Дело № 2-3128/2024

64RS0043-01-2024-004446-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2024 года г. Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Коробковой А.С.,

с участием помощника прокурора Волжского района г. Саратова ФИО3, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова, действующего в интересах ФИО1, к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Волжского района г. Саратова обратился в суд в защиту прав и законных интересов ФИО1 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного.

Установлено, что на основании постановления мэра г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с которым ей передано жилое помещение дома по
<адрес>.

Согласно договору данное помещение состоит из 3 комнат в отдельной квартире общей площадью 27,2 кв.м, в том числе жилой 20,1 кв.м.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ условия проживания в жилой квартире по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.26545-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

На территории муниципального образования «Город Саратов» действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ
, в рамках которой подлежат расселению многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что дом (лит. А) признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, в Программу он не вошел.

Кроме того, распоряжением администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Номер очереди ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1727.

Заключением управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана малоимущей.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на имевшиеся объекты недвижимости ФИО1 отсутствуют.

Прокурор Волжского района г. Саратова указывает, что непредоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и находящегося в черте муниципального образования «Город Саратов», является незаконным, в результате чего нарушаются жилищные права граждан и создается угроза их жизни и безопасности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен квартиры по адресу: <адрес>, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования «Город Саратов».

Помощник прокурора Волжского района г. Саратова ФИО3, истец ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражений.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ договор социального найма подлежит заключению в отношении реально занимаемого гражданами жилого помещения, предоставленного в соответствии с требованиями ЖК РФ.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст.ст. 85, 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем изолированного жилого помещения, состоящего из трех комнат в отдельной квартире общей площадью 27,2 кв.м, в том числе жилой 20,1 кв.м, по адресу: <адрес>.

Согласно копии паспорта ФИО1 зарегистрирована в данном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ условия проживания в жилой квартире по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.26545-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирным домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,2 кв.м непригодным для проживания, предусмотренных п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, кроме того администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова предписано провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в жилом помещении, на условиях социального найма жилого помещения в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателем, жилого помещения общей площадью менее ранее занимаемого.

Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирным домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Несмотря на то, что распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ был установлен трехмесячный срок по отселению жильцов, до настоящего времени органом местного самоуправления взятые на себя обязательства по отселению граждан из аварийного жилья не исполнены, иное благоустроенное жилое помещение истцу по договору социального найма в порядке ст. 89 ЖК РФ не предоставлено.

На территории муниципального образования «Город Саратов» действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ
, в рамках которой подлежат расселению многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом по <адрес> в данную программу не включен.

Распоряжением администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Номер очереди ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1727.

Заключением управления по труду и социальному развитию администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана малоимущей.

Согласно сведениям, предоставленным из ЕГРН, ФИО1 другого жилья на праве собственности или ином праве не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Волжского района г. Саратова главе муниципального образования «Город Саратов» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства

Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В соответствии со ст.ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г., утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст.15 ЖК РФ).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что
ФИО1, проживающая по договору социального найма в жилом помещении, признанном в установленном порядке аварийным, проживание в котором создает реальную угрозу для жизни людей, является объективно нуждающейся в предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Доводы представителя ответчика о том, что законодательством не установлено конкретных сроков, в которые должно быть проведено отселение жильцов из домов, признанных непригодными для проживания не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку факт нарушения жилищных прав истца нашел свое подтверждение в рамках судебного разбирательства и проживание в данном жилом помещении представляет угрозу для жизни и здоровья нанимателя и его членов, кроме этого, срок отселения из занимаемых помещений установлен распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что истцу по договору социального найма ранее предоставлялась жилое помещение общей площадью 27,2 кв.м., то при определении площади вновь предоставляемого истцу жилого помещения следует учитывать площадь помещения – 27,2 кв.м.

Предоставление гражданам в связи с невозможностью проживания в непригодном жилом помещении другого жилого помещения носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и предполагает улучшение жилищных условий только с точки зрения безопасности.

На основании изложенного, учитывая, что мероприятия по предоставлению ФИО1, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не исполнены в течение длительного времени, другого жилого помещения истец не имеет, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 6450011003) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░
) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 27,2 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-3128/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Волжского района г. Саратова
Абдурахманова Елена Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
Администрация Волжского района г. Саратова
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
09.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее