Решение по делу № 2-249/2023 (2-4342/2022;) от 28.10.2022

Дело №2-249/2023

УИД 23RS0058-01-2022-006157-94

Заочное решение

Именем Российской Федерации

24 января 2023 года                город Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Крижановской О.А.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи к Штукатуровой ФИО6 ФИО11 о признании отсутствующим права на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи в интересах Российской Федерации с иском к Штукатуровой А.С., в котором с учетом уточнения просит признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований указано, что земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером , категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, с. <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты>, незаконно оформлен в собственность Штукатуровой А.С., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Право собственности на указанный земельный участок возникло у ответчика на основании договора купли-продажи, зарегистрировано 25.03.2008 (номер государственной регистрации права №).

Первоначальный собственником указанного земельного участка являлся <данные изъяты> В.А.. Основанием постановки на государственный кадастровый учет и первичной государственной регистрации права собственности <данные изъяты> В.А. на спорный земельный участок послужило решение исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района г. Сочи Краснодарского края от 22.08.1990 № 183 «О разрешении строительства индивидуального жилого дома на выделенном участке в с. <данные изъяты>, уч-к <данные изъяты>, согласно схеме перепланировки села» (далее – решение от 22.08.1990 № 183).Однако правовых оснований для оформления спорного земельного участка в собственность на основании указанного решения не имелось.

Так, согласно п. 2 постановления от 22.08.1990 № 183 на <данные изъяты> В.А. возлагалась обязанность заказа на строительство индивидуального жилого дома привязки проекта с размещением всех жилых и хозяйственных построек, согласования разработанного проекта привязки жилого дома с архитектором района в месячный срок, заключения договора с исполкомом Раздольского сельского совета о предоставлении в пользование приусадебного участка под строительство индивидуального жилого дома. Возложенные решением от 22.08.1990 № 183 обязанности до настоящего времени не реализованы, строительство жилого дома и хозяйственных построек не осуществлено. Кроме этого, в п. 4 обозначенного решения исполнительный комитет Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района просит Хостинский райисполком утвердить настоящее постановление.Вместе с тем, МКУ «Архив г. Сочи» 24.08.2022 за № 01.01-14/3191 предоставлена информация об отсутствии акта исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов г. Сочи Краснодарского края об утверждении решения исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов от 22.08.1990 № 183.

Также Хостинским отделом по г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 26.08.2022 за № 42-054057/22 предоставлена информация об отсутствии нахождения на хранении правоудостоверяющих документов, выданных администрацией Хостинского района г. Сочи на имя <данные изъяты> В.А.. Таким образом, решение исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района г. Сочи от 22.08.1990 № 183 не могло являться основанием для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером и последующего оформления на него права собственности.

Более того, спорный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Раздольского сельского поселения.

Однако земельный участок сформирован за счет земель Нижне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом. Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка , согласование границ участка с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка межевого плана, в котором отсутствует соответствующая отметка.

В связи с этим прокурор полагает, что право собственности <данные изъяты> В.А. и впоследствии Штукатуровой А.С. возникло на спорный земельный участок незаконно.

Так же истец указывает, что из акта натурного обследования земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером не огорожен, лесопокрытый, свободен от строений, не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Штукатуровой А.С. и иными лицами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.

Данные обстоятельства, а также то, что спорный земельный участок полностью накладывается на земельный участок, который является собственностью Российской Федерации, послужили основанием для обращения прокурора в суд с указанными исковыми требованиями в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представитель истца - прокурора г.Сочи Сохраненков Н.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требованиях в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Администрации Хостинского района города Сочи, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Штукатурова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно. В соответствии с положениями статьи 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, ответчик уклоняется от получения судебного извещения.

В соответствие с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При таких обстоятельствах, суд признает извещение ответчика надлежащим.

В соответствии со статьей 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

На основании данной нормы закона, учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против вынесения решения в порядке заочного производства, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», заблаговременно уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не направили в суд своего представителя, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, о причинах неявки суду сообщено не было.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, поскольку они извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, имели возможность ознакомиться с материалами гражданского дела и представить какие-либо дополнения и возражения, а также реализовать иные процессуальные права, предусмотренные Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав пояснения прокурора и мнение явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства. Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее – Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 №200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 19.05.2006 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 17.05.2006.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 № 186-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 №304-КГ14-9070.

Статья 304 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник вправе устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требовать признание права отсутствующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым номером , категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, с. <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты> является ответчик Штукатурова А.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 06.03.2008 г. заключенного с <данные изъяты> В.А..

Основанием государственной регистрации 05.12.2007 г. права собственности <данные изъяты> В.А. на спорный участок послужило решение исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района г. Сочи Краснодарского края от 22.08.1990 № 183 «О разрешении строительства индивидуального жилого дома на выделенном участке в с. <данные изъяты>, уч-к <данные изъяты>, согласно схеме перепланировки села» (далее – решение от 22.08.1990 № 183).

Однако правовых оснований для оформления спорного земельного участка в собственность на основании указанного решения не имелось.

Так, согласно п. 2 постановления от 22.08.1990 № 183 на <данные изъяты> В.А. возлагалась обязанность заказа на строительство индивидуального жилого дома привязки проекта с размещением всех жилых и хозяйственных построек, согласования разработанного проекта привязки жилого дома с архитектором района в месячный срок, заключения договора с исполкомом Раздольского сельского совета о предоставлении в пользование приусадебного участка под строительство индивидуального жилого дома.

Возложенные решением от 22.08.1990 № 183 обязанности до настоящего времени не реализованы, строительство жилого дома и хозяйственных построек не осуществлено.

Кроме этого, в п. 4 обозначенного решения исполнительный комитет Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района просит Хостинский райисполком утвердить настоящее постановление.

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990, земля находилась в государственной собственности, при этом в соответствии со ст.ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Аналогичные положения были установлены статьями 3, 31, 32 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.

Согласно ст. 9, 16 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР» районный совет народных депутатов осуществляет государственный контроль за использованием всех земель на территории района, предоставляет и изымает земельные участки, осуществляет руководство деятельностью поселковых и сельских советов народных депутатов и отменяет их акты в случае несоответствия законодательству.

Согласно представленной информации МКУ «Архив г. Сочи» 24.08.2022 за №01.01-14/3191 Акт исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов г. Сочи Краснодарского края об утверждении решения исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов от 22.08.1990 № 183 отсутствует.

Судом из материалов дела установлено, что в государственном фонде данных Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствуют на хранении правоудостоверяющие документы, выданные администрацией Хостинского района г. Сочи на имя <данные изъяты> Вачагана Андрониковича.

Тем самым, решение исполнительного комитета Раздольского сельского совета народных депутатов Хостинского района г. Сочи от 22.08.1990 № 183,в силу действующего на указанный период времени законодательства, не могло являться основанием для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером и последующего оформления на него права собственности.

Из исследованного в судебном заседании заключения специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в пределах выдела 5 квартала 45 Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

Оснований не доверять указанному доказательству у суда не имеется, поскольку оно соответствует положениям ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ и отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.

Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

При проведении согласования местоположений границ кадастровый инженер проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц (их представителей) с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать интересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В силу п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.

Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 "Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 74.

В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном правлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества :т 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества).

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка согласование границ участка с территориальным органом не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка.

При этом ранее действовали положения п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» ( в редакции от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на сновании материалов лесоустройства.

Аналогичные нормы содержались в пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России 24.11.2008 № 412, действовавших с 01.01.2009 до 01.01.2017.

                В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

С учетом указанных норм Законам и положений подзаконных Актов, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Нижне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, с. <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты>.

Таким образом, представленными суду доказательствами, подтверждается, что спорный земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности и входит в состав земель Сочинского национального парка, однако, помимо воли собственника выбыл из его владения.

Из акта натурного обследования спорного земельного участка от 25апреля 2022 г. (л.д.65-66) следует, что спорный земельный участок никак не огорожен, покрыт лесонасаждениями, не осваивается, свободен от строений, фактически не используется. Указанные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок во владении ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал.

В соответствии со ст. 56 Гражданского Процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.

В силу ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2014 г. № 70-О указал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В этой связи лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе непредставления документов и иных доказательств.

Каких-либо допустимых доказательств в опровержение доводов истца ответчиком Штукатуровой А.С. суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в судебном заседании с достоверностью установлено, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, фактически находится в ее владении, однако, без законных на то оснований право собственности на него было зарегистрировано за ответчиком, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Положениями ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, доказательств иного суду не предоставлено, поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, а именно в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи к Штукатуровой ФИО7 ФИО12 о признании отсутствующим права на земельный участок - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Штукатуровой ФИО8 ФИО13 на земельный участок с кадастровым номером , категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, с. <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты>.

    Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности Штукатуровой ФИО9 ФИО14 на земельный участок с кадастровым номером , категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, с. <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты>.

Взыскать со Штукатуровой ФИО10 ФИО15 в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральной Налоговой службы РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, ул. Кирова, 41.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2023 года.

Судья О.А. Крижановская

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО.

Судья                                                 Крижановская О.А.

2-249/2023 (2-4342/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора края - прокурор города Сочи
Ответчики
Штукатурова Александра Сергеевна
Другие
Администрация Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея
ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Судья
Крижановская О.А.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
28.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2022Подготовка дела (собеседование)
06.12.2022Подготовка дела (собеседование)
21.12.2022Подготовка дела (собеседование)
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее