Дело № 3а-142/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 13 мая 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Боровского В.А.,
при помощнике судьи К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
АО «Тандер» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2791 кв.м, по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 7 325 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также установить, что кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости указанного земельного участка, подлежит применению для целей налогообложения и иных, установленных законодательством целей, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит указанный земельный участок, кадастровая стоимость которого превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В представленном ранее отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дополнительно обратила внимание на несоответствие представленного отчета об оценке федеральным стандартам оценки. Также считала, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком.
В отзыве представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. указала, что земельный участок с кадастровым номером №, учтенный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 165 887,96 руб. (исходя из площади – 2791 кв.м и УПКС – 5075,56 руб./кв.м.). Дата внесения (определения) сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ.
Также отмечалось, что в рассматриваемом случае Управление Росреестра по Ленинградской области не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований.
В письменных возражениях представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее также Учреждение) - Караник Р.В. вопрос об удовлетворении требований оставляет на усмотрение суда, при этом указал, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость утверждена ДД.ММ.ГГГГ. Дата внесения (определения) сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 165 887,96 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости – 5 075,56 руб./кв.м, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № для 5 группы видов разрешенного использования кадастрового квартала № в составе земель населенных пунктов д. Янино -1 Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Также указал, что Учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, а действует как орган учета сведения. На сегодняшний день оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости равной рыночной не имеется. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение принять не может, так как не является уполномоченным на то органом. Учреждение не является заказчиком проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории Ленинградской области, не является исполнителем указанных работ, не утверждало результаты государственной кадастровой оценки. Согласно приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждение наделено отдельными полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. При этом данным приказом Учреждение не наделено полномочиями по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Гердий А.В. полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что заявленный административный иск не имеет цели защиты нарушенных прав и законных интересов административного истца, а имеет исключительно цель уменьшения налогооблагаемой базы, и влечет нарушение прав и законных интересов административных ответчиков, что противоречит целям и задачам административного судопроизводства.
Стороны, заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка названных представителей не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24 Закон № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право юридического лица и гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в частности установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Тандер» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2791 кв.м, по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка АО «Тандер» внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.
Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 14 165 887,96 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости и определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением Росреестра по Ленинградской области заявление АО «Тандер» от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре определения кадастровой стоимости указанных земельных участков не принято к рассмотрению, при этом заявителям разъяснено право оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
Из представленного административным истцом в суд отчета № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным оценщиком ИП Кондратьевым Е.П., являющимся членом саморегулируемой организации НП «<данные изъяты>», рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 325 000 руб.
В связи с наличием в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ недостатков, допущенных нарушением оценщиком требований федеральных стандартов оценки, замечаний Правительства Ленинградской области относительно обоснованности представленного административным истцом отчета, существенного расхождения между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и указанной в отчете рыночной стоимости, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 10 910 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Экспертиза выполнена экспертом ООО «<данные изъяты>» П., являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков «<данные изъяты>».
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь ст.82 КАС РФ, положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ относимым и допустимым доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости объектов недвижимости на соответствующие даты.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объектов недвижимости, и сведений их рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом принимая во внимание вышеуказанные положения ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в рамках данной категории споров не требуется решением суда устанавливать дату, с которой подлежит применению для целей налогообложения и иных, установленных законодательством целей, кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка.
Также с учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 26051 ░░.░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 32 690 000 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░ 2021 ░░░░.