Судья Костырченко Т.А. дело №33-1558/2024 (№2-302/2023)
УИД 22RS0054-01-2023-000369-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2024 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Науменко Л.А., Ромашовой Т.А., Сухаревой С.А., Тенгерековой Л.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Т.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд в интересах Т.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю), указав, что Т.М. является инвалидом первой группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГ *** Т.М. рекомендованы технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами), которыми она до настоящего времени не обеспечена.
ДД.ММ.ГГ Т.М. обратилась с заявлением о выдаче ей указанных технических средств реабилитации, между тем ответчиком не принято необходимых мер для размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Т.М., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированными законом и государством техническими средствами реабилитации инвалида.
В результате противоправного бездействия должностных лиц ОСФР по Алтайскому краю Т.М. причинен моральный вред. Факт нравственных страданий Т.М. подтверждается характером ее заболевания, наличием ограничений в самообслуживании и передвижении, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом. У Т.М. отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации, в отсутствие которых у нее ограничивается ведение комфортного уровня жизни.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Т.М. техническими средствами реабилитации –кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами); возложить на ОСФР по Алтайскому краю обязанность предоставить Т.М. технические средства реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами); взыскать с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Т.М. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Т.М. техническими средствами реабилитации – кресло-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов), кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами).
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность предоставить Т.М. технические средства реабилитации - кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами).
С ОСФР по Алтайскому краю в пользу Т.М. взыскана компенсация морального вреда в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Алтайскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что суд, приходя к выводу о бездействии ответчика, не принял во внимание доводы ответчика о предусмотренном законодательством механизме обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, о порядке проведения закупок, который допускает необходимость ожидания фактической выдачи технических средств реабилитации с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета, необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика, длительности процедуры заключения государственных контрактов. Фондом предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия и меры для обеспечения истца техническими средствами реабилитации.
Не принят во внимание довод ответчика о соблюдении очередности при обеспечении средствами реабилитации граждан, состоящих на учете, которыми заявки на обеспечение данными техническими средствами реабилитации были поданы ранее истца. Судом не принята во внимание практика Верховного Суда Российской Федерации, именно определение от 05 декабря 2016 года №51-КГ16-17.
В связи с отсутствием виновных действий ответчика у суда не имелось оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, факт необеспечения средствами реабилитации сам по себе не свидетельствует о причинении истцу нравственных и физических страданий.
В письменных возражениях прокурор Третьяковского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Игнатьева К.В. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Т.М. является инвалидом 1 группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГ Т.М. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов), кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов), кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами).
ДД.ММ.ГГ Т.М. обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении указанными техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
По результатам рассмотрения заявления Т.М. ДД.ММ.ГГ поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем заявителю выдано уведомление ***
Уведомляя истца о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, ОФСР по Алтайскому краю подтвердило ее право на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, Т.М. выдана только кресло-коляска с ручным приводом комнатная, иные технические средства реабилитации до настоящего времени не выданы.
Из пояснений ответчика, изложенных в отзыве на исковое заявление, следует, что для обеспечения инвалидов кресло-стульями с санитарным оснащением ответчиком был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГ с АО «Алтаймедтехника», однако выдать Т.М. направление на обеспечение данным средством реабилитации не представлялось возможным, в связи с распределением изделий путем выдачи направлений гражданам, обратившимся ранее истца. В дальнейшем неоднократно размещались запросы цен, однако предложений от потенциальных поставщиков не поступило. Кресло-коляски прогулочные также были распределены между гражданами, обратившимися ранее истца. ДД.ММ.ГГ ответчиком опубликован запрос ценовой информации, после поступления цен от потенциальных поставщиков закупка будет включена в план-график.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 39 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года №240, ст.ст. 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из анализа представленных доказательств необеспечения истца как инвалида средствами реабилитации в установленный период, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, учитывал характер и объем причиненных Т.М. нравственных страданий, ее индивидуальные особенности, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании компенсации в сумме 5 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они вопреки доводам апелляционной жалобы основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Приказом ФСС РФ от 16 мая 2019 года № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации…., который установил порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями, органами государственной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила №240).
В соответствии с п. 2 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (п. 3 «а» Правил №240).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (п. 4 Правил №240).
Согласно п. 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету СФР межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на поставку товаров, выполнение работ.
Проанализировав вышеприведенные норма права и представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что из имеющихся материалов дела следует, что Т.М. по вине ответчика, нарушившего сроки обеспечения инвалида средствами технической реабилитации, не обеспечена необходимыми средствами реабилитации и нуждается в связи с этим в судебной защите.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции учтен предусмотренный законодательством механизм обеспечения граждан техническими средствами реабилитации.
Доводы жалобы о необходимости соблюдения очередности предоставления технических средств реабилитации не могут быть приняты в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта, принимая во внимание, что законодательство гарантирует инвалидам их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жизненно необходимыми средствами реабилитации, нуждаемость в которых установлена компетентными органами и закреплена в индивидуальной программе реабилитации, законодатель в целях недопущения нарушения прав инвалидов закрепил конкретные сроки, в течение которых должны рассматриваться заявления инвалидов об обеспечении их техническими средствами реабилитации, сроки выдачи направлений на их получение и сроки обеспечения.
Необходимые технические средства реабилитации должны быть предоставлены Т.М. исходя из последовательности, установленной законодательно и определяемой датой регистрации ее заявления, иного порядка не предусмотрено.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что на момент подачи 13 декабря 2022 года Т.М. заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации уже были зарегистрированы ранее поданные заявления, сведения об их количестве, объеме выделенных денежных средств, объеме обеспеченности инвалидов спорными техническим средствами реабилитации по итогам государственных контрактов, поэтому нельзя принять во внимание довод жалобы о том, что Т.М. не была обеспечена техническими средствами реабилитации именно в силу обеспечения лиц, подавших заявления ранее истца (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На законность обжалуемого решения не влияют доводы жалобы об отсутствии вины (бездействия) ОСФР по Алтайскому краю в связи с принятием им мер для соблюдения всех предписаний, предусмотренных законом.
Истцу не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации по мотиву не завершения процедуры отбора поставщика (в том числе по объективны причинам), отсутствия действующих государственных контрактов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Своевременность размещения запросов ценовой информации не умаляет право инвалидов на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений их жизнедеятельности, и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в жалобе действия ответчика не привели к желаемому результату.
То обстоятельство, что на опубликованные запросы не поступило предложений от потенциальных поставщиков технических средств реабилитации, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, с соблюдением установленных законом сроков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно взыскана в пользу Т.М. денежная компенсация морального вреда, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
С учетом изложенного, установив факт несвоевременного обеспечения инвалида Т.М. техническими средствами реабилитации в результате виновного бездействия ответчика, что привело к нарушению личных неимущественных прав истца, в том числе к невозможности длительное время пользоваться гарантированным государственном средством реабилитации, которое призвано создать и обеспечить истцу достойные условия жизни, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>