Дело № 2а-5480/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 23 августа 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Губерновой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области к Соловьеву С. В. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Соловьева С.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 1273 рублей, земельного налога с физических лиц в размере 166467 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 110 рублей 81 копейки (с учётом уточнения административных исковых требований от 23.08.2018).
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, извещался судом надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 14.08.2018 представитель административного истца Пономарева В.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Соловьев С.В. не присутствовал, извещался судом надлежащим образом, причины неявки суду не известны. В ходатайстве от 01.06.2018 года указал, что налоговая база по земельным участкам была снижена, в связи переоценкой кадастровой стоимости земельных участков. Полагает, что сумма налога должна быть уменьшена.
Представитель административного ответчика по ордеру адвокат Телегина Т.Ф. не явилась, извещалась судом надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие. Ранее в судебном заседании 14.08.2018 пояснила, что с взысканием налога на имущество физических лиц Соловьев С.В. согласен. Полагала, что налоговая ставка по земельному налогу на участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, должна быть 0,3 процента.
Исследовав материалы данного дела, материалы приказного производства № 2а-606/2018, суд приходит к следующему.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и статьёй 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 4 той же статьи для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать пределов, установленных указанной статьёй.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего в период возникновения правоотношений сторон по уплате налога на имущество, налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учётом коэффициента-дефлятора.
Ставки налога на имущество в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлены решением Совета самоуправления города Вологды «Об установлении ставок по налогу на имущество физических лиц» от 25 ноября 1999 года № 261.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Соловьев С.В. являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно здания, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,, а также земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Согласно налоговому уведомлению № от 31.08.2017, земельный налог исчислен в размере 509568 рублей, налог на имущество физических лиц исчислен в размере 1273 рублей, со сроком уплаты не позднее 01.12.2017.
В связи с тем, что 18.01.2016 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, была определена в размере 2 858 000 рублей (разрешенное использование – объекты розничной торговли), налоговым органом был сделан перерасчет земельного налога, относительно указанного объекта, сумма налога за 2016 год составила 32152 рубля.
07.10.2016 земельный налог был уплачен частично в сумме 44771 рубль.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признаётся недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй; в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (часть 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением Соловьевым С.В. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога в срок, Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области выставлено требование об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога за № по состоянию на 11.12.2017 со сроком исполнения до 19.01.2018.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 03 рублей 15 копеек, а также обязанности по уплате земельного налога за 2015 год в размере 110 рублей 81 копейки, за 2016 год в размере 1150 рублей 37 копеек (за период с 02.12.2017 по 10.12.2017).
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленном требовании соблюдена.
Требования о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год, земельного налога за 2015-2016 года заявлены налоговым органом в настоящем административном исковом заявлении.
Суд не принимает доводы административного ответчика о необходимости уменьшении налоговой базы, в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков ввиду следующего.
В соответствии с абзацем 3 части 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков от Соловьева С.В. поступили в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 01.12.2017 года
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена после окончания налогового периода 2015, 2016 годов, следовательно, эти обстоятельства не могут влиять на налоговые обязательства, возникшие ранее налогового периода, в котором ответчик обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, административный ответчик вправе рассчитывать на использование новых данных о кадастровой стоимости земельного участка, установленных решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, лишь в новом налоговом периоде.
Доводы о том, что по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый №, должна быть применена налоговая ставка 0,3 процента, суд считает несостоятельными ввиду следующего.
Положением о земельном налоге, утверждённым Решением Вологодской городской Думы от 06 октября 2005 года № (в ред. от 30 сентября 2011 года №) установлены следующие ставки земельного налога на территории муниципального образования г. Вологда:
1) 0.15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 0.3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
3) 1.5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со сведениями, имеющимися в материалах дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, до 19.04.2016 имел вид разрешенного использования – объекты розничной торговли, а значит, за период 2015, 2016 годов к нему должна применяться налоговая ставка в размере 1,5 процента.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
29.03.2018 мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 63 был выдан судебный приказ о взыскании с Соловьева С.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени по земельному налогу. Указанный судебный приказ был отменен по заявлению Соловьева С.В. определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 63 от 10.04.2018.
Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области обратилась в Вологодский городской суд с настоящим административным исковым заявлением 25.05.2018, т.е. в срок, установленный ст. 48 НК РФ.
Установлено, что ответчиком задолженность не уплачена. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах дела, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В связи с тем, что в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4557 рублей 02 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
уточненные административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области удовлетворить.
Взыскать с Соловьева С. В., проживающего в <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1273 (одна тысяча двести семьдесят три) рублей 00 копеек, земельному налогу с физических лиц в размере 166467 (сто шестьдесят шесть тысяч четыреста шестьдесят семь) рублей 00 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 110 (сто десять) рублей 81 копейки, а всего 167850 (сто шестьдесят семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей 81 копейку.
Взыскать с Соловьева С. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4557 (четыре тысячи пятьсот пятьдесят семь) рублей 02 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2018 года.