Решение по делу № 3а-36/2021 от 07.06.2021

Дело № 3а-36/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 23 июля 2021 г.

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.,

при секретаре Булгаковой М.В.,

с участием прокурора Поляковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО «Универмаг» к Правительству Курганской области о признании недействующим в части со дня принятия постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81«Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области»,

установил:

ЗАО «Универмаг» (далее также – Общество) обратилось 7 июня 2021 г. в Курганский областной суд с административным иском, в котором, с учетом его уточнения, просит признать недействующим в части нормативный правовой акт, а именно пункт 1 постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81 «Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области» (далее – постановление № 81) в части утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Шадринска по схеме согласно приложению 1, которым установлены границы центрального историко-культурного заповедного района (далее также – ЦИКЗР) г. Шадринска.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Оспариваемое постановление основано на требованиях Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и приказа Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. № 33 «Об утверждении Инструкции «По организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. № 80 постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 утратило силу с 1 января 2021 г.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 857 Инструкция, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. № 33, признана недействующей с 24 июня 2020 г.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 73-ФЗ), впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов сохраняются правила охраны, реставрации и использование памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В действующем законодательстве (статья 34 Федерального закона № 73-ФЗ и пункты 9, 10, 12, 15, 17 и 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972) отсутствуют такие понятия как заповедная территория или историко-культурная заповедная территория, которые используются в отмененных нормативных актах, и предусмотрено установление объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, которой, по мнению административного истца, ЦИКЗР г. Шадринска не является.

В связи с этим, по мнению Общества, должны были быть внесены соответствующие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, что сделано Правительством Курганской области не было и что свидетельствует о противоречии этого акта федеральному законодательству.

Кроме того, ЗАО «Универмаг» указывает, что оспариваемое приложение № 1 к постановлению № 81 должно быть признано недействующим еще и в связи с тем, что оно не было официально опубликовано в установленном законом порядке, а также не было доведено до сведения населения г. Шадринска.

Административный истец полагает, что оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы, поскольку принадлежащее ЗАО «Универмаг» здание расположено в границах ЦИКЗР г. Шадринска, которые установлены оспариваемым нормативным актом, на который, в свою очередь, ссылается Администрация г. Шадринска в обоснование запрета проведения работ без согласования с органами охраны памятников культурного наследия, что существенно затрудняет осуществление предпринимательской и иной деятельности на территории г. Шадринска.

В ходе производства в январе 2020 г. ремонтных работ и устройства на принадлежащем Обществу здании фасада из алюминиевых композитных плит в отношении административного истца органы местного самоуправления и прокуратуры инициировали проведение проверок, привлечение к административной ответственности должностных лиц ЗАО «Универмаг» и обращение в суд с целью понуждения административного истца к демонтажу устанавливаемых им конструкций и восстановления прежнего фасада здания, мотивируя это наличием ЦИКЗР г. Шадринска, границы которого установлены оспариваемым актом.

При оспаривании административным истцом в судебном порядке Правил землепользования и застройки г. Шадринска, в которых установлены дополнительные градостроительные регламенты по условиям охраны памятников истории и архитектуры в границах ЦИКЗР г. Шадринска, а также вынесенного Администрацией г. Шадринска предупреждения от 23 января 2020 г. № 4-33 о неправомерности проводимых строительно-монтажных работ Курганский областной суд и Арбитражный суд Курганской области в своих решениях (соответственно дела № 3а-84/2020 и № А34-4429/2020) сослались на оспариваемое постановление № 81, указав, что оно является действующим, в установленном порядке не отменено и не оспорено заинтересованными лицами.

В судебном заседании представитель ЗАО «Универмаг» Грязнов А.Н. доводы административного иска поддержал, дополнительно пояснив, что в связи с тем, что оспариваемое постановление № 81 не было приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством, возникла правовая неопределенность в том, является ли ЦИКЗР г. Шадринска объединенной охранной зоной или нет. Кроме того, представленные административным ответчиком доказательства не подтверждают факт официального опубликования оспариваемого приложения № 1 к постановлению № 81, при этом сослался на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 27 мая 2021 г. № 23-П.

Представитель административного ответчика – Правительства Курганской области Семенова М.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 47-52, 85-88, 141-143).

Согласно данным возражениям оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Курганской области, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре принятия, введения его в действие и опубликования.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта действующему федеральному законодательству основаны на неверном толковании норм материального права.

Постановление № 81 было принято во исполнение законодательства, имевшего большую юридическую силу и действовавшего на момент его принятия, соответствовало действующему законодательству, следовательно, не может быть признано незаконным. Оспариваемое приложение № 1 к постановлению № 81 не противоречит нормам Федерального закона № 73-ФЗ в действующей редакции и учитывает действующее правовое регулирование.

На момент принятия оспариваемого постановления № 81 нормативный правовой акт Курганской области, устанавливающий порядок официального опубликования правовых актов Администрации (Правительства) Курганской области отсутствовал, областная общественно-политическая газета «Новый мир» не являлась единственным установленным источником официального опубликования правовых актов.

Для всеобщего доступа постановление № 81 в полном объеме, в том числе с приложением № 1, было опубликовано на официальных сайтах Правительства Курганской области и Управления культуры Курганской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет», то есть в средствах массовой информации, что в полной мере соответствует целям официального опубликования нормативного правового акта, и согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 21 февраля 2019 г. № 46-АПГ18-47). Дату опубликования оспариваемого нормативного акта на указанных сайтах установить не представляется невозможным.

Ссылки административного истца на иные судебные акты и выводы суда по другому делу не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к предмету настоящего административного дела.

Правительство Курганской области полагает, что оспариваемый акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку предупреждение о неправомерности проводимых строительно-монтажных работ в отношении ЗАО «Универмаг» было вынесено Администрацией г. Шадринска на основании нарушения административным истцом иного нормативного правового акта, который им уже был оспорен.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, а также письменные материалы дела с точки зрения допустимости, относимости и достоверности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Поляковской И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела,

9 апреля 2003 г. Администрацией (Правительством) Курганской области принято постановление № 81 «Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области».

Согласно тексту постановления в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Законом Курганской области от 29 июня 1999 г. № 229 «О культурной деятельности на территории Курганской области», на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Шадринска Администрацией (Правительством) Курганской области постановлено:

1) утвердить границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Шадринска по схеме согласно приложению 1;

2) включить в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) г. Шадринска (приложение № 2) (л.д. 58, 59-62).

Оспариваемое приложение № 1 к постановлению № 81 называется историко-архитектурный опорный план, проект зон охраны памятников истории и культуры в масштабе 1:2000 и представляет собой схему г. Шадринска, на которой указаны 160 объектов памятников истории, культуры и градостроительства г. Шадринска, поименованных в приложении № 2 и в условных обозначениях на схеме приложения № 1, а также указаны следующие зоны охраны 3 видов и их границы: под номером 1 – ЦИКЗР г. Шадринска, в котором находится большинство (около 100) вышеуказанных памятников истории, культуры и градостроительства, под номерами 2 и 3 – локальные зоны охраны, под номерами с 4 по 22 – отдельные зоны охраны (л.д. 63).

ЗАО «Универмаг» на праве собственности принадлежат земельный участок и здание, расположенные по адресу: <адрес>, которые находятся в границах ЦИКЗР г. Шадринска, на территории которого в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Шадринска, утвержденными решением Шадринской городской Думы Курганской области от 19 февраля 2019 г. № 406, действует особый режим использования территории ЦИКЗР, в том числе запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения органа охраны памятников.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно затрагивает права и законные интересы ЗАО «Универмаг», в связи с чем у административного истца в силу положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеется право на обращение в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом № 73-ФЗ, в преамбуле которого также указано, что государственная охрана объекта культурного наследия является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 33 указанного закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны этого объекта: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В силу части 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объекта культурного наследия, в отношении объектов федерального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (регионального) значения – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона Курганской области от 29 июня 1999 г. № 229 «О культурной деятельности на территории Курганской области» (в редакции от 29 апреля 2002 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) Администрация Курганской области осуществляет в сфере культуры, в том числе, полномочия по принятию постановления об объявлении вновь выявленных объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры местного значения, постановке их на государственную охрану и утверждении охранных зон памятников, принятию решения о включении объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области.

Согласно Уставу Курганской области (в редакции от 2 октября 2002 г.) Администрация (Правительство) Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, правомочна решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с Уставом и законами Курганской области входят в ее компетенцию, и в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

На момент принятия оспариваемого акта указанный порядок не был принят Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов сохраняются правила охраны, реставрации и использование памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 (далее – Положение), и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 30 Положения в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых определяется государственными органами охраны памятников.

Согласно пункту 38 Положения исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко - культурными заповедными территориями (местами) Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в порядке, установленном законодательством союзных республик.

Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством союзных республик.

На заповедных территориях (местах) запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников.

В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).

Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов и соответствующие государственные органы охраны памятников.

Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. № 33 (далее – Инструкция), действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, также было предусмотрено, что вышеуказанные зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик (зоны охраны памятников общесоюзного значения устанавливаются по согласованию с Министерством культуры СССР).

Согласно пункту 2.6 Инструкции сосредоточение памятников и окружающая их застройка могут быть объединены в заповедные территории со строгим режимом регулирования застройки.

В соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.3. Инструкции в границы охранной зоны включаются связанные с памятником участки исторически и художественно ценной застройки, ландшафта, открытых пространств. При рассредоточенном расположении памятников, не имеющих между собой композиционных связей, границами выделяется отдельная охранная зона для каждого памятника. При близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.

Проекты зон охраны памятников истории и культуры разрабатываются проектными институтами градостроительного профиля. Разработка проектов зон охраны может осуществляться как для отдельных памятников, их ансамблей и комплексов, так и для исторических центров населенных пунктов и историко - культурных заповедников (пункт 5.1.1).

Основными документами проекта зон охраны памятника, представляемыми на согласование и утверждение, являются сводный чертеж, на котором показаны планировка территории памятника и границы всех установленных зон в масштабе 1:5000 - 1:2000, и пояснительная записка с обозначением принятых в проекте решений, описанием границ зон охраны, привязанных к планировочным или природным рубежам, изложением режима использования территории зон охраны в соответствии с конкретными условиями каждой зоны или различных их участков (пункт 5.3.1).

Как следует из материалов дела, основанием для принятия постановления № 81, в том числе и в части утверждения границ ЦИКЗР г. Шадринска, а также границ зон охраны объектов культурного наследия г. Шадринска, явился проект зон охраны памятников истории культуры г. Шадринска, разработанный проектной архитектурно-реставрационной мастерской при Комитете по культуре и искусству Курганской области в 2000 г.

Учитывая, что на территории г. Шадринска находится объект культурного наследия федерального значения Спасо-Преображенский собор, указанный проект зон охраны в установленном порядке был согласован с Министерством культуры Российской Федерации, о чем свидетельствует письмо Министерства культуры Российской Федерации от 2 ноября 2001 г. № 1269-34-14. Данный проект получил положительное экспертное заключение научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области от 1 июня 2000 г. № 296 (л.д.55, 56-57).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, в пределах полномочий Администрации (Правительства) Курганской области, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного акта, процедуре его принятия, что не отрицается и административным истцом.

Доводы административного истца о признании недействующим оспариваемого приложения № 1 к постановлению № 81 на том основании, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству, поскольку не был приведен в соответствие с вновь принятыми нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, в частности, с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972, а также статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ, которыми не предусмотрено установление границ историко - культурных заповедных территорий, суд расценивает как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

По смыслу вышеприведенных норм, действовавших на момент принятия оспариваемого акта, Инструкции и Положения историко - культурные заповедные территории являются по своей сути объединенной охранной территорией.

Согласно пункту 2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972, в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.

Таким образом, установленный оспариваемым постановлением № 81 центральный историко-культурный заповедный район г. Шадринска в границах, которые определены приложением № 1 к указанному постановлению, является по существу объединенной зоной охраны объектов культурного наследия, что не противоречит федеральному действующему законодательству.

Кроме того, границы ЦИКЗР г. Шадринска утверждены оспариваемым постановлением № 81 в соответствии с законодательством, действовавшим до внесения Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответствующих изменений в градостроительный и земельный кодексы.

Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий, к которым относится и историко - культурная заповедная территория как объединенная зона охраны объектов культурного наследия, считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством.

В связи с этим, поскольку охранная зона ЦИКЗР г. Шадринска и ее границы утверждены постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81 в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, они считаются установленными до 1 января 2025 г.

Доводы административного иска о признании оспариваемого приложения № 1 к постановлению № 81 недействующим по причине несоблюдения Правительством Курганской области процедуры опубликования данного акта суд расценивает как необоснованные исходя из следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В 2003 г., на момент принятия оспариваемого постановления № 81 нормативный правовой акт Курганской области, устанавливающий порядок официального опубликования правовых актов Администрации (Правительства) Курганской области, отсутствовал, областная общественно-политическая газета «Новый мир» не являлась единственным установленным источником официального опубликования правовых актов.

В соответствии с пунктом 7.2.7 Регламента Администрации (Правительства) Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 декабря 2001 г. № 575 (в редакции от 17 декабря 2002 г.), правовые акты Губернатора и Администрации вступают в силу, подлежат опубликованию в средствах массовой информации и рассылке в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. «О нормативных правовых актах Курганской области» № 444 (в редакции от 8 октября 2004 г.) нормативные правовые акты Курганской области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (часть 1).

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Администрации (Правительства) Курганской области, органов исполнительной власти Курганской области и сроки их опубликования определяются Администрацией (Правительством) Курганской области в соответствии с настоящим Законом (часть 3).

Согласно части 2 статьи 48 этого же Закона (в редакции от 8 октября 2004 г.) официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается публикация их полного текста в областной общественно-политической газете «Новый мир». Нормативный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального издания. Если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован полностью в одном номере официального издания, то такой нормативный правовой акт публикуется в нескольких номерах подряд. В этом случае днем официального опубликования нормативного правового акта является день выхода номера, в котором завершена публикация его полного текста.

Законом Курганской области от 27 февраля 2015 г. № 2 в часть 3 статьи 46 указанного Закона Курганской области внесены изменения, согласно которым официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как следует из материалов дела, постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81, а также его приложение № 2, в котором приведен перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Шадринска, опубликовано в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» от 7 мая 2003 г. № 83 (л.д. 64), что не оспаривается и административным истцом.

Для всеобщего доступа населения Курганской области постановление № 81 в полном объеме, в том числе с оспариваемым приложением № 1, опубликовано также на официальных сайтах Правительства Курганской области, Управления культуры Курганской области и Федеральной государственной информационной системы территориального планирования в информационно-коммуникационной сети «Интернет», что подтверждается представленными административным ответчиком скриншотами соответствующих интернет-страниц указанных сайтов, и оснований сомневаться в достоверности этих доказательств у суда не имеется. (л.д. 90-91, 92-98, 144-146).

Тот факт, что постановление № 81 с оспариваемым приложением № 1 имеется на официальных сайтах Правительства Курганской области, Управления культуры Курганской области, подтверждается также скриншотами интернет-страниц с данных сайтов, полученными судом по своей инициативе при проверке этих сайтов (л.д. 167-171, 172-173).

Кроме того, решение Шадринской городской Думы от 19 февраля 2019 г. № 406 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Шадринска» вместе с частью 2 «Карта границ зон с особыми условиями использования территории», где обозначены границы ЦИКЗР г. Шадринска, опубликовано в Шадринской городской газете «Исеть», то есть в печатном органе муниципального органа власти (л.д. 147-155).

Таким образом, на момент подачи ЗАО «Универмаг» рассматриваемого административного иска постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81 вместе с приложениями № 1 и № 2 опубликованы в средствах массовой информации, что в полной мере соответствует целям официального опубликования нормативного правового акта, поскольку населению Курганской области возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого акта была обеспечена в полном объеме.

Оценивая представленные административным истцом доказательства – нотариально заверенные протоколы осмотра доказательств – интернет-сайтов Правительства Курганской области и Управления культуры Курганской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» от 14 июля 2021 г. и интернет-сайта Федеральной государственной информационной системы территориального планирования от 22 июля 2021 г. (л.д. 118-139, 162-166), суд приходит к выводу о том, что они не опровергают тот факт, что оспариваемое постановление № 81 вместе с приложениями № 1 и № 2 опубликованы на этих сайтах на момент подачи ЗАО «Универмаг» административного иска.

Из буквального содержания протокола осмотра интернет-страниц официальных сайтов Правительства Курганской области и Управления культуры Курганской области не следует, что оспариваемое постановление № 81 вместе с приложениями было размещено на этих сайтах соответственно 2 декабря 2016 г. и 29 января 2017 г., как об этом утверждает административный истец, а из содержания протокола осмотра интернет-страниц официального сайта Федеральной государственной информационной системы территориального планирования лишь следует, что был превышен интервал ожидания для запроса, что может свидетельствовать о том, что соответствующая интернет-страница не открылась по техническим причинам.

Ссылка административного истца на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 23-П, по мнению суда, также не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим, поскольку в указанном постановлении дана оценка конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изложена правовая позиция о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальными образованиями муниципальных нормативных правовых актов, в то время как по настоящему делу оспаривается нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации (Правительства) Курганской области, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного акта, процедуре его принятия, введения в действие и опубликования, соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем не может признаваться нарушающим права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании – приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные ЗАО «Универмаг» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4 500 руб. (л.д. 33) возмещению не подлежат на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска закрытого акционерного общества «Универмаг» к Правительству Курганской области о признании недействующим со дня принятия пункта 1 постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 9 апреля 2003 г. № 81«Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области» в части утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Шадринска по схеме согласно приложению 1 отказать.

Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 3 августа 2021 г.

Судья Ю.Л. Дьяченко

3а-36/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ЗАО "УНИВЕРМАГ"
Прокуратура Курганской области
Ответчики
Администрация (Правительство) Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация административного искового заявления
08.06.2021Передача материалов судье
09.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2021Предварительное судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее