Решение по делу № 33-372/2018 от 15.01.2018

Судья Каменев А.Б. №33-372/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 февраля 2018 г. г.Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

судей Степановой Т.Г., Глушенко Н.О.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 23.11.2017 по иску Горыниной М. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, Цариковой Ю. А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горынина М.В. обратилась в суд с иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Комитет преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, далее в т.ч. Министерство), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (в ходе рассмотрения дела произведена замена на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия) по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....). Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. В результате проведенных ООО "(...)" кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка было установлено, что исторически сложившиеся границы земельного участка пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами (...). Решением Управления Росреестра по Республике Карелия от 03.08.2017 отказано в учете изменений объекта недвижимости. Указывает, что на земельном участке с кадастровым номером (...), предоставленном в аренду Цариковой Ю.А., находятся фундамент и беседка, принадлежащие ей (истцу). На земельном участке с кадастровым номером (...) расположены принадлежащие ей колодец и сарай. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером (...), который находится в федеральной собственности. Полагает, что в результате неправомерных действий органов власти, утвердивших схемы расположения вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами (...), вследствие неверного определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (...), нарушены ее права как собственника земельного участка, за согласованием границ к ней никто не обращался. Ссылаясь на положения ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГК РФ), истец просила устранить препятствия в пользовании земельным участком (...) путем прекращения аренды на земельный участок, аннулировании сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами (...).

Впоследствии истец изменила исковые требования, просила устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером (...) путем исключения из площади участка (...) площадь пересекающегося с ним ее участка от точки до точки в системе координат МСК-10 ((точки: (...)); прекратить договор аренды между администрацией Лахденпохского муниципального района и Цариковой Ю.А., аннулировать сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...).

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество", администрация Лахденпохского муниципального района (далее в т.ч. Администрация), Царикова Ю.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Козлов О.Д., Ипатов Ю.Н.

Определением суда производство по делу в части требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Федеральному агентству лесного хозяйства, Государственному казенному учреждению Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество" об исключении из площади земельного участка (...) части земельного участка площадью (...) кв.м от точки до точки , пересекающейся с земельным участком с кадастровым номером (...), прекращено в связи с отказом истца от требований в указанной части.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Из Единого государственного реестра недвижимости исключены реестровые записи о земельных участках (сведения о земельных участках): с кадастровым номером (...), местоположение: (.....), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, общей площадью (...) кв.м, с кадастровым номером (...), местоположение: (.....), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), общей площадью (...) кв.м.

Признан недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером (...), заключенный (...) между администрацией Лахденпохского муниципального района и Цариковой Ю.А.

Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости) исключены сведения о праве аренды Цариковой Ю.А. на земельный участок с кадастровым номером (...), запись о регистрации от (...) .

С решением суда не согласно Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель Пеуша А.И., действующий на основании доверенности, просит его изменить, исключить Министерство из числа ответчиков. В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерство действий по формированию земельных участков с кадастровыми номерами (...), (...), постановке на кадастровый учет и предоставлению их на каком-либо праве гражданам не осуществляло. Министерство прав Горыниной М.В. на земельный участок с кадастровым номером (...) не нарушало, формирование спорных участков осуществлялось до передачи полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, администрацией Лахденпохского муниципального района. Отмечает, что сведения о земельном участке истца должны были учитываться администрацией Лахденпохского муниципального района при формировании земельных участков с кадастровыми номерами (...). Считает, что действия Администрации привели к постановке на кадастровый учет земельных участков с наложением границ, что привело к нарушению прав истца. Полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку прав истца не нарушало. Отмечает, что в результате неправильного определения надлежащего ответчика по делу Министерство несет риск возложения на него судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца – Сутягин А.Н., действующий на основании доверенности, полагал решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства Пеуша А.И., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Заслушав представителя Министерства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из разъяснений, данных в п.45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в силу ст.ст.304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от (...) Горынина М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (.....).

Ранее, решением от (...) Исполнительного комитета Райваттальского сельского Совета народных депутатов Козлову О.Д. был отведен земельный участок мерою (...) га в (.....) для строительства дачного дома.

Постановлением администрации Райваттальского сельского Совета от (...) в дополнение к решению Козлову О.Д. дополнительно выделен земельный участок мерой (...) га для ведения подсобного и садово-огороднического хозяйства. Из земель Райваттальского сельского Совета изъят земельный участок мерой (...) га в (.....) и передан в собственность Козлову О.Д. земельный участок в размере (...) га в (.....) (в т.ч. (...) га ранее выделенные).

Козлову О.Д. (...) выдано свидетельство на право собственности на землю .

Постановлением управляющего администрации п.Хийтола от (...) уточнена площадь земельного участка, предоставленного Козлову О.Д., уточненный размер - (...) кв.м.

(...) между Козловым О.Д. и Ипатовым Ю.Н. был заключен договор купли-продажи земельного участка. (...) выдано свидетельство о государственной регистрации права Ипатова Ю.Н. на земельный участок с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенный по адресу: (.....).

(...) между Ипатовым Ю.Н. и Горыниной М.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (...).

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по РК от (...) на основании сведений, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия в отношении указанного выше земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены изменения: в графе "адрес (местоположение) с "(.....)" на "земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала (.....)"; в графе "кадастровый номер" с "(...)" на "(...)"; в графе "площадь" с (...) на (...).

(...) Горынина М.В. обратилась в Управление Росреестра по РК с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, представив межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером (...).

(...) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку при проверке представленного межевого плана установлено, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером (...) пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами (...) и в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: (.....), поставлен на кадастровый учет (...). Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные". Земельный участок на основании постановления администрации Лахденпохского муниципального района от (...) предоставлен в аренду Цариковой Ю.А. по договору аренды от (...), заключенному между администрацией Лахденпохского муниципального района и Цариковой Ю.А., дата государственной регистрации аренды - (...). (...) Царикова Ю.А. обратилась в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка в связи с невозможностью использования по назначению, поскольку на земельном участке находится строение, право на земельный участок зарегистрировано за иным гражданином. Администрацией подготовлено и направлено в адрес Цариковой Ю.А. дополнительное соглашение о расторжении договора аренды, указано о необходимости произвести государственную регистрацию соглашения. По сообщению Сортавальского отдела Управления Росреестра по Республике Карелия от (...) Царикова Ю.А. с соглашением о расторжении договора аренды земельного участка от (...) не обращалась.

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), расположенный по адресу: (.....), поставлен на кадастровый учет (...). Сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера – (...). Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, как и данные о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, отсутствуют.

Дав оценку доводам сторон, представленным по делу доказательствам, по мотивам, изложенным в решении, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что формирование земельных участков с кадастровыми номерами (...) произведено с нарушением норм действовавшего в тот период законодательства, поскольку местоположение границ указанных земельных участков определено без соблюдения процедуры согласования со смежным землепользователем в соответствии с требованиями ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на период спорных правоотношений, образования земельных участков с кадастровыми номерами (...)) при наличии фактического землепользования в отношении участка истца. Данные обстоятельства в т.ч. подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции межевыми планами, подготовленными в связи с образованием указанных земельных участков.

Фактическое наложение границ земельных участков нарушает права истицы, как собственника принадлежащего ей земельного участка, препятствует осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с чем судом правомерно удовлетворен иск Горыниной М.В. и исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанных земельных участках с кадастровыми номерами (...), а также и сведения о праве аренды Цариковой Ю.А. на земельный участок с кадастровым номером (...) ввиду отсутствия объекта права.

При установленных обстоятельствах, исходя из положений ч.3 ст.196 ГПК РФ и учитывая предъявленные истцом исковые требования, судебная коллегия полагает, что указание в решении, в т.ч. его резолютивной части, на признание недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), заключенного (...) между администрацией Лахденпохского муниципального района РК и Цариковой Ю.А., подлежит исключению.

Доводы жалобы о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.

Как следует из представленных в дело документов, межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, которому в последующем присвоен кадастровый номер (...), постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от (...) по заявлению (...). в интересах (...) в соответствии с положениями ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в указанный период, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет (...), сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные".

Согласно ч.7 ст.72 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановление Правительства РК от 02.11.2017 №390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, в т.ч. осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно п.п.19, 49, 50 Положения Министерство в т.ч. осуществляет согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральным законодательством; обеспечивает государственную регистрацию прав Республики Карелия на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, а также постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, подлежащих отнесению к собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена; направляет в пределах своей компетенции в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, предусмотренных федеральным законодательством.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", по указанному делу в т.ч. Министерство обоснованно признано надлежащим ответчиком.

Таким образом, решение суда основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 23.11.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.

Исключить из решения суда, в т.ч. его резолютивной части (абз.3), указание о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), заключенного (...) между администрацией Лахденпохского муниципального района и Цариковой Ю. А..

Председательствующий

Судьи

33-372/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Горынина М.В.
Ответчики
Министерство по природопользованию и экологии РК
Царикова Ю.А.
Министерство имущественных и земельных отношений РК
МТУ Росимущества в Мурманской области и РК
Федеральное агентство лесного хозяйства
Администрация Лахденпохского муниципального района
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Другие
Козлов О.Д.
Сутягин А.Н.
Администрация Хийтольского сельского поселения
Ипатов Ю.Н.
Управление Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Рогова Ирина Валерьевна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
16.01.2018Передача дела судье
06.02.2018Судебное заседание
22.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее