Дело [номер]
Судья Водяницкая А.Х.
Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области
№ 2-215/2022
УИД 52RS0033-01-2022-000140-24
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 19 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной Т.В.
судей Карпова Д.В., Беловой А.В.
при секретаре Д.А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Нижегородской области
на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 30 марта 2022 года
по делу по иску прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского района Нижегородской области об обязании к совершению действий,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Беловой А.В., прокурора К.Р.В.,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, просил: обязать администрацию рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново для дальнейшего его принятия сельским Советом рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Дальнеконстантиновского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения администрацией рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области требований законодательства в сфере муниципального контроля.
В ходе проверки было установлено, что администрация рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново, однако положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново не разработано и сельским Советом рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района не принято.
31 января 2022 года в адрес главы администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области внесено представление, которое признанно законным и обоснованным, однако до настоящего времени нарушения не устранены, положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново не разработано.
Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 30 марта 2022 года постановлено:
Исковые требования прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново для дальнейшего его принятия сельским Советом рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 29-32).
В апелляционной жалобе администрация рабочего поселка Дальнее Константиново Нижегородской области просит решение суда изменить в части определения срока для разработки и принятия положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории, указав 9 месяцев (л.д. 36).
В письменных возражениях прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 40-42).
Прокурор К.Р.В. в судебном заседании поддержала письменные возражения, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу положений части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения: относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуру и - предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления – и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальное правовые акты.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде Муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
При разрешении настоящего дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Прокуратурой Дальнеконстантиновского района проведена проверка соблюдения администрацией рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области требований законодательства в сфере муниципального контроля, которой установлено, что администрацией рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разработана и не принята.
31 января 2022 года в адрес главы администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области внесено представление, которое признанно законным и обоснованным, однако, нарушения не устранены, положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново не разработано.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения, обязании администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории рабочего поселка Дальнее Константиново для дальнейшего его принятия сельским Советом рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Непринятие администрацией рабочего поселка Дальнее Константиново Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области мер по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности свидетельствует о ненадлежащем решении администрацией вопроса местного значения, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.
При вынесении решения о возложении на ответчика обязанности по совершению определенных действий, суд первой инстанции также установил срок для исполнения решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда невыполнимо в установленный срок и что для его исполнения требуется больший срок, судебная коллегия отклоняет, находя разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для совершения ответчиком указанных действий, поскольку никаких объективных данных о невозможности исполнения решения в установленный судом срок жалоба не содержит.
Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Принимая во внимание изложенное, решение отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 30 марта 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации рабочего поселка Дальнее Константиново Нижегородской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июля 2022 года.