УИД 02RS0011-01-2021-000741-39
Дело № 2а-298/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,
при секретаре И.А. Наниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском о признании изображения (фото) нацисткой символики – знаков, значков с квадратно-наклонной фашисткой свастикой (символика Третьего Рейха), размещенного в сети «Интернет» на сайте http://www.monetnik.com.ua по URL-адресу http://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/product&path=84_86&product_id=2636 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Шебалинского района проведена проверка исполнения на территории Республики Алтай законодательства, направленного на пресечение фактов распространения в сети «Интернет» противоправной информации, в том числе экстремистского и террористического содержания. В рамках проверки 14.05.2021 произведен осмотр сайта сети «Интернет» http://www.monetnik.com.ua. Осмотром установлено, что на данном сайта по URL-адресу http://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/product&path=84_86&product_id=2636 размещены и демонстрируются изображения (фото) нацисткой символики - знаков, значков с квадратно-наклонной фашисткой свастикой (символика Третьего Рейха). При этом имеет место предложение покупки указанных предметов.
Распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личиной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации.
В настоящее время в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее, также – Реестр) сведения об указанной выше странице сайта сети «Интернет» отсутствуют.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее, также – Роскомнадзор) не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве, поступившем до начала судебного заседания представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай полагали рассмотрение административного искового заявления на усмотрение суда.
Помощник прокурора Шадеев Д.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 вышеназванного Федерального закона).
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории (абзац 1).В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории (абзац 1).
В Российской Федерации запрещается использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
Под нацистской символикой понимается знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии:свастика, фасция, приветственные жесты и т.д.
Свастикабыла принята в качестве символа Национал-социалистической рабочей партии Германии в 1920 г. В 1935 г. ее объявили высшим символом Третьего рейха.
Таким образом, в силу требований изложенных выше норм федерального законодательствараспространениевыявленных прокурором изображений запрещено в силу закона. В противном случае это противоречило бы проводимой государственной политике Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне, определенным Законом об увековечении Победы, а также требованиям Закона о противодействии экстремистской деятельности.
Судом установлено, что на сайте http://www.monetnik.com.ua по URL-адресу http://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/product&path=84_86&product_id=2636 размещены изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков с квадратно-наклонной фашисткой свастикой (символика Третьего Рейха), распространение которых подрывает социальную стабильность общества.
Распространениеподобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанная статья предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», создание, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в Реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», а также вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В «Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения о вышеуказанном «Интернет» – ресурсе отсутствуют. Установить владельцев интернет-сайта http://www.monetnik.com.ua не представилось возможным, поскольку данный сайт зарегистрирован на территории Украины, как и не представилось возможным установить лиц, непосредственно разместивших в сети «Интернет» вышеуказанный материал.
Суд полагает, что указанные изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков с квадратно-наклонной фашисткой свастикой (символика Третьего Рейха), должны быть внесены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить административный иск прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать изображение (фото) нацисткой символики – знаков, значков с квадратно-наклонной фашисткой свастикой (символика Третьего Рейха), размещенное в сети «Интернет» на сайте http://www.monetnik.com.ua по URL-адресу http://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/product&path=84_86&product_id=2636 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию настоящего решения суда после его вступления в законную силу направить в Роскомнадзор в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта http://www.monetnik.com.ua по URL-адресу http://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/product&path=84_86&product_id=2636 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Т.В. Поленникова