УИД 39RS0001-01-2021-005871-65
Дело № 2-4687/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2021 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгино й А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мейбуллаевой Н. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Мейбуллаева Н.В. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что с 1985 г. работает адвокатом, с 1988 г. по настоящее время являетсязаведующей Черняховским филиалом Калининградской областной коллегии адвокатов, трудовой стаж составляет более 35 лет. 22 марта 2011 г. была награждена решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, медалью 1 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан», что подтверждается удостоверением № №. 28 января 2016 г. решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации награждена орденом «За верность адвокатскому долгу», что подтверждается удостоверением № №. 26 мая 2021 г. обратилась в Черняховский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако ответчиком ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Федеральная палата адвокатов Российской Федерации не наделена полномочиями на учреждение ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», равно как и правом награждения указанными знаками, кроме того имеющиеся награды не относятся к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде. Считает данный отказ незаконным. В связи с этим просит признать отказ Министерства социальной политики Калининградской области от 30 июня 2021 г. в приёме документов на присвоение ей звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить её в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу присвоить ей звание «Ветеран труда» и назначить ей меры социальной поддержки в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец Мейбуллаева Н.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду был направлен письменный отзыв на заявленные требования, из которого следует, что Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Положением о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации установлено, что применяемые меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов. Медаль и орден, которыми была награждена истец, относятся к наградам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, статус ведомственных знаков отличия в труде им не установлен. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют сведения о праве Палаты на учреждение ведомственных знаков отличия в труде и награждение ими граждан. Таким образом, представленные истцом удостоверения к медали и ордену не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, не отвечают требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также подпункта 3 пункта 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Мейбуллаевой Н.В. не имеется.
Представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду были направлены возражения на исковое заявление, в которых представитель просит исковые требования Мейбуллаевой Н.В. оставить без удовлетворения и рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мейбуллаева Н.В. имеет продолжительный трудовой стаж, с 13 февраля 1986 г. по настоящее время осуществляет профессиональную деятельность в качестве адвоката.
Решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации № 9 от 22 марта 2011 г. Мейбуллаева Н.В. награждена медалью 1 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан», решением № 3 от 28 января 2016 г. – орденом «За верность адвокатскому долгу», о чем выданы удостоверения № № и № №.
26 мая 2021 г. Мейбуллаева Н.В. обратилась в Черняховский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Письмом Черняховского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от 4 июня 2021 г. № № Мейбуллаевой Н.В. было отказано в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование причин отказа в письме указано на то, что на основании пп. 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», утверждаются федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями. Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации не наделена полномочиями на учреждение ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение гражданам звания «Ветеран труда», равно как и правом награждения граждан указанными знаками. Учитывая вышеизложенное, удостоверение к ордену «За верность адвокатскому долгу» и удостоверение к медали 1 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан» не относятся к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде и права на присвоение звания «Ветеран труда» не дают.
Не согласившись с такой позицией Черняховского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Мейбуллаева Н.В. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Так, в силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» им установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Так, условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Калининградской области на момент рассмотрения настоящего дела утвержден Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Порядка лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», представляет в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства заявление о присвоении звания «Ветеран труда».
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.
Согласно п. 7 Центр в случаях неполного представления заявителем документов и (или) несоответствия представленных документов требованиям пунктов 3 и 4 настоящих порядка и условий в течение 10 дней с даты получения документов направляет заявителю мотивированное уведомление об отказе в их приеме и возвращает представленные заявителем документы.
Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий.
В силу положений п.п. 9-13 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство Калининградской области возлагает на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.
В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129 звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена с 1 июля 2016 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Калининградской области, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение «Ветеран труда» вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.
Положения ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Субъект Российской федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
При этом, суд не вправе относить те или иные знаки отличия в труде к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия установлен Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578. В соответствии с п. 2 вышеназванного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Согласно в. 4 Положения знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а согласно ст. 35 указанного Федерального закона Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства (ч. 1); Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (ч. 2).
Из Устава Федеральной палаты адвокатов РФ, утвержденного I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. следует, что государство и его органы не отвечают по обязательствам Палаты, так же как и Палата не отвечает по обязательствам государства и его органов (ст. 6 Устава), Палата не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 7).
Согласно Положению о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов РФ, утвержденному Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 1 декабря 2004 г., применяемые Палатой меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридический помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов (п. 1); мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лица, обладающего статусом адвоката и отличившегося: высоким профессиональным мастерством при защите прав, активным участием в защите законных интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав, значительным вкладом в воспитании кадров стажеров и молодых адвокатов, обучении их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности, активным участием в организации деятельности адвокатуры в РФ, осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан (п. 2), при этом орденом «За верность адвокатскому долгу» награждаются лица, обладающие статусом адвоката и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее двадцати лет, медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 1 степени награждаются лица, обладающие статусом адвоката и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 15 лет (п. 3); награждение производится решением Совета Федеральной палаты адвокатов по своей инициативе, по представлению адвокатской палаты субъекта РФ, по представлению Совета ФПА РФ в федеральном округе (п. 7).
Таким образом, награждение истца Мейбуллаевой Н.В. медалью 1 степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан» и орденом «За верность адвокатскому долгу», учрежденными Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, не может служить основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку учрежденные негосударственной некоммерческой организацией награды, ведомственными знаками отличия в труде не являются, что в силу ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», п.п. 1-3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129, исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Мейбуллаевой Н.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мейбуллаевой Н. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о присвоении звания «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2021 г.
Судья Н.В. Паршукова