84RS0001-01-2024-000545-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2024 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего – судьи Пигиной Н.А., при секретаре Лырминой В.Г.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,
представителя ответчика Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Шаховой Н.Л., выступающей на основании доверенности от 12.09.2024 года сроком действия на один год,
представителя третьего лица администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Булгакова В.В., выступающего по доверенности от 27.07.2023 года сроком действия на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-438 по иску прокурора Таймырского района в интересах неопределенного круга лиц к ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» о наложении обязанности оборудовать установками очистки газов источники выбросов загрязняющих веществ, разработать и согласовать план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и период неблагоприятных метеорологических условий, и к Управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о наложении обязанности выделить финансирование в целях выполнения мероприятий по оборудованию источников выбросов загрязняющих веществ установками очистки газов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исками к ТМК ОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад», с учетом увеличений и уточнений исковых требований (т.1 л.д. 5-7, 95-97, 204-205; т.2 л.д. 5-7, 207-213-214, т.3 л.д. 5-7, 148, 156-157) о наложении обязанности оборудовать установками очистки газов источники выбросов загрязняющих веществ, разработать и согласовать план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и период неблагоприятных метеорологических условий, и к Управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о наложении обязанности выделить финансирование в целях выполнения мероприятий по оборудованию источников выбросов загрязняющих веществ установками очистки газов, указывая на то, что в ходе проведения прокуратурой надзорных мероприятий в сфере соблюдения образовательными учреждениями природоохранного законодательства установлено, что обогрев зданий образовательных учреждений осуществляется автономными котельными в отсутствие газоочистного оборудования, что влечет оказание негативного влияния на состояние окружающей среды вследствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух через организованные стационарные источники выбросов – дымовые трубы, что противоречит ст. 34, п.1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 15, ч.ч.1 и 7 ст. 16, ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», пп. 8 и 9 Правил эксплуатации установок отчистки газа, утвержденных приказом Минприроды от 15.09.2017 года № 498, п. 4.1.1.2 «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.10.1995 года № 553, и нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ч.8 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Также прокурор указывает на то, что в силу пп. 2.4, 2.7, 3.1 Положения об Управлении образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в число основных задач Управления входит планирование, организация деятельности муниципальных учреждений, подведомственных Управлению, осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств районного бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Управления и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Также Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций и обустройство прилегающей к ним территории.
Также прокурором указывается на то, что соответчиками ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» не выполнены обязанности, предусмотренные ч.3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Порядком предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденным приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 года № 899, Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными приказом Минприроды России от 28.11.2019 года № 811, которыми предусмотрено обязательное проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с исполнительным органом субъекта РФ, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), вне зависимости от введения режима неблагоприятных метеорологических условий. Между тем, образовательные учреждения поставлены на учет как объекты, оказывающие негативное воздействий на окружающую среду III категории в части выбросов в атмосферный воздух и эксплуатируют котельные в отсутствии указанных мероприятий и их согласования в установленном порядке.
В связи с изложенным, прокурор, указывая на то, что непринятие соответчиками требуемых мер создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, нарушает право на безопасное образование обучающихся, в связи с чем просит:
- Обязать ТМК ОУ «Сындасская начальная школа - интернат» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками отчистки газов источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: - дымовую трубу котельной в здании по адресу: пос. Сындасско, ул. Советская, д.7, кадастровый номер 84:00:000000:0000:04:119:002:0000098БО; - дымовую трубу котельной в здании по адресу: пос. Сындасско, ул. Набережная, д.6. кадастровый номер 84:00:000000:0000:04:119:002:0000099:АО, - дымовую трубу котельной в здании по адресу: пос. Сындасско, ул. Набережная, д.9, кадастровый номер 84:00:000000:0000:04:119:002:0000097БО, и при помощи установок отчистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации двух котлов ZOTA «Тополь-М» и котла КЧМ-5-К.
- Обязать ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками отчистки газов источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: - дымовые трубы котельной филиала «Малокомплектная начальная школа – детский сад с.Кресты»; - дымовые трубы котельной филиала «Малокомплектная начальная школа-детский сад п. Жданиха», и при помощи установок отчистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельных указанными филиалами;
- Обязать ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа – детский сад» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками отчистки газов источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: - дымовые трубы котельной ТМК ОУ «Катырыскская начальная школа – детский сад», и при помощи установок отчистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельной;
- Обязать Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в целях выполнения мероприятий по оборудованию установками отчистки газов источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выделить финансирование ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад»
- Обязать ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» разработать и согласовать с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Определениями суда к участию в гражданском деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерство экологии Красноярского края, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва (Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва).
