-1-инстанция: ФИО2
2-инстанция: ФИО3, ФИО4 (докладчик), ФИО5
УИД 76RS0№-42
Дело №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 марта 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО9
судей ФИО6, ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Территориальная генерирующая компания №» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-447/2023),
по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО10 на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, выслушав путем организации видеоконференц-связи объяснения ФИО1 и его представителя - ФИО10, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ООО «УК Ярославский регион» ФИО8,
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №» о признании незаконными действий ПАО «ТГК-2» по расчету платы за поставляемую
тепловую энергию исходя из норматива потребления в многоквартирных домах № и № по <адрес>; признании незаконным начисление платы ПАО «ТГК-2» за поставляемую тепловую энергию в помещении № (гараж), расположенном в подземной парковке указанных многоквартирных домов № и №; взыскании с ПАО «ТГК-2» переплаты по коммунальной услуге «отопление» за период с апреля 2021 года по май 2022 года в сумме 12 902, 66 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником <адрес> общей площадью 86,9 кв.м, кадастровый №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Поставка тепловой энергии в многоквартирный дом осуществляется ПАО «ТГК-2». Учет поставляемой тепловой энергии осуществляется посредством общего домового прибора учета (ОДПУ), установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. ОДПУ введен в эксплуатацию, поверен и находится в рабочем состоянии. С апреля 2021 г. расчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» стал производиться ПАО «ТГК-2» по нормативу потребления, что в свою очередь привело к завышению стоимости коммунальной услуги. Поводом для принятия решения о расчете платы исходя из норматива потребления послужил тот факт, что учет потребляемой многоквартирными домами № и № тепловой энергии осуществляется одним ОДПУ, в связи с чем такой прибор учета не может считаться коммерческим, объем коммунального ресурса не может считаться корректным. Истец считает такое решение незаконным и необоснованным. Отдельная почтовая нумерация домов не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о том, что данные здания являются отдельными, конструктивно разделенными многоквартирными домами. Многоквартирные <адрес> № фактически являются единой строительной конструкцией, имеющей единые фундамент, внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, в том числе, теплоснабжения, помещения общего пользования, а также единое архитектурное решение. Такая организация системы теплоснабжения, при которой два дома имеют единый тепловой пункт с одним ОДПУ, осуществляющим учет поставленной тепловой энергии сразу на оба дома, предусмотрена проектной документацией, на основании и в соответствии с которой многоквартирные <адрес> № были построены и введены в эксплуатацию. Действия ПАО «ТГК-2» по расчету платы за отопление исходя из норматива потребления, привели к образованию переплаты истцом по коммунальной услуге «отопление» за период с апреля 2021 г. по май 2022 г. в сумме 12 902,66 руб. Кроме того, в адрес истца регулярно поступают платежные документы на оплату отопления в помещении № (гараж), находящегося в подземной парковке домов. Истец считает, что начисление платы за данный ресурс производится незаконно, поскольку с момента введения домов в эксплуатацию тепловая энергия туда не поставлялась.
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №» оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 - ФИО10 просит отменить принятые судебные постановления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что такие нарушения были допущены при рассмотрении дела.
При рассмотрении дела судами установлено, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: пом.1 (жилое помещение с кадастровым номером №, нежилое помещение (гараж) с кадастровым номером № (1/8 доли в праве собственности на нежилое помещение).
Из технических паспортов на жилые <адрес> № по <адрес>, актов допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, проекта застройки жилых домов, заключения специалиста №.03-01з от 10.03.2023г., пояснений сторон, третьих лиц, свидетеля установлено, что данные многоквартирные дома возводились как отдельные строения (объекты недвижимости), с единым тепловым узлом (с двумя приборами учета тепловой энергии на автостоянку и на жилые помещения домов), с общей отапливаемой автостоянкой. Проект застройки 2002 г. предусматривает в жилых домах и на автостоянке систему отопления и систему вентиляции, что следует из плана системы вентиляции и технический паспорт теплового узла.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 19, 25, 26, 28, 36, 153, 155, 157 Жилищного кодекса РФ, статьи 290 Гражданского кодекса РФ, статей 14, 24, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», исходил из того, что на данный момент многоквартирные <адрес> № являются самостоятельными объектами недвижимости, состоящими на кадастровом учете и имеющие отдельные технические паспорта, в которых отсутствует общий домовой прибор учета тепловой энергии, отвечающий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Приборы учета, установленные в указанных домах, учитывают объем коммунального ресурса двух самостоятельных объектов недвижимости. В настоящее время изменения в техническую документацию домов и в ЕГРН не внесены, и могут быть внесены лишь при соблюдении вышеуказанных условий. Приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных домах № и №, не могут быть признаны коллективными (общедомовыми) приборами учета без признания указанных домов одним многоквартирным домом, без внесения изменений в техническую документацию в ЕГРН.
Таким образом, при определении порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию, ПАО «ТГК-2», исходит из данных, содержащихся в настоящее время в ЕГРН, подтверждающих существование данных многоквартирных домов как отдельных объектов недвижимости и руководствуется нормами Жилищного законодательства РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что спорный прибор учета, установленный в многоквартирном <адрес>, не отвечает
признакам ОДПУ, поскольку учитывает объем коммунального ресурса нескольких самостоятельных объектов недвижимости: многоквартирного <адрес> многоквартирного <адрес> соответственно, для заявленного истцом перерасчета платы за услугу «отопление», за период с апреля 2021 г. по май 2022 г. в <адрес>, исходя из показаний прибора учета, установленного в <адрес>, оснований не имеется, ответчиком обоснованно начисляется плата ФИО1 за поставляемую тепловую энергию в доме исходя из норматива потребления, соответственно, не усмотрел нарушения прав истца как потребителя, кроме того, произведенное переустройство автостоянок дома является самовольным, выполнено с нарушением установленного порядка, без получения требуемых в соответствии с законом согласований, ввиду чего отказ собственников от услуги по отоплению в помещении автостоянки, не является основанием для освобождения от оплаты данной услуги.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в данном случае тепловая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила №.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учетный способ определения объема поставленных и подлежащих оплате энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным по отношению к расчетным способам определения объема ресурса, когда приборы учета отсутствуют (статья 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ № отметил, что правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за энергетические ресурсы.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона № 190-ФЗ).
Пунктом 8 Правил № установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме (решение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ12-1326).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Пункт 1 части 3 и часть 4 статьи 29 названного Федерального закона также определяют, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 этого Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений таких параметров микроклимата помещений, как температура воздуха внутри здания или сооружения, требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий; расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях.
По смыслу приведенных норм, система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Приведенное правовое регулирование исключает возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий.
При рассмотрении дела ФИО1 указывал, что жилые <адрес>, № имеют единую внутридомовую систему инженерно-технического обеспечения: прибор учета тепловой энергии, по показаниям которого определяется количество тепловой энергии, потребленной в <адрес> на отопление, установлен в <адрес>, который и учитывает потребление коммунального ресурса двух отдельных многоквартирных домов, соединенных последовательно транзитными сетями отопления, фактически МКД № и МКД № являются единой строительной конструкцией, имеют единый фундамент, внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, в том числе, теплоснабжения, помещения общего пользования, а также единое архитектурное решение.
В обоснование своих доводов истец представил доказательства отсутствия технической возможности установки отдельного общедомового прибора учета тепловой энергии на систему отопления и горячего водоснабжения для МКД №: заключение специалиста ООО «СНИП ЦЕНТР» №.03-01з от ДД.ММ.ГГГГ
Судами первой и апелляционной инстанций также установлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный в одном из домов, учитывает потребление коммунального ресурса жилых домов №, №, при этом многоквартирные дома имеют общую систему отопления и водоснабжения, которые подключены в общем тепловом пункте, расположенном в многоквартирном <адрес>.
При этом, в системе действующего нормативно-правового регулирования не определено, каким образом в такой ситуации должен осуществляться учет тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, имеющих единую внутридомовую систему, в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения и учет поставленной в них тепловой энергии может быть осуществлен только одним прибором учета.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, многоквартирный дом должен быть оснащен ОДПУ только при наличии технической возможности для его установки.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
В соответствии с пунктом 2 Приложения № к Приказу №/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Таким образом, согласно приведенным правовым актам одним из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета являются случаи, когда установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем.
Вместе с тем, судами не выяснено, имеется ли техническая возможность разделения системы отопления и водоснабжения и установки общедомовых приборов учета в жилых домах №, №, не исследована проектная документация, предусматривающая установку на ОДПУ на ГВС, применение иных проектных решений при возведении МКД, отличных от указанных в проектной документации.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, судами не приняты во внимание и данный вопрос при рассмотрении дела не выяснялся.
Допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, в связи с чем решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем доказательствам и доводам сторон и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░