Дело № 2-140/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Фроловой Е.В.,
при секретаре Ветровой Н.С.,
с участием заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования город Болхов по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Молоткова Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Болхов о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Болхов о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В обосновании заявленного требования указав, что по информации Приокского управления Ростехнадзора Орловской области Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее -ГТС), находящихся в собственности администрации муниципального образования город Болхов Болховского района Орловской области. В результате проверки установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № в собственности Муниципального образования город Болхов Болховского района Орловской области находятся два гидротехнических сооружения - ГТС протяженностью 42,5 м., лит.1, расположенное по адресу: <адрес>; ГТС протяженностью 85,2 м., лит.1, расположенное по адресу: <адрес>. В свою очередь, администрация муниципального образования город Болхов, Болховского района Орловской области, предусмотренные федеральным законодательством полномочия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, надлежащим образом не исполняются, расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения не произведен; декларация безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности не разработана для ГТС, расположенного по адресу: <адрес> и ГТС расположенного по адресу: <адрес>. Следовательно, в отсутствие декларации безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. В нарушение требований Федерального закона №117-ФЗ отсутствуют согласованные органом надзора за безопасностью ГТС правила эксплуатации ГТС, расположенного по адресу: <адрес> и ГТС расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником не определена эксплуатирующая организация, не проведено преддекларационное обследование ГТС. При эксплуатации указанных ГТС соблюдение установленных законодательством требований безопасности не обеспечено. Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются. Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется. Неприятие мер по обеспечению безопасности ГТС при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, явном ухудшении показателей прочности основания и водонепроницаемости материалов после произошедшей аварии, длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения. Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42, Конституции Российской Федерации, 3,11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий в связи с чем, истец просит суд обязать администрацию муниципального образования город Болхов Болховского района Орловской области в трех месячный срок со дня вступления в силу решения суда обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, гидротехнического сооружения расположенного по адресу: <адрес>, путем определения эксплуатирующей организации в отношении указанных ГТС, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС; произведения расчета вероятного вреда жизни, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; проведения преддекларационного обследования ГТС; предоставления для утверждения деклараций безопасности гидротехнических сооружений в Приокское Управление Ростехнадзора.
В судебном заседании заместитель Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А., исковые требования поддержала в полном объеме,ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Болхов по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Молотков Е.Е. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления экологического надзора и природопользования, представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены должным образом, причины неявки неизвестны.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, дела приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Судом установлено, что гидротехническое сооружение, протяженностью 85,2 м., инвентарный №, лит 1 расположенное по адресу: <адрес>, находиться в собственности муниципального образования город Болхов Орловской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что гидротехническое сооружение, протяженностью 42,5 м., инвентарный №, лит 1 расположенное по адресу: <адрес>, находиться в собственности муниципального образования город Болхов Орловской области (л.д.41).
На основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора №-р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования город Болхов Болховский район Орловской области была проведена плановая выездная проверка в части соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений по <адрес>.
При проведении плановой выездной проверки были установлены нарушения ст.7, ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: отсутствует декларация безопасности ГТС; отсутствуют сведения о внесении ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений; не осуществляется разработка и уточнение критериев безопасности ГТС; отсутствуют согласованные органом надзора за безопасностью ГТС правила эксплуатации ГТС; не обеспечено наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; не произведен расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии ГТС; не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; не осуществляется ежегодная индексация величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; не обеспечен мониторинг за показателями состояния гидротехнических сооружений; собственником ГТС не определена эксплуатирующая организация; отсутствует обученный и аттестованный эксплуатационный персонал; не проведено преддекларационное обследование ГТС ул. Ямская; отсутствует декларация безопасности ГТС; отсутствуют сведения о внесении ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений; не осуществляется разработка и уточнение критериев безопасности ГТС; отсутствуют согласованные органом надзора за безопасностью ГТС правила эксплуатации ГТС; не обеспечено наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; не произведен расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (л.д.13-17).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями было вынесено предписание, в соответствии с которым главе администрации муниципального образования город Болхов Болховского района Орловской области было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить 30 вышеуказанных нарушений (л.д.18-22).
Проставлением Приоского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Администрация муниципального образования город Болхов Болховского района Орловской области было привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений к административному штрафу в размере 20000 рублей (л.д.30-33).
Из письма Приоского Управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что администрацией муниципального образования город Болхов являющейся собственником гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <адрес> не соблюдаются требования ст. ст. 8, 9,19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений», а именно не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, в том числе непредставление деклараций безопасности ГТС и внесения в Регистр сведений о ГТС, а также не выполнение требований представления декларации безопасности ГТС, предписаний органов государственного надзора и обязательных требований при эксплуатации ГТС (л.д.11-12).
Из положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение ; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях ; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Из положений ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 876 (в ред. от 21 августа 2014 года) расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред,
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 (ред. от 21.08.2014) «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» указано, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией по согласованию с органом государственного надзора.
В силу пункта 3 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования), квалификацию работников эксплуатирующей организации; содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности; обеспечивать соблюдение обязательных требований; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 173,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░