Судья Шестакова С.В. 33-435/2024 (33-11363/2023)
№ 2-1-5394/2023
64RS0042-01-2023-006069-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кудаковой В.В.,
судей Шайгузовой Р.И., Колемасовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Хомутецком В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Порошенко А.А. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права на предоставление жилого помещения в рамках программы переселения граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения в собственность, прекращении права собственности по апелляционной жалобе администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 02 октября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Кудаковой В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения, судебная коллегия
установила:
Порошенко А.А. обратился в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором просил признать за ним право на предоставление жилого помещения в рамках программы переселения граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда; обязать ответчиков предоставить ему в собственность жилое помещение, расположенное в границах города Энгельса Саратовской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; после предоставления истцу жилого помещения, расположенного в границах города Энгельса Саратовской области, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, прекратить его право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 10 августа 2018 года № дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
25 августа 2021 года между Порошенко С.А. и Порошенко А.А. был заключен договор дарения недвижимости, согласно которому Порошенко А.А. принял в дар квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На момент приобретения квартиры истцу не было известно об аварийности дома по причине непредставления ответчиком данных сведений в ЕГРН. Истец обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении иного жилого помещения взамен аварийного, однако в удовлетворении требования ему было отказано.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 02 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично, за Порошенко А.А. признано право на предоставление жилого помещения, на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области возложена обязанность предоставить истцу в собственность жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в рамках программы Переселения граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда.
После предоставления истцу соответствующего жилого помещения взамен изымаемого постановлено прекратить право собственности Порошенко А.А. на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Порошенко А.А. к комитету ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района о признании права отказано.
В апелляционной жалобе администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов указывает, что Порошенко А.А. приобрел право собственности на жилое помещение после признания дома аварийным, в связи с чем имеет право только на выплату возмещения.
Порошенко А.А. в поступивших возражениях полагает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»
(далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 10 августа 2018 года № на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 23 июля 2018 года № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
07 июля 2021 года Порошенко С.А. приобрела у Коровникова А.П. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью 1 000 000 рублей.
Право собственности на квартиру зарегистрировано за Порошенко С.А. в Едином государственном реестре недвижимости 08 июля 2021 года.
25 августа 2021 года между Порошенко С.А. и Порошенко А.А. заключен договор дарения указанной квартиры.
Право собственности на квартиру зарегистрировано за Порошенко А.А. в Едином государственном реестре недвижимости 02 сентября 2021 года.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 10 ноября 2022 года № утверждена муниципальная программа «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2022 - 2026 годах».
Спорный многоквартирный дом включен в вышеуказанную программу со сроком расселения до 31 декабря 2024 года.
20 июля 2023 года Порошенко А.А. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением, в котором просил предоставить ему благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
21 июля 2023 года Порошенко А.А. обратился с аналогичным заявлением в комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
На данные обращения 27 июля 2023 года Порошенко А.А. направлены ответы, согласно которым в удовлетворении его требований отказано по причине приобретения права на квартиру после признания дома, в котором она расположена, аварийным.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, руководствуясь
ст. ст. 1, 14, 32 ЖК РФ, учитывая, что многоквартирный дом включен в муниципальную программу «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2022 - 2026 годах», пришел к выводу, что право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп предоставляется собственнику такого помещения, чем и воспользовался истец, предъявив настоящее исковое заявление, в связи с чем принял решение об удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, отказав в удовлетворении исковых требований к комитету ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района.
Решение суда в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований к комитету ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района не обжалуется, а потому в силу принципа диспозитивности не является предметом проверки судебной коллегией.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования, то есть с 28 декабря 2019 года.
Указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, применяется к отношениям, возникшим на основании договоров о приобретении в собственность граждан жилых помещений, заключенных после вступления Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ в силу.
По своему правовому назначению ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ ограничивает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, приобретшего его после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, только правом на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в пределах стоимости его приобретения.
Нормой определены временные границы применения установленных ограничений: приобретение жилого помещения должно иметь место после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ содержит указание на категорию граждан, к которым не применяются сформулированные в ней ограничения – граждане, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования.
Иных правовых оснований приобретения в собственность жилого помещения в многоквартирном доме после его признания аварийным и подлежащим сносу, не влекущих ограничение обеспечения их жилищных прав в форме предоставления другого жилого помещения либо его выкупа по рыночной стоимости, ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ не содержит.
Вместе с тем, суд первой инстанции указанную норму к спорным правоотношениям не применил.
Право собственности как Порошенко С.А., приобретшей квартиру по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 07 июля 2021 года, так и Порошенко А.А., приобретшего ее 25 августа 2021 года на основании договора дарения, возникло после признания дома, в котором расположена указанная квартира, аварийным, и после вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем единственным возможным способом реализации жилищных прав Порошенко А.А. является выплата возмещения за изымаемое жилое помещение.
Довод Порошенко А.А., изложенный в исковом заявлении, об отсутствии у него сведений об аварийности дома по причине непредставления администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, судебная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 26 мая 2021 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность в срок до 01 июля 2022 года направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в форме электронных документов или электронных образов документов принятые ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.
Поскольку Порошенко С.А. приобрела право собственности на спорную квартиру 08 июля 2021 года, то есть до истечения указанного срока, оснований полагать, что сведения об аварийности дома по адресу: <адрес>, отсутствовали в Едином государственном реестре недвижимости по вине администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, у судебной коллегии не имеется.
Также судебная коллегия не соглашается с утверждением истца о невозможности получения сведений об аварийности дома, поскольку соответствующая информация размещена в открытом доступе как в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), так и на Интернет-сайте администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Скриншоты указанных страниц приобщены судебной коллегией к материалам дела в качестве новых доказательств.
Кроме того, с целью выяснения сведений об аварийности дома Порошенко А.А. был вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие соответствующего решения – администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области, однако данным правом не воспользовался.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства и нормы права, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований Порошенко А.А. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области отказать.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 02 октября 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований Порошенко А.А. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Порошенко А.А. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права на предоставление жилого помещения в рамках программы Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения в собственность, прекращении права собственности отказать.
В остальной части решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 02 октября 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи