Дело № 2-1095/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Лах М.М.,
с участием истца – ФИО3,
представителя истца – ФИО7
представителя ответчика – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии,
установил:
27.12.2022 года ФИО3 обратилась в суд с иском Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии. Мотивирует исковые требования тем, что 31.08.2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 09.12.2021 года № 318013/21 в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия необходимого документально подтвержденного льготного стажа. При этом определенные периоды работы безосновательно не были учтены. Решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости основано на формальном несоответствии наименования должности истца, указанной в Списках работ, профессий, должностей, специальности и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, без надлежащего анализа совокупности доказательств, безусловно свидетельствующих об осуществлении истцом деятельности в отделениях ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница». Учитывая изложенное, просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № 318013/21 от 09.12.2021 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы: с 17.03.1998 по 08.01.2015 года; обязать пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды: с 06.09.2019 по 07.09.2019 года; с 12.11.2020 по 13.11.2020 года; 31.08.2021 года – дни отдыха, предоставляемые донорам непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов для переливания; нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 года № 55-ЗРК/2014; назначить ей досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; взыскать с ответчика судебные расходы, в том числе на оказание юридических услуг.
Истец ФИО3 и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против исковых требований, указав о том, что действия пенсионного органа при выполнении функций по назначению и выплате пенсии совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным действующим законодательством.
Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлено, что 23.08.2021 года истец ФИО3 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.44-46).
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № 318013/21 от 09.12.2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимого документально подтвержденного льготного стажа с применением положений части 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (л.д.8-9, 39-40).
В расчет специального страхового стажа по п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не учтен период работы с 17.03.1998 г. по 08.01.2015 г. заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.
Общий страховой стаж, учтенный пенсионным органом, составил 25 лет 10 месяцев, специальный страховой стаж – 06 лет 5 месяцев 14 дней.
Проверяя законность такого решения, суд учитывает следующее.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с вредными условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 11 Правил определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа во включении истцу ФИО3 периода работы с 17.03.1998 по 08.01.2015 года в специальный стаж послужило то обстоятельство, что должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом не предусмотрена Списком № 781.
Судом установлено, что согласно данным трудовой книжки АР № от 17.03.1998 года, истец ФИО3 (ФИО10. 17.03.1998 года принята на работу на должность заведующей Фельдшерско-акушерского пункта с. Залесье; 12.02.2004 года фельдшерско-акушерский пункт с. Залесье передан в коммунальную собственность Перовского сельского совета; 13.03.2007 года Залесский фельдшерско-акушерский пункт передан в управление Симферопольского медицинского территориального объединения; 01.01.2013 года переведена на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом с. Залесье, фельдшера Центра первичной медико-санитарной помощи Симферопольского района; 09.01.2015 года переведена на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом с. Залесье – фельдшера Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Симферопольская центральная районная клиническая больница» (л.д.144-145).
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе «наименование должностей» Списка № 464 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 № от 22.09.1993 № 953) предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности; и врачей и среднего медицинского персонала, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии со Списком № 781 в разделе «наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт, а также центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
В разделе «наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушерка, медицинская сестра)».
Работа в должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом» без совмещения профессии Списком не предусмотрена.
При этом, номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № 395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и п.2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» относится к среднему медицинскому персоналу, что подтверждается Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденным приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 года № 1000.
Согласно указанному Положению, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, на который возлагается оказание населению доврачебной медицинской помощи, своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны, проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, на него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров. Фельдшерско-акушерский пункт возглавляет заведующий.
Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 № 566 утверждено Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, согласно которому на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера и фельдшера-акушерки. Заведующий несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, составляет план работы, руководит работой персонала, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности пункта, в этих целях ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направляет больных в соответствующее лечебное учреждение, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, проводит простейшие лабораторные исследования, профилактические прививки, лечебный массаж, противоэпидемические мероприятия и т.п.
Приказом Минздрава СССР № 900 от 26.09.1978 утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, в которых установлены должности заведующего (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), средний медицинский персонал (акушерка, патронажная медицинская сестра).
Согласно Положению о фельдшерском здравпункте Приложение № 5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 года № 130 фельдшерский здравпункт – структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д.
Таким образом, работа в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом является деятельностью по охране здоровья в учреждении здравоохранения, что является одним из условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
При этом, разрешая требования истца о включении в специальный стаж спорного периода работы, суд учитывает, что с 02.04.2001 по 05.08.2001 года, с 01.10.2008 по 03.02.2009 года истец находилась в отпуске по беременности и родам; с 06.08.2001 по 24.05.2004 года, с 04.02.2009 по 20.11.2012 года, с 05.05.2011 по 20.11.2011 года, с 04.08.2011 по 20.11.2011 года – в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (л.д.87).
