Дело № 2-708/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 30 января 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Долговой С.О., с участием представителя истца Драгомирецкого Г.В., представителя ответчика Пастырского Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Добровольскому Владимиру Александровичу о взыскании задолженности по договору о размещении нестационарного торгового объекта,
установил:
Администрация города Ялта Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Добровольскому Владимиру Александровичу (далее - ответчик, ИП Добровольский В.А.), согласно которому просит взыскать с ответчика в пользу Администрации денежную сумму в размере 360 000 рублей по договору о размещении нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта от 8 июня 2015 г. №<номер> (далее - Договор), на право размещения нестационарного торгового объекта №<номер> (лоток), расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Пушкинская, напротив кафе «Кофеин» (лот №<номер>).
В обоснование заявленных требований истцом указано, что предметом заключенного между сторонами договора является право ИП Добровольского В.А. на размещение нестационарного торгового объекта №<номер> (лоток) (далее - НТО), в связи с чем ответчик обязан обеспечить размещение данного объекта в соответствии с требованиями паспорта НТО. Пунктом 3.1 и 3.2 договора предусмотрено, что размер платы по договору определен по результатам конкурса и составляет 480000,00 рублей. Оплата производится ежегодно по 120000,00 рублей. Однако, за ИП Добровольским В.А. числится задолженность в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в сумме 360000,00 рублей, в том числе, за 2016 год - 120000,00 рублей, за 2017 год - 120 000,00 рублей, за 2018 год - 120 000,00 рублей. Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 7 октября 2019 г. дело № А83-10473/2019 с указанными требованиями, выделенными в отдельное производство, передано в Верховный Суд Республики Крым для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 18 ноября 2019 г. материалы гражданского дела направлены по подсудности в Ялтинский городской суд Республики Крым для рассмотрения по существу.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2019 г. гражданское дело принято к производству суда, назначено к разбирательству в судебном заседании.
Представитель истца по доверенности Драгомирецкий Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя по доверенности Пастырского Е.В., который возражал против удовлетворения иска, дав пояснения, аналогичные изложенным письменно возражениям. При этом указал, что Добровольским В.А. была произведена оплата за 2015 год, а остаток денежных средств за 2016-2018 гг. не оплачен поскольку данный НТО не был размещен в связи с изменением жизненных обстоятельств у ответчика. Также Администрацией города не был составлен акт приемочной комиссии, в связи с чем у ИП Добровольского В.А. отсутствовали основания для размещения НТО и его эксплуатации, в связи с чем взыскание платы за размещение ответчик считает необоснованным.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 8 июня 2015 г. между Администрацией и ИП Добровольским В.А. был заключен Договор, согласно которого Администрация предоставляет ответчику право на размещение НТО №<номер> (лоток) в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, утвержденной постановлением Администрации от 10 апреля 2015 г. №<номер> «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» по адресу: г. Ялта, ул. Пушкинская, напротив кафе «Кофеин» (лот №<номер>) по результатам Конкурса на основании протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок конкурса от 04 июня 2015 г. №<номер> и в соответствии со схемой размещения НТО (пункт 1.1 Договора (т. 1 л.д. 16-19).
Пунктом 1.2 Договора установлен срок действия до 31 декабря 2018 г.
Согласно пункту 2.2.1 Договора Администрация обязана предоставить ИП Добровольскому В.А. право на размещение НТО по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта для продажи экскурсионных билетов - сезонный (ежегодно с 1 мая по 31 октября).
ИП Добровольский В.А. в свою очередь обязан обеспечить размещение НТО в соответствии с требованиями паспорта НТО, который является неотъемлемой частью настоящего Договора, в сроки, установленные «Порядком размещения НТО, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта» (пункт 2.4.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.4.5 Договора ответчик обязан своевременно и полностью внести плату по настоящему договор в размере и порядке, установленном настоящим Договором. По требованию Администрации предъявить копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за размещение НТО.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Договора, размер платы по договору определен по результатам конкурса и составляет 480000,00 рублей. Оплата производится ежегодно по 120000,00 рублей.
В целях досудебного урегулирования возникшего спора 10 сентября 2018 г. Администрация уведомила ИП Добровольского В.А. о том, что по состоянию на 11 сентября 2018 г. за ответчиком числится задолженность в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым за 2016-2018 гг. в сумме 360000,00 рублей, в связи с чем просит в кратчайшие сроки погасить данную задолженность (т. 1 л.д. 18). Согласно уведомлению о почтовом отправлении данная претензия была получена ИП Добровольским В.А. 27 сентября 2018 г.
Как следует из материалов дела, данная претензия ответчиком была оставлена без ответа, что послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании образовавшейся задолженности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21 июня 2019 г. ИП Добровольский В.А. 8 февраля 2019 г. прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения (т. 1 л.д. 19-22).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
В силу статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 10 апреля 2015 г. №<номер> «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов до 31 декабря 2018 г.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 8 апреля 2016 г. №<номер> внесены изменения в постановление администрации города Ялты №<номер>, из текста приложения № 1 «Порядок размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта» исключено словосочетание «акт приемочной комиссии».
Нестационарные торговые объекты не являются объектами недвижимого имущества, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно вышеизложенному, Договором предусмотрено, что ответчик обязан своевременно и полностью внести плату в размере и порядке, установленном настоящим Договором. Размер платы по договору определен по результатам конкурса и составляет 480000,00 рублей. Оплата производится ежегодно по 120000,00 рублей.
Как установлено материалами дела, и не отрицается ответчиком, ИП Добровольским В.А. была произведена оплата за 2015 год в сумме 120000,00 рублей, а остаток денежных средств в сумме 360000,00 рублей не оплачен, в связи с чем ответчиком был нарушен пункт 2.4.5 Договора.
В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ всилу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Суд считает расчет задолженности по Договору, произведенный истцом, правильным, соответствующим нормам права и обстоятельствам дела (т. 1 л.д. 38). Контррасчет в материалы дела ответчиком представлен не был.
В связи с тем, что доказательства уплаты арендной платы за спорный период размещения НТО на принадлежащем истцу земельном участке ответчиком представлены не были, суд считает требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 360000,00 рублей правомерными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией не был составлен акт приемочной комиссии, а также отсутствовали доказательства передачи места размещения НТО, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности по внесению арендной платы, признаются судом несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают ненадлежащее исполнение истцом своих обязательств по Договору.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик обращался в Администрацию с письмами о невозможности размещения НТО не по своей вине, в связи с чем, суд считает, что доводы ответчика в указанной части не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на уклонение от исполнения обязательств об оплате по Договору.
Довод представителя ответчика о том, что надлежащим правовым результатом оформления отношений с администрацией и предпосылкой для внесения платы должно быть именно размещение НТО на земельном участке, основан на неверном понимании норм материального права. Напротив, установив специальный порядок регламентации отношений по размещению НТО, законодатель исключил необходимость формирования земельных участков незначительного размера для временного их предоставления под движимые объекты.
По результатам конкурса и заключения договора ответчик получил право на размещение НТО. Возможность воспользоваться данным правом является субъективным желанием лица, получившего данное право. Действующее законодательство не дает оснований полагать, что в период фактического отсутствия НТО обязанность по оплате за право его размещения отсутствует.
Причины, по которым индивидуальный предприниматель участок не использовал (что объективно и документально не доказано) и не размещал НТО, не влекут освобождение от уплаты долга.
В такой ситуации, учитывая возможность фактического размещения НТО ответчика на согласованном месте в спорный период и отсутствия доказательств воспрепятствования Администрацией в осуществлении торговой деятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
На основании положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6800 рублей, что пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации города Ялта Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с Добровольского Владимира Александровича в пользу Администрации города Ялта Республики Крым задолженность по договору №<номер> от 8 июня 2015 г. на право размещения нестационарного торгового объекта №<номер> в размере 360000 (триста шестьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Добровольского Владимира Александровича в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 6800 (шесть тысяч восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 04.02.2020