Дело УИД № 58RS0005-01-2022-001662 -90
производство № 2-156/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области
в составе: председательствующего судьи Недопекиной Т.Б.,
при секретаре Каляминой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в с. Бессоновка гражданское дело по исковому заявлению Манторовой Галины Даниловны к законному представителю Сидорова Владимира Викторовича, Сидорову Виктору Владимировичу о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Манторова Г.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что Сидоров В.В. совершил запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, предусмотренное п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ, в состоянии невменяемости, похитив со счета принадлежащей ей банковской карты денежные средства в размере 17 900 рублей, причинив ей значительный материальный ущерб на указанную сумму и нравственные страдания. На момент хищения 8 августа 2020 года истец находилась в больнице с дочерью, страдающей онкологическим заболеванием, 4 августа 2020 года в ее доме произошел пожар, после выписки из больницы им некуда было возвращаться, последние имеющиеся у истца денежные средства (пенсия) для приобретения предметов первой необходимости были похищены Сидоровым В.В., что ухудшило психическое состояние истца, вызвало депрессию.
Просила взыскать с законного представителя Сидорова Владимира Викторовича, Сидорова Виктора Владимировича денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также материальный ущерб в размере 17 900 рублей.
Истец Манторова Г.Д. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Законный представитель Сидорова В.В. Сидоров В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах неявки. Заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, а также об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, обозрев материалы уголовного дела № №/2020, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения ущерба, компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствие со ст. 1082 ГК РФ, возмещение вреда осуществляется путем возложения обязательства на лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Это не препятствует суду, рассматривающему дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, принять в качестве письменного доказательства постановление о прекращении в отношении него уголовного дела (ч.1 ст. 71 ГПК РФ) и оценить его наряду с другими доказательствами (ст. 67 ГПК РФ).
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» разъяснено, что исходя из положений части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением Бессоновского районного суда Пензенской области от 30 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 11 декабря 2020 года, признан доказанным факт совершения Сидоровым Владимиром Викторовичем запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния, предусмотренного п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ, в состоянии невменяемости. На основании ст. 21 УК РФ Сидоров В.В. освобожден от уголовной ответственности, с назначением в соответствии с п. «а» ч.1 ст.97, п. «в» ч.1 ст.99 УК РФ принудительной меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.
Данным постановлением установлено, что Сидоров В.В. 08 августа 2020 года не позднее 19 часов 46 минут в состоянии хронического психического расстройства, которое лишало его в период инкриминируемого ему деяния и лишает в настоящее время возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в доме Манторовой Г.Д. по адресу: <адрес>, завладев принадлежащей ей банковской картой, пришёл в магазин по адресу: <адрес>, где посредством банкомата ПАО «Сбербанк России» провёл операцию по снятию находившихся на счёте указанной банковской карты денежных средств в сумме 17 900 рублей, принадлежащих Манторовой Г.Д., и тайно похитил их, распорядившись ими по своему усмотрению, причинив своими действиями Манторовой Г.Д. значительный материальный ущерб на сумму 17 900 рублей.
Законным представителем Сидорова Владимира Викторовича являлся Сидоров Виктор Владимирович.
В результате совершения Сидоровым В.В. вышеуказанного запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния, предусмотренного п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ, истцу Манторовой Г.Д. был причинен материальный ущерб на сумму 17900 рублей, который в силу положений ст. 29 ГК РФ подлежит взысканию с Сидорова Виктора Владимировича.
Рассматривая требования истца Манторовой Г.Д. о компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
В п. 1 ст. 150 ГК РФ содержится незакрытый перечень неимущественных прав и нематериальных благ, при нарушении или посягательстве на которые может возникнуть обязательство по возмещению морального вреда. Это жизнь, здоровье, деловая репутация, право авторства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и др.
В силу разъяснений, изложенных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Гражданин, потерпевший от преступления против собственности, например, при совершении кражи, мошенничества, присвоения или растраты имущества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др., вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага (часть первая статьи 151, статья 1099 ГК РФ и часть 1 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ) (п.5).
В указанных случаях потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда, в том числе путем предъявления самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства.
На основании п.3 ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из искового заявления Манторовой Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что в результате хищения Сидоровым В.В. принадлежащих ей денежных средств она испытала нравственные страдания, сильное нервное потрясение, находилась в тяжелой депрессии, поскольку была лишена средств к существованию, на момент хищения находилась в больнице с дочерью, страдающей онкологическим заболеванием, в ее доме накануне хищения произошел пожар, о чем было известно Сидорову В.В., ей было некуда после выписки из больницы привезти больную дочь, последние денежные средства были похищены Сидоровым В.В., в связи с чем она не могла приобрести лекарства и продукты питания для себя и дочери, начать ремонтировать дом.
В подтверждение указанных доводов истцом представлены копия свидетельства о смерти дочери Н.О,, умершей 4 октября 2020 года, справка ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области от 10 августа 2020 года, из которой следует, что 4 августа 2020 года в строении жилого дома по адресу: <адрес> произошел пожар, огнем повреждены конструкции стен, кровли и конструкции потолочного перекрытия строения жилого дома.
Из копии паспорта истца Манторовой Г.Д. следует, что она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 17 июня 1997 года.
Обстоятельства нахождения истца на лечении с дочерью в больнице на момент хищения ее денежных средств Сидоровым В.В. подтверждены свидетелем Н.А., допрошенным по уголовному делу № №/2020.
Таким образом, вступившим в законную силу постановлением Бессоновского районного суда Пензенской области от 20 ноября 2020 года установлен факт хищения Сидоровым В.В. в состоянии невменяемости денежных средств, чем нарушены ее нематериальные блага, что, безусловно, привело к ее нравственным страданиям, ухудшению ее психического состояния здоровья.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права требовать с законного представителя Сидорова В.В. – Сидорова В.В. в силу ст. 29 ГК РФ компенсации морального вреда.
По смыслу закона при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, ее преклонный возраст, значимость похищенного имущества – денежных средств в виде пенсии, являющихся единственным источником к существования истца, тяжелой жизненной ситуации, в которой находилась истец на момент совершения Сидоровым В.В. запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния, предусмотренного п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ (пожар в доме, тяжелая болезнь дочери), принципы разумности и справедливости, баланс интересов сторон, и находит исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в полном объеме на сумму 50 000 рублей.
Поскольку с ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда, а также материальный ущерб, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст.333.36 НК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1016 рублей (716 рублей за требование имущественного характера, подлежащего оценки и 300 рублей за требование неимущественного характера).
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Манторовой Галины Даниловны к законному представителю Сидорова Владимира Викторовича, Сидорову Виктору Владимировичу о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда –удовлетворить.
Взыскать с Сидорова Виктора Владимировича в пользу Манторовой Галины Даниловны в счет компенсации морального вреда 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, в возмещение материального ущерба 17 900 (семнадцать тысяч девятьсот) рублей.
Взыскать с Сидорова Виктора Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1016 (одна тысяча шестнадцать) рублей.
Ответчик вправе подать в Бессоновский районный суд Пензенской области заявление об отмене решения суда, в течение семи дней со дня вручения им копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2023 года.
Судья: Т.Б. Недопекина