В период нахождения в отпуске по беременности и родам истец не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем оснований для применения льготного порядка исчисления стажа за оспариваемые периоды не имеется.
Также согласно разъяснениям п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в период работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992, времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР»), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2020 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» из которых следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В настоящем случае периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком имели место после 06.10.1992 г., в связи с чем правовых оснований для их включения в специальный страховой стаж не имеется.
При этом, как следует из справки работодателя от 27.07.2021 года № 3386, и Акта документальной проверки первичных документов, подтверждающих работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии от 11.10.2021 года № 1, приказом от 04.04.2011 года № 2089 ФИО3, заведующую фельдшерско-акушерским пунктом с. Залесье, считать работающей на неполный рабочий день 0,9 ставки, с сохранением отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста 04.04.2011 года»; 01.06.2011 считать работающей на неполный рабочий день 0,9 ставки (приказ № 3136 от 19.05.2011 года); 14.11.2011 года считать работающей во время отпуска по уходу за ребенком до 3- лет (приказ № 8860 от 11.11.2011 года) (л.д.87, 95-97).
Таким образом, несмотря на то, что в периоды отпуска по уходу за ребенком истец ФИО11 осуществляла трудовую деятельность на должности, дающей право на назначение льготной пенсии, оснований для включения этих периодов работы в специальный стаж не имеется, поскольку истцом не выработана продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по данной должности.
При таких обстоятельствах, в льготный стаж подлежат включению периоды работы: с 17.03.1998 по 01.04.2001 года; с 25.05.2004 по 30.09.2008 года; с 21.11.2011 по 08.01.2015 года.
Периоды дней отдыха, предоставляемых донорам непосредственно после каждой сдачи крови и ее компонентов для переливания, также необоснованно не были включены пенсионным органом в льготный стаж, ввиду следующего.
В силу статьи 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
С учетом приведенных положений законодательства, принимая во внимание, что за истцом в донорские дни сохранялся средний заработок по основному месту работы, то дни сдачи крови и последующие за ними дни отдыха подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, а именно с 06.09.2019 по 07.09.2019 года; с 12.11.2020 по 13.11.2020 года; 31.08.2021 года.
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 09.12.2021 года № 318013/21 из подсчета льготного стажа истца также исключены региональные праздники: 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 19.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года; 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 18.03.2021 года, 13.05.2021 года, 21.06.2021 года, 20.07.2021 года.
Между тем данный отказ органа пенсионного обеспечения необоснован, поскольку согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни.
Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» устанавливает официальные праздники и памятные даты в Республике Крым, а также регулирует вопросы объявления и организации проведения в Республике Крым религиозных и национальных праздников.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отсутствие в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ, в связи с чем данные периоды также подлежат включению в специальный стаж ФИО3
С учетом включенных судом периодов работы истца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, специальный страховой стаж составляет менее требуемых 25 лет.
Согласно предварительному расчету, предоставленному пенсионным органом, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную пенсию, составляет 24 года 2 месяца 20 дней (л.д.227).
Учитывая изложенное, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ удовлетворению не подлежат, ввиду отсутствия необходимого специального страхового стажа в размере 25 лет.
Что касается требования о возмещении судебных расходов, суд учитывает следующее.
В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, истец при подаче иска оплатила государственную пошлину в размере 300 руб. (л.д.17).
На основании договора на оказание юридических услуг № 13 от 20.12.2021 года (л.д.15-16), истец понесла расходы на сумму 5 000 руб. (л.д.204).
Вместе с тем, поскольку в удовлетворении основного требования о назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано, требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым № 854 от 14.12.2021 года в части невключения в стаж работы ФИО3 периодов, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ФИО3 периоды работы: с 17.03.1998 по 01.04.2001 года; с 25.05.2004 по 30.09.2008 года; с 21.11.2011 по 08.01.2015 года;
дни отдыха, предоставляемые донорам непосредственно после каждой сдачи крови и ее компонентов для переливания: с 06.09.2019 по 07.09.2019 года; с 12.11.2020 по 13.11.2020 года; 31.08.2021 года;
дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 19.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года; 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 18.03.2021 года, 13.05.2021 года, 21.06.2021 года, 20.07.2021 года.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 27.05.2022 года.