Решение по делу № 33-8815/2023 от 24.08.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи            Любобратцевой Н.И.,
судей            Новикова Р.В.,           Морозко О.Р.,
при секретаре            Андрейченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску С.С.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым, третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, о взыскании недоплаченных отпускных, процентов за нарушение сроков их выплаты, возмещении морального вреда,

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 г. и дополнительное решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 07 июля 2023.,

У С Т А Н О В И Л А :

17 марта 2023 г. С.С.М. обратилась в суд с иском к МИФНС по Республике Крым, уточнив который просила взыскать с ответчика проценты за нарушение сроков выплаты недоплаченных отпускных за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 537 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 2 552,34 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 8 589,28 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 10471,54 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 6 календарных дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 5 068,68 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчета, исходя из суммы 11583,88 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 9 191,60 руб.; за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанные начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 5358,24 руб.; также истица просила взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованные 13 дней отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 10682,10 руб.; моральный вред в размере 20000 руб., расходы на оплату услуг представителя 30000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ С.С.М. состояла в трудовых отношениях с ответчиком. Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ истица освобождена от замещаемой должности федеральной гражданской службы <данные изъяты> с расторжением служебного контракта и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в рамках мероприятий по реорганизации Инспекции. В связи с увольнением С.С.М. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1. статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При расчете указанной компенсации, а также при расчете денежного содержания за периоды отпусков работодателем не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные работодателем в ДД.ММ.ГГГГ году за год до увольнения.

Также С.С.М. просила восстановить ей срок обращения с данным иском в суд, исходя из того, что после увольнения в ДД.ММ.ГГГГ г. ею ДД.ММ.ГГГГ подано исковое требование о взыскании сумм, причитающихся при увольнении, денежной компенсации за нарушение работодателем срока их выплаты, в том числе, и за прошлые годы. Решением суда от 20.01.2022 г. в удовлетворении иска в части взыскания процентов за прошлые годы было отказано в связи с пропуском годичного срока исковой давности. Однако апелляционным определением от 20.04.2022 г. требование С.С.М. в данной части удовлетворены. Данное обстоятельство истица считает уважительной причиной пропуска срока обращения в суд с иском за защитой нарушенного права.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 г. иск С.С.М. удовлетворен частично.

Судом восстановлен срок на подачу иска к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службе по Республике Крым о взыскании процентов за недоплаченные отпускные, морального вреда.

С Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Крым в пользу С.С.М. взысканы проценты за нарушение сроков выплат отпускных:

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 537 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 2 552,34 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 8589,28 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 10471,54 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 6 календарных дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 5 068,68 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчета, исходя из суммы 11583,88 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 9191,60 руб.;

- за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанные начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 5358,24 руб.;

- компенсация за неиспользованные 13 дней отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчёта, исходя из суммы 10682,10 руб.,

- компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.,

- расходы на оплату услуг по оказанию правовой помощи в размере 10 000 руб.

В иной части иска отказано.

07 июля 2023 г. Джанкойским районным судом Республики Крым постановлено дополнительное решение, которым удовлетворены исковые требования С.С.М. в части взыскания недоплаченных отпускных. С Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Крым в пользу С.С.М. взысканы недоплаченные отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 64 034,66 руб.

Не согласившись с указанными судебными актами, представителем МИФНС по Республике Крым Л.К.В. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 г. и дополнительное решение от 07 июля 2023 г., принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.М. в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что решение от 31 мая 2023 г. и дополнительное решение от 07 июля 2023 г. Джанкойским районным судом Республики Крым постановлены с нарушением норм материального и процессуального права. Суд, удовлетворяя требования истца, отклонил доводы ответчика относительно пропуска истцом годичного срока обращения в суд с иском о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период 2017-2019 гг. Судом не принято во внимание, что истице еще на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ было достоверно известно о недоплате ей отпускных, поскольку в период 2017-2019 гг. она ежемесячно получала расчетные листки о размере начисленного ей денежного содержания, в том числе и за периоды нахождения в отпуске. Истица имела возможность заявить требования о взыскании недоплаченных отпускных за 2017-2019 гг. при рассмотрении требований С.С.М. о признании действий неправомерными, взыскании сумм, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда, в том числе о недоплате отпускных за 2020 год. Апеллянт считает, что обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд нахождением в трудовых отношениях с ответчиком и соответственно экономически более слабой стороной, не может быть признано уважительной причиной. Более того, в трудовых отношениях с ответчиком и в статусе более слабой стороны С.С.М. находилась до ДД.ММ.ГГГГ, а с иском обратилась только в марте 2023 года. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие причинение ответчиком истцу нравственных страданий, не указана их степень и размер, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания морального вреда. Необоснованным апеллянт считает и взыскание в пользу С.С.М. расходов на оплату услуг представителя, поскольку считает необоснованным само постановленное по делу решение и дополнительное решение.

С.С.М. решение суда первой инстанции в неудовлетворённой части заявленных ею требований не обжаловано.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:

- истица С.С.М., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая в соответствии с почтовым уведомлением вручена истице ДД.ММ.ГГГГ; в Верховный Суд Республики Крым обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие;

- представитель ответчика Межрайонной инспекции ФНС по Республике Крым , о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения; в суд апелляционной инстанции обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие;

- представитель третьего лица Управления ФНС по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, согласно почтовому уведомлению судебная повестка-извещение вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что при выплате истице отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, тогда как материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением должности.

Такие выводы суда основаны на законе.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной ИФНС по Республике Крым С.В. В. и С.С.М. был заключен служебный контракт о прохождении истицей государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением денежного содержания, которое состоит из:

    - месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

    - ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

    - ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

    - премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС по Республике Крым, исполнения должностного регламента;

    - единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (т.1 л.д.118-123).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту пункты 9,10,11 изложены в новой редакции, в соответствии с которыми гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из:

     а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

     б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада;

     в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

    г) ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

    д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

    е) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (т.1 л.д.124-125).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту пункты 9,10,11 изложены в новой редакции, в соответствии с которыми гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из:

     а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

    б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1599 руб. в месяц;

     в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада;

     г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

    д) ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

    е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

    ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (т.1 л.д.126-127).

Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , С.С.М. освобождена от замещаемой должности <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России по Республике Крым и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1 л.д.116).

С.С.М. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания: 3-х мес. Д/С – 83668,38 руб., 1 мес. Д/С – 27889,46 руб., всего в сумме 111 557,84 руб., исчисленной исходя из денежного содержания истицы в размере 27 889,46 руб. (111557,84 руб. : 4 мес.).

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года частично удовлетворены исковые требования С.С.М. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым в пользу С.С.М. взыскана сумма не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере 102 398,60 руб., из которой налог на доходы физических лиц – 3327,95 руб., проценты (компенсация) за нарушение срока выплаты сумм, причитающихся при увольнении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно в размере одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности 102398,60 руб., с учетом ее фактического погашения, за каждый день задержки, компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В остальной части исковых требований отказано (т.1 л.д.87-92).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 апреля 2022 года частично удовлетворена апелляционная жалоба С.С.М. Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года в части отказа в иске о взыскании суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ г. и процентов за нарушение сроков его оплаты отменено и в этой части принято новое решение, которым исковые требования С.С.М. удовлетворены частично. С Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Крым в пользу С.С.М. взыскана недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 42 097.40 руб. и компенсация за нарушение сроков выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета в размере 1/150 действующей в это врем ключевой ставки Центробанка Российской Федерации от суммы задолженности 42 097,40 руб. за каждый день задержки по день фактического расчета. В удовлетворенной части это же решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым – без удовлетворения (т.1 л.д.93-101).

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 октября 2022 года решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 апреля 2022 года оставлены без изменения (т.1 л.д.102-107).

Из материалов дела следует, что в расчет денежного содержания для исчисления отпускных ответчиком не были включены выплаченные С.С.М. средства материального стимулирования, осуществляемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также средства квартального материального стимулирования.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статья 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при доставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного держания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительством Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральных: государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России по Республике Крым, изданных на основании приказов УФНС России по Республике Крым, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также выплаченных премий, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержание федеральных государственных гражданских служащих, выплаченное С.С.М. материальное стимулирование должно учитываться при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Судом достоверно установлено, что при исчислении размера отпускных за 2017-2019 г. г., ответчик не учитывал размер стимулирующих выплат, в связи с чем имеет место недоплата отпускных за указанный период.

Восстанавливая срок для обращения в суд и взыскивая с ответчика в пользу С.С.М. задолженность по оплате отпускных за 2017-2019 г. г. в размере 64034,66 руб. и проценты за несвоевременную их выплату, суд первой инстанции исходил из уважительных причин пропуска этого срока и восстановил его.

Такие выводы суда первой инстанции не основаны ни на законе, ни на материалах дела.

Частью 2 ст. 392 ТК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г., действующей с 03.10.2016 г., установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

О применении указанного срока, установленного трудовым законодательством, было заявлено ответчиком.

Ссылка суда первой инстанции на то, что истцом ранее подавалось исковое заявление о взыскании сумм, причитающихся при увольнении, денежной компенсации за нарушение работодателем сроков их выплаты, в том числе, за прошлые годы, в удовлетворении которых судом первой инстанции было отказано, а впоследствии апелляционным определением требование истца в данной части удовлетворены, что по мнению суда, является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, является некорректной.

Так, из апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 22 апреля 2022 г. следует, что судебная коллегия не согласилась с решением суда в части отказа в иске о взыскании суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 42 097,40 руб. по основаниям пропуска истицей срока обращения за защитой нарушенного права, установленного ч.2 ст.392 ТК РФ.

При этом судебная коллегия исходила из того, что все причитающиеся работнику выплаты, в том числе компенсация за неиспользованные отпуска за все годы, должны быть выплачены работнику при увольнении. Поскольку С.С.М. уволена ДД.ММ.ГГГГ, а с иском в суд о взыскании отпускных за ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то срок обращения в суд в данной части требований истицей пропущен не был (л.д.99-99-оборот).

В данном деле С.С.М., будучи уволенной ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями о взыскании недоплаченных отпускных в 2017-2019 гг. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока более чем на два года.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.10.2018 г. №38-П высказал правовую позицию, в соответствии с которой в системе действующего правового регулирования статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации призвана обеспечить возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации) и тем самым - возможность функционирования механизма гарантированной каждому судебной защиты его прав и свобод (статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе в сфере труда.

Согласно данной статье срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, по общему правилу, составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть первая); работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других причитающихся ему выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сроки, предусмотренные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, являются более короткими по сравнению с общим сроком исковой давности, определенным гражданским законодательством; выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, эти сроки не могут быть признаны неразумными и несоразмерными, поскольку направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и являются достаточными для обращения в суд, своевременность которого зависит от волеизъявления работника; сроки, пропущенные по уважительным причинам, как следует из части четвертой той же статьи, могут быть восстановлены судом, отказ же в восстановлении пропущенного срока работник вправе обжаловать в установленном законом порядке (определения от 21 мая 1999 года N 73-О, от 12 июля 2005 года N 312-О, от 15 ноября 2007 года N 728-О-О, от 21 февраля 2008 года N 73-О-О и др.).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. №15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть 4 статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений статьи 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

С.С.М., заявляя в настоящем деле требования о восстановлении пропущенного ею срока для обращения в суд с иском о взыскании недоплаченных отпускных за период с 2017-2019 гг., каких-либо причин, которые объективно препятствовали бы ей своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не привела. Более того, замещая должность заместителя начальника отдела общего обеспечения МИФНС по Республике Крым и обращаясь в 2021 г. в суд с иском о взыскании, в том числе, и отпускных за 2020 год, зная о наличии недоплаты по отпускным выплатам за более ранние периоды, истица не посчитала нужным такие требования заявлять в предыдущем гражданском деле.

Принимая во внимание, что С.С.М., будучи уволенной со службы ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с требованиями о взыскании недоплаченных отпускных за 2017-2019 гг. и процентов за нарушение сроков их выплаты с существенным нарушением установленного ч.2 ст.392 ТК РФ срока (более чем два года), при этом уважительных причин пропуска данного срока, по мнению судебной коллегии, не привела, в связи с чем у суда первой инстанции не было предусмотренных законом оснований для его восстановления.

Учитывая, что пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске, решение суда первой инстанции в части взыскания недоплаченных отпускных, процентов за нарушение сроков их выплаты подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от основного иска, в данной части решение суда также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым удовлетворить, решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 г. и дополнительное решение от 07 июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.

В иске С.С.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Крым о взыскании недоплаченных отпускных, процентов за нарушение сроков их выплаты, возмещении морального вреда отказать.

Председательствующий                                             Любобратцева Н.И.

    Судьи                                                                  Морозко О.Р.

                                                                                Новиков Р.В.

33-8815/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сизьмина Светлана Михайловна
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Любобратцева Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
24.08.2023Передача дела судье
20.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2023Передано в экспедицию
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее