Решение по делу № 2а-488/2021 от 08.04.2021

Дело №2а-488/2021

УИД 54RS0029-01-2020-001424-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

«08» июля 2021 года        р.п. Мошково Новосибирской области

    Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи                    Мухиной М.В.,

при секретаре                                Бондарцевой О.Р.,

с участием:

административного истца                        Ткаченко О.В.,

представителя призывной комиссии                Потаповой Е.А.,

заинтересованных лиц                            Щербаковой О.А.,

                                        Сайчука С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ткаченко О. В. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Ткаченко О.В. обратился в Мошковский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Мошковского района Новосибирской области от 27 октября 2020 года о призыве его на военную службу.

В обоснование доводов административного иска указал, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Тогучина, Тогучинского, Болотнинского и Мошковского районов Новосибирской области. ДД.ММ.ГГГГ, в рамках осеннего призыва на военную службу в отношении него было проведено медицинское освидетельствование, с последующим принятием решения призывной комиссии о призыве его на военную службу. На основании вынесенного решения военный комиссариат обязал его посредством повестки серии явиться в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения службы. С данным решением он не согласен, считает его незаконным по причине нарушения порядка проведения призывных мероприятий. При прохождении медицинского освидетельствования он предъявлял жалобы на <данные изъяты>. Описанные жалобы на здоровье являются признаками заболеваний: <данные изъяты>. Однако, несмотря на жалобы, врачами, проводящими медицинское освидетельствование, было проигнорировано состояние его здоровья. Вопреки требованиям закона, призывной комиссией Мошковского района Новосибирской области ему не было выдано направление на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. Кроме того, был нарушен порядок проведения призывных мероприятий, а именно был нарушен порядок проведения заседания призывной комиссии. Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. Очного заседания призывной комиссии в отношении него не проводилось. Сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, не уточнялись, что противоречит настоящему законодательству. В связи с чем, решение призывной комиссии Мошковского района Новосибирской области принято с нарушением норм федерального законодательства и является незаконным.

Административный истец Ткаченко О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просит осенний призыв признать незаконным, так как на тот момент его права были нарушены. Указал, что в настоящее время его права не нарушаются, так как он проходит медицинскую комиссию.

Представитель административного ответчика призывной комиссии Мошковского района Новосибирской области Потапова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что административный истец полагает, что он ограниченно годен к военной службе по категории «<данные изъяты>», однако вместе с тем было проведено медицинское освидетельствование, вынесено заключение. На основании данного заключения комиссией было принято соответствующее решение о годности Ткаченко О.В. к военной службе. То, что касается процедуры проведения заседания призывной комиссии, то имеется протокол, подписанный всеми членами призывной комиссии, в соответствии с которым было принято решение о призыве истца на военную службу. Таким образом, права истца не нарушались и в данном случае они не могут быть нарушены, потому что решение призывной комиссии не было реализовано. Просила отказать в удовлетворении исковых требований административному истцу в полном объеме ввиду того, что заключение вынесено правомерно, составлен протокол, подписан всеми лицами на основании заключения о медицинском освидетельствовании. Более того, данное решение призывной комиссии не было реализовано, на сегодняшний день утратило силу.

Представитель административного ответчика военного комиссариата г.Тогучин, Тогучинского, Болотнинского и Мошковского районов Новосибирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, представил возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в связи с окончанием осенней призывной кампании ДД.ММ.ГГГГ, решение призывной комиссии не реализовано и утратило свою силу, а Ткаченко О.В. может пройти медицинское освидетельствование во время весенней призывной кампании 2021 года.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Новосибирской области» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, представил возражения на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административных исковых требований. Указал, что в личном деле призывника имеются все документы, которые представлены лично Ткаченко О.В., тем более медицинские заключения, выписки из истории болезни и так далее. Врачами-специалистами при проведении освидетельствования Ткаченко О.В. исследованы медицинские документы и на их основании, с учетом анамнеза и данных объективного обследования, принято заключение о категории годности Ткаченко О.В. (А-1 годен к военной службе). В связи с окончанием призывной кампании ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время отсутствует нарушение прав и законных интересов административного истца, так как оспариваемое решение о призыве Ткаченко О.В. утратило силу, как нереализованное.

Заинтересованное лицо – член призывной комиссии Мошковского района <адрес> Щербакова О.А. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. В судебном заседании пояснила, что она является членом призывной комиссии и врачом руководящей работы по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву к военной службе. С октября 2020 года она занималась призывной комиссией. Как терапевт она всегда спрашивает у пациентов - имеются ли у них жалобы и хронические заболевания. Если у призывника имеются жалобы, то она никогда не отказывает в медицинском обследовании, всегда отправляет на консультации к специалистам. В данном случае призывник Ткаченко О.В. врачей проходил и от него никаких жалоб не было. Все это указано в личном деле. Если бы у Ткаченко О.В. были жалобы, то она отправила бы его на обследование.