Определением Дудинского районного суда от 18.11.2024 года гражданские дела № 2-438, 2-439, 2-440 соединены в одно производство. (т.3 л.д. 158)
Принимая участие в судебном заседании старший помощник прокурора Таймырского района Патлатый А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители соответчиков ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» в судебном заседании участия не принимали, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, возражений относительно исковых требований прокурора не представили. (т.3 л.д. 161, 188)
Представитель соответчика Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Шахова Н.Л., выступающая по доверенности от 12.09.2024 года сроком действия на один год (т.1 л.д. 91), исковые требования не признала в полном объеме, поддержав ранее представленные письменные возражения, из которых следует, что согласно п. 7.28 СНиП II-35-76 «Очистка дымовых газов», котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланце и древесных отходах) должны быть оборудованы установками для очистных дымовых газов от золы в случаях, когда произведение таких показателей как: содержания золы в рабочей массе топлива и максимальный часовой расход топлива, превышает 5000, (3). Между тем, установленные в образовательных учреждениях котельные установки являются маломощными, работают на угле, требуемое условие для очистки дымовых газов не выполняется, следовательно установка для очистки дымовых газов от золы не требуется. Кроме того, в 2020г. и в 2022г. для нужд филиалов ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в пос. Жданиха и в пос. Кресты были приобретены блочно-модульные котельные, которые доставлены и установлены в филиалах. Блок-модули приобретены в полной заводской готовности, располагаются на полозьях. Прокурором не учтено, что Правила эксплуатации установок очистки газа № 498 от 15.09.2017 года не распространяются на: - газоочистные установки от передвижных источников. Тем самым, учитывая, что блочно-модульные котельные не имеют прочной связи с землей, в связи с чем не являются капитальными строениями, на них не распространяется действие Правил. В связи с изложенным в удовлетворении иска прокурора представитель просит отказать. (т.1 л.д. 36-37, т.2 л.д. 32-35, т.3 л.д. 35-36)
Также представитель Шахова Н.Л. добавила, что образовательные учреждения являются малокомплектными, так школу и детский сад в пос. Катырык посещают 22 ребенка, в пос. Жданиха- 22 ребенка. в пос. Кресты – 12 детей, в пос. Жданиха – 8 детей. Однако стоимость ГОУ без учета поставки и реконструкции котлов составит значительную сумму от 990 000 руб. для каждого котла, что является не рентабельным. Кроме того, Управлением образования получены заключения эксперта, указывающие на отсутствие оснований для установки в образовательных учреждениях пос. Сындасско и пос. Катырык. Также представитель не поддержала ранее заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Представитель третьего лица администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Булгаков В.В., выступающий по доверенности от 27.07.2023 года сроком действия на три года (т.1 л.д. 174), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые дублируют доводы представителя Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. (т.1 л.д. 92, т.2 л.д. 71, т.3 л.д. 73) Также представитель не поддержал ранее заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Представитель третьего лица Министерства экологии Красноярского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом (т.3 л.д. 161, 188), представил письменный отзыв на исковые требования, где указал, что в соответствии с п.1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Любое воздействие хозяйственной деятельности, последствия которой приводят к изменениям качестве окружающей среды, является негативным, поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, вне зависимости от соответствия их установленным нормативам, признается загрязнением окружающей среды. Предусмотренные законом меры по охране окружающей среды направлены не только на приведение уровня загрязнений до установленных нормативов, но и недопустимость возникновения самого факта загрязнения. С учетом требований ст.ст.16, 30 Закона № 96-ФЗ, представитель указывает на то, что обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники выбросов загрязняющих веществ, принимать меры по уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух, в том числе оборудования указанных источников установками очистки газов, усыновлена законодательно. Кроме того, при рассмотрении дела должны учитываться возможные технологические методы подавления выбросов загрязняющих веществ, предусмотренные конструктивными особенностями оборудования. (т.3 л.д. 162-185)
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва в судебном заседании участия не принимали, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв на исковые требования прокурора не представил. (т.3 л.д. 161, 187, 188)
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон «Об охране окружающей среды») эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Атмосферный воздух относится к компонентам природной среды, о чем указано в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно части 12 указанной статьи сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемом в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности или исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как следует из ч.ч.1, 5 ст. 16 Закона «Об охране атмосферного воздуха» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха. Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании установлено, что ТМК ОУ «Сынсасская начальная школа - интернат» в силу оперативного управления является правообладателем следующих зданий:
- здания-школы 7 по ул. Советская в пос. Сындасско Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с кадастровым номером 84:00:000000:0000:04:119:002:0000098БО, 1983 года постройки (т.1 л.д. 100, 110), где для обогрева используется котел ZOTA «Тополь-М» (т.1 л.д. 103)
- здания (строение - интернат) 6 по ул. Набережная в пос. Сындасско Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с кадастровым номером 84:00:000000:0000:04:119:002:0000099:АО, 1979 года постройки (т.1 л.д. 102), где для обогрева используется котел КЧМ-5-К (т.1 л.д. 103, 113)
- здания- детского сада 9 по ул. Набережная в пос. Сындасско Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, кадастровый номер 84:00:000000:0000:04:119:002:0000097БО, 1986 года постройки (т.1 л.д. 101, 116), где для обогрева используется котел ZOTA «Тополь-М» (т.1 л.д. 104).
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц и технических паспортов, указанные котлы установлены в специально отведенных помещениях в составе каждого здания. (т.1 л.д. 123-139, 147)
Указанные здания, используемые ТМК ОУ «Сынсасская начальная школа - интернат» состоят на государственном учете в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и отнесены к III категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. (т.1 л.д. 171, 172, 173, 191-200)
ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1» имеет филиалы в пос. Жданиха и в пос. Катырык Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, что подтверждается выпиской ЕГРЮЛ (т.2 л.д. 9-14), и является правообладателем следующих зданий (т.2 л.д. 32, 111):
- здание № 6, расположенное по ул. Лесная в пос. Жданиха, где для обогрева используется блочно-модульная котельная с двумя водогрейными котлами и одна дымовая труба (технический паспорт – ТУ 25.30.11-003-10000062-2020 – т.2 л.д. 78), расположенная на земельном участке филиала;
- здание 4 по ул. Центральная в пос. Кресты, кадастровый номер 84:05:0000000:94, где для обогрева используется блочно-модульная котельная с двумя котлами и двумя дымовыми трубами (технический паспорт – ПС 25.21.12-001-2011241014-2022 – т.2 л.д. 72), (т.2 л.д. 99), расположенная за земельном участке филиала.
Довод представителя ответчика Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о том, что указанные блочно-модульные котельные не являются стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ, а отнесены к передвижным источникам ввиду того, что являются некапитальными строениями, несостоятелен, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона № 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к стационарным источникам относятся источники выбросов, которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. В то время, как к числу передвижных источников указанная норма относит транспортные средства, двигатель которых при работе является источником выброса.
Из указанного следует, что имеющиеся в пользовании ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1» в филиалах пос. Жданиха и пос. Катырык блочно-модульные котельные являются стационарными источниками выбросов, однако при этом не являются капитальными строениями, на которые распространяются требования ч.ч.1, 5 ст. 16 Закона «Об охране атмосферного воздуха».
Согласно сведениям Министерство экологии Красноярского края филиалы ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в пос. Жданиха и в пос. Кресты, состоят в реестре НВОС, отнесены в третьей категории объектов негативного воздействия на окружающую среду. (т.2 л.д. 191-202, 204-205)
ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа – детский сад» в силу оперативного управления является правообладателем следующих зданий:
- здание детского сада № 5 по ул. Школьная в пос. Катырык Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с кадастровым номером, где для обогрева используется котел КЧМ-5-К (т.3 л.д. 56-71, 115)
- здание-школа № 10 по ул. Школьная в пос. Катырык Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с кадастровым номером 84:05:0000000:87 (т.3 л.д. 97), где для обогрева используются два котла КЧМ-5-9-К «Комби» (т.3 л.д.111, 113)
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц и технических паспортов, указанные котлы установлены в специально отведенных в зданиях помещениях. (т.3 л.д. 117, 123)
Здание детского сада, используемые ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа – детский сад», состоит на государственном учете в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и отнесено к III категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. (т.3 л.д. 108, 133-147)
По сведениям Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отопление помещений указанных муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет автономных котельных, в которых установлены котлы отопления, работающие на твердом топливе (каменный уголь). При этом установки очистки газов, обеспечивающие очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельных в образовательных организациях отсутствуют. (т.1 л.д. 13)
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее также - Закон "Об охране атмосферного воздуха"), под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории (Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Между тем, в соответствии с ч.4 ст.22 Закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Исходя из общих требований природоохранного законодательства ГОУ должны быть оборудованы все стационарные источники выбросов, при условии превышения нормативов качества атмосферного воздуха.
Согласно материалам дела источники выбросов, находящиеся в пользовании соответчиков – образовательных учреждений, относятся к объектам III категории и высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами, при хозяйственной деятельности не образуются.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498, которые устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) установок очистки газа (далее – Правила № 498, газоочистная установка, ГОУ).
Как следует из п. 8 Правил № 498 запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы).
Тем самым, из указанной нормы следует, что требования по установки очистки газов распространяются на производственные объекты.
Между тем, как следует из Устава ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат» учреждение является образовательной некоммерческой организацией (п.1.1), целью деятельности учреждения является предоставление услуг в сфере образования (п. 2.1).
Из Устава ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» также следует, что указанное учреждения является некоммерческой организацией (п. 1.1), целью деятельности которой является оказание услуг в сфере образования (п. 2.1). (т.2 л.д. 44-57)
Из Устава ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа – детский сад» также следует, что указанное учреждения является некоммерческой организацией (п. 1.1), целью деятельности которой является оказание услуг в сфере образования (п. 2.1). (т.3 л.д. 44-53)
Из указанного следует вывод о том, что здания образовательных учреждений, являющихся соответчиками по настоящему гражданскому делу, не относятся к производственным объектам.
Кроме того, в соответствии с п.7 Правил № 498 при проектировании, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, ликвидации и выводе из эксплуатации ГОУ должны учитываться требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) и Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234; N 31, ст. 4793).
Как следует из приказа Ростехнадзора от 20.07.2020 N 278 источники тепловой энергии подразделяются на следующие:
- Котел - конструктивно объединенный в одно целое комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива, при протекании технологического процесса или преобразовании электрической энергии в тепловую. (ГОСТ 23172-78. Котлы стационарные. Термины и определения. Межгосударственный стандарт).
- Котельная установка - совокупность котла и вспомогательного оборудования. (ГОСТ 23172-78. Котлы стационарные. Термины и определения. Межгосударственный стандарт).
- Котельная - здание (в том числе блок-модульного типа) или комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии. (СП 89.13330.2016 Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76)
- Котельная блочно-модульная - отдельно стоящая котельная, состоящая из блоков технологического оборудования, размещенных в строительном модуле. (СП 89.13330.2016 Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76)
Из письма Отдела образовательных учреждений с.п. Хатанга Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 21.06.2024 года следует, что по информации производителя установка золоуловителей на котлы КЧМ-5-К не представляется возможным, ввиду того, что данная модификация котла устарела и не производится, оборудование и комплектующие к ним подлежат только индивидуальному изготовлению. При этом для проведения работ по установке нового котельного оборудования с системой очистки газов необходимо провести разработку проектной документации на реконструкцию котельного оборудования или установку оборудования очистки газов (т.1 л.д. 16)
В тоже время, реконструкция указанных котлов в целях установки ГОУ, повлечет их реконструкцию.
Однако, как следует из п.3.5 «СП 41-104-2000. Проектирование автономных источников теплоснабжения», утвержденного постановлением Госстроя РФ от 16.08.2000г. № 79, не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений.
Тем самым, реконструкция используемых образовательными учреждениями котлов повлечет нарушение технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, ссылка прокурора на часть 7 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в силу которой запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, несостоятельна, поскольку в редакции указанной статьи, изложенной в новой редакции Федеральным закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", указанный пункт отсутствует.
Согласно руководства по эксплуатации котла КЧМ-5-К, он предназначен для сжигания твердых видов топлива, разработан в соответствии с ГОСТ 20548, имеет максимальную номинальную теплопроизводительность – 80кВт, максимальную температуру продуктов сгорания не более 250 ?С, температуру теплоносителя - 95?С, давление не более 0, 4 МПа (т.1 л.д.59- 74, 56-71)
Согласно паспорта и инструкции по эксплуатации отопительного котла ZOTA «Тополь-М», он предназначен для сжигания твердых видов топлива, разработан в соответствии с ГОСТ 33016, имеет максимальную тепловую мощность – 80кВт, температуру теплоносителя - 90?С, рабочее давление не более 0,3 МПа. (т.1 л.д. 75-82)
Согласно спецификации на блочно-модульные котельные для нужд филиалов в пос. Кресты и пос. Жданиха ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1» указанная котельная работает на угле, имеет два модуля, установленную мощность до 0,2 МВт, максимальное рабочее давление до 0,6 МПа, максимальной температурой до 95?С, с дымовой трубой 5м, где установлен котел теплопроизводительностью до 0,1 МВт (т.2 л.д. 58-59, 60-68)
Вопреки доводам прокурора, «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.10.1992 года № 553, в данном случае применению не подлежит поскольку распространяется на тепломеханическое оборудование с его технологическими связями, входящее в состав установок котельных энергетических блоков от 80 до 1200 мВТ, а также на котлы производительностью от 160 до 3950 т/ч на абсолютное давление перегретого пара от 9,8 до 25 Мпа по ГОСТ 28269.
Вместе с тем, как ГОСТ 20548 (применяемый в отношении отопительных водогрейных котлов номинальной теплопроизводительностью до 100 кВт, с рабочим давлением воды до 0,4 МПа и максимальной температурой воды на выходе из котла до 95 °C, предназначенных для теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения, оборудованных системами водяного отопления с естественной или принудительной циркуляцией.), так и ГОСТ 33016 (применяемый в отношении котлов отопительных номинальной теплопроизводительностью до 500 кВт, предназначенные для сжигания твердого топлива, с естественной или принудительной подачей воздуха на горение, ручной или автоматической загрузкой топлива), не предусмотрено в комплектности указанных котлов установок очистки газов.
Ссылка Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на ограничения, установленные «СНиП II-35-76. Строительные нормы и правила. Котельные установки», утвержденные Госстроем СССР от 31.12.1976 года № 229, не состоятельна, поскольку в действующей редакции СНиП II-35-76 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденный приказом Минстроя России от 16.12.2016 года № 944/пр, такие ограничения не предусмотрены. Кроме того, указанный СНиП II-35-76 не распространяет свое действие на проектирование автономных источников теплоснабжения, интегрированных в здания (встроенных, пристроенных, крышных котельных и теплогенераторных установок теплопроизводительностью до 360 кВт).
Также судом учитываются доводы представителя Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Шаховой Н.Л. о том, что образовательные учреждения, являющиеся ответчиками по данному делу. являются малокомплектными. С учетом технических характеристик котельного оборудования и стоимости его реконструкции, суд полагает нецелесообразным установку газоочистного оборудования в зданиях школ.
Указанный вывод подтверждается представленными ответчиком заключениями эксперта в отношении зданий образовательных учреждений ТМК ОУ «Сындасская начальная школа-интернат» и ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа – детский сад».
Тем самым, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» о наложении обязанности оборудовать установками очистки газов источники выбросов загрязняющих веществ, и к Управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о наложении обязанности выделить финансирование в целях выполнения мероприятий по оборудованию источников выбросов загрязняющих веществ установками очистки газов, удовлетворению не подлежат.
Относительно исковых требований прокурора об обязании разработать и согласовать план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и период неблагоприятных метеорологических условий, суд приходит к следующему.
Как следует из ч.3 ст. 19 Закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам
Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Согласно пункту 3 Требований при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 5 Требований определено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Закона об охране окружающей среды.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2016 N 699-п утвержден Порядок согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которым предусмотрено согласование указанных мероприятий с Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Поскольку соответчики ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» владеют на праве оперативного управления и осуществляют эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то в силу вышеуказанных норм, на указанные учреждения возложены обязанности по выполнению указанных выше мероприятий.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается соответчиками, указанные требования природоохранного законодательства не выполнены. В связи с чем требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы прокурора о необходимости разработки указанных мероприятий и их согласования с уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит обоснованными, поскольку сроки разработки таких мероприятий законодательно не установлены, в то время как мероприятия должны быть фактически разработаны субъектами хозяйственной деятельности и согласованы министерством до начала неблагоприятных метеоусловий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить частично.
Обязать ТМКОУ «Сындасская начальная школа - интернат», ТМКОУ «Хатангская средняя школа № 1», ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа-детский сад» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения разработать и согласовать с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
В остальной части исковые требования прокурора Таймырского района оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2024 года.