Дело №2-4884/2022
УИД 60RS0001-01-2022-009279-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Псков 28 ноября 2022 года
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Бубновой Ю.В.,
с участием
истца Давыдова С.Е.,
представителя ответчика Образцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдова С. Е. к УМВД России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии и распоряжения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Давыдов С.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 №247 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Ранее единовременная социальная выплата или жилье истцу не предоставлялись, иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, не имеет. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца принято решение об отказе в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку из представленных им документов следует, что он зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его матери, но фактически не проживает в нем с 2004 года. Квартира расположена в Себежском районе и находится на удалении 200 км. от места постоянной работы истца, что не позволяет ежедневно проживать в нем без соответствующего разрешения руководителя УМВД России по Псковской области. Согласно техническому паспорту жилое помещение по адресу: <адрес> до 2018 года состояло из 3 комнат жилой площадью 42, 4 кв.м., общей площадью 64,7 кв.м., после реконструкции увеличилась общая площадь до 90,3 кв.м., жилая площадь осталась неизменной, что фактически составляет менее 15 кв.м. на человека. С января 2018 года истец проживает в <адрес> в <адрес> на основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным решение УМВД России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предусмотренное ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Истец Давыдов С.Е. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика УМВД России по Псковской области Образцова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что основанием к отказу Давыдову С.Е. в предоставлении социальной выплаты послужило то, что истец вселен в квартиру, принадлежащую его матери, расположенную по адресу: <адрес>, как член семьи, и обеспечен более 15 кв.м. на одного члена семьи.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №247-ФЗ) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О полиции», осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилья установлены в Федеральном законе от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №247-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел
Согласно ч.2 ст.4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.4 ст.4 Закона №247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.4 Закона 247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223 утверждены Правила, которые устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (п.1) (далее-Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных положений, для отнесения вселяемого к членам семьи члена семьи собственника необходимо учитывать не только родственные отношения с собственником жилого помещения, но и условия соглашения между собственником и вселяемым лицом.
Судом установлено, что истец Давыдов С.Е. в органах внутренних дел служил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в таможенной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в органах внутренних дел служит с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.50).
ДД.ММ.ГГГГ Давыдов С.Е. обратился в УМВД России по Псковской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Закона № 247-ФЗ. Стаж службы на момент подачи заявления - 22 года 08 месяцев 19 дней (л.д. 7-10).
Из приложенных к заявлению Давыдовым С.Е. документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он постоянно зарегистрирован в <адрес> <адрес>, принадлежащей на праве собственности его матери Давыдовой В.Т. Общая площадь квартиры составляет 90,3 кв.м., жилая – 41,9 кв.м. (л.д. 14,15,16,17,21-24,25-26,39-43).
С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов С.Е. проживает в квартире по адресу: <адрес> на основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением (л.д. 27-30, 31-34, 35-38). Указанная квартира принадлежит на праве общей совместной собственности сестре истца Ефремовой Е.Е. и её супругу Ефремову С.М. (л.д. 11-12,13).
Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, Давыдов С.Е. не имеет (л.д. 18).
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Псковской области, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденным распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, отказано Давыдову С.Е. в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по тем основаниям, что в <адрес> <адрес> он вселен как член семьи собственника и обеспечен жилой площадью более 15 кв.м. на одного члена семьи (л.д.53,54-55).
Приходя к выводу о законности оспариваемого истцом решения и соответствия выводов комиссии положениям части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ суд соглашается с тем, что истец зарегистрирован в квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его права на жилое помещение иначе, чем предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, в квартире имеются его вещи, имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, следовательно, на истца приходится более 15 кв.м. площади занимаемого жилого помещения.
Доводы истца о том, что он фактически проживает в другом жилом помещении в данном споре правового значения не имеют, поскольку он с 2016 года до настоящего времени продолжает быть зарегистрированным в жилом помещении матери, прекратившим либо утратившим право пользования указанным жилым помещением не признавался, исходя из положений закона, регулирующих права членов семьи собственника жилого помещения, и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что факт проживания истца в другом месте на право пользования данным жилым помещением не повлиял, за истцом сохраняется право пользования жилым помещением на прежних условиях. Удаленность данного жилого помещения от места службы не влияет на учет обеспеченностью жилой площадью.
Доводы истца о том, что исходя из жилой площади <адрес> <адрес> обеспеченность его жилой площадью составляет менее 15 кв.м. с учетом зарегистрированных лиц (41,9/3=13,96 кв.м.) являются необоснованными, поскольку в силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ обеспеченность на одного члена семьи определяется исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое решение ЖБК УМВД России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования Давыдова С.Е. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.