Заинтересованное лицо – член призывной комиссии Мошковского района <адрес> Сайчук С.В. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, указал, что права истца не нарушены. Заседание призывной комиссии проводилось, протокол заседания призывной комиссии имеется, подписан им и другими челнами призывной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.150 и ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положений статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.ч.9,11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 ст.226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает призыв на военную службу.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Частью 1 ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст.27 данного Закона в состав призывной комиссии включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Согласно п.п.1 и 5 ст.28 указанного Федерального закона принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.

Согласно ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 (далее - Положение).

В силу ст.3 Положения, на военно-врачебную комиссию возлагается контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Согласно ст.4 Положения, при обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

В соответствии со ст.6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 №574 (ст.8 Положения).

Согласно п.13 Положения, организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.

В соответствии с п.14 данного Положения, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография, общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография, исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».

На основании пп.15 - 16 Положения, освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач- оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.

Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Согласно п.18 указанного выше Положения, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

В силу абз. «а» ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Как установлено в судебном заседании и следует из личного дела призывника Ткаченко О.В., он проходил медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в военном комиссариате г.Тогучин, Тогучинского, Болотнинского и Мошковского районов Новосибирской области.

Из учетной карты призывника следует, что он прошел освидетельствование у всех необходимых для призыва в армию врачей, указанных в ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а именно был осмотрен врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматовенерологом, с изучением всех клинико-инструментальных исследований, проведением комплекса диагностических мероприятий, которые имеются в личном деле призывника.

Каких-либо оснований не доверять компетенции данных врачей, утвержденных в составе комиссии, у суда не имеется, доказательств обратному стороной истца не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ, после медицинского освидетельствования всеми врачами-специалистами, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, вынес итоговое заключение Ткаченко О.В. о категории годности «А», то есть годен к военной службе, показатель предназначения - 1.

На основании данного заключения призывная комиссия приняла решение о призыве Ткаченко О.В. на военную службу (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Ткаченко О.В. была выдана повестка о явке в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ к 09-30 час для отправки в Вооруженные Силы РФ.

Суд считает несостоятельными доводы Ткаченко О.В., указанные в административном исковом заявлении, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов административный истец не представил, а из представленного листа медицинского освидетельствования следует, что в ходе медицинского освидетельствования у Ткаченко О.В. каких-либо жалоб на состояние здоровья не было.

Таким образом, суд считает, что указанное решение является законным и обоснованным, поскольку постановлено на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, оспариваемое решение основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца Ткаченко О.В. на момент освидетельствования.

При данных обстоятельствах заявленные административным истцом требования о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Доводы административного истца о том, что очного заседания призывной комиссии не проводилось, также опровергается данными протокола от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что решение принято в составе: председателя призывной комиссии, заместителя председателя призывной комиссии-военного комиссара, секретаря призывной комиссии, членов комиссии: врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, представителя органа внутренних дел, представителя органа управления образования, представителя органа службы занятости населения, представителя других органов.

Доводы административного истца о том, что у него имеются заболевания препятствующие прохождению военной службы, суд не принимает во внимание, поскольку Ткаченко О.В. не представлено тому доказательств.

Кроме того, в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №574, настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина при его несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином. Экземпляр заключения с копиями особого мнения экспертов (при их наличии) направляется в военно-врачебную (врачебно-летную) комиссию, решение которой послужило основанием для обращения гражданина с заявлением о производстве независимой экспертизы, а при несогласии гражданина с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет - в военный комиссариат по месту воинского учета гражданина.

Тем самым, вопрос об определении категории годности разрешается в рамках призыва в порядке, определенном действующим законодательством, предусматривающим, в том числе и строгую процедуру оспаривания результатов медицинского освидетельствования, которой Ткаченко О.В. не воспользовался.

В связи с тем, что процедура проведения медицинского освидетельствования Ткаченко О.В., а также принятие решения о призыве на военную службу нарушена не была, Ткаченко О.В. не воспользовался правом на оспаривание результатов медицинского освидетельствования в установленном порядке, заявленные административным истцом требования о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу, являются необоснованными.

Кроме того, оспариваемое решение призывной комиссии не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, так как не повлекло и не может повлечь для него каких-либо правовых последствий, поскольку утратило свое значение в связи с тем, что призыв, в рамках которого было вынесено данное решение, в силу положений ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закончен. В любом случае, при осуществлении мероприятий по новому призыву Ткаченко О.В. вновь будет проходить медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент проведения освидетельствования.

При таких обстоятельствах, суд отказывает административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Ткаченко О. В. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Мошковского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Ткаченко О.В. на военную службу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мошковский районный суд Новосибирской области.

Мотивированное решение составлено 15 июня 2021 года.

Судья                                                     М.В.Мухина

2а-488/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткаченко Олег Владимирович
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Новосибирской области"
призывная комиссия Мошковского района Новосибирской области
Военный комиссариат г.Тогучина,Тогучинского района,Болотнинского района и Мошковского района
Суд
Мошковский районный суд Новосибирской области
Судья
Мухина Маргарита Валерьевна
Дело на сайте суда
moshkovsky.nsk.sudrf.ru
08.04.2021Регистрация административного искового заявления
08.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Дело оформлено
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее