось, незаконным не признавалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для исключения спорной квартиры из специализированного государственного жилищного фонда Владимирской области и передачи спорной квартиры в собственность истцов отсутствуют, следовательно исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ботнарь М.В. (паспорт NN), Ботнарь А.В. (паспорт NN), Ботнарь Д.В. (паспорт NN) к ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», Правительству Владимирской области, Министерству здравоохранения Владимирской области, Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда Владимирской области, обязании передать в собственность жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Кондратьева