Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 года
Новоржевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Воронкова В.Д.
при секретаре Александрович Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении права собственности на оружие,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о принудительном прекращении права собственности на оружие.
В обоснование указал, что в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по <адрес>» в ФИО11 году помещено для временного хранения гладкоствольное охотничье ружье марки ИЖ-ФИО12, ФИО13 калибра, номер Т N ФИО14, в связи со смертью собственника ФИО1, наступившей ФИО15. Ответчик ФИО2 является на законных основаниях наследником вышеуказанного зарегистрированного оружия. С документами на получение разрешения распоряжаться вышеуказанным оружием ответчик в Отдел МВД России «Бежаницкий» не обращалась, в наследственную массу указанное охотничье ружье не включила.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании поддержал изменённые исковые требования, просит прекратить право собственности ФИО2 на гладкоствольное охотничье ружье марки ИЖ-ФИО16, ФИО17 калибра, номер Т N ФИО18, разрешить Управлению Росгвардии по <адрес> принудительную реализацию указанного оружия.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание иск признала, от получения вырученных средств от продажи оружия отказалась.
Представитель третьего лица - Управления Росгвардии по <адрес> Чиж Б.И. в возражениях на иск просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал частично, просит отказать прокурору <адрес> в части разрешения Управлению Росгвардии по <адрес> принудительной реализации указанного оружия, полагая, что в данном случае следует применить нормы ст. 293 ГПК РФ и признать указанное выше оружие бесхозяйной вещью и передать ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Представитель ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (далее ТУ Росимущества) ФИО5 в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на исковое заявление прокурора <адрес> возражений не высказала, указав, что ТУ Росимущества не наделено полномочиями по обороту оружия.
Представитель третьего лица - Управления Росгвардии по <адрес> Чиж Б.И. в возражениях на иск просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал частично, просит отказать прокурору <адрес> в части разрешения Управлению Росгвардии по <адрес> принудительной реализации указанного оружия, полагая, что в данном случае следует применить нормы ст. 293 ГПК РФ и признать указанное выше оружие бесхозяйной вещью и передать ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Суд, выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238) (подпункт 2 пункта 2).
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью четырнадцатой ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об оружии" гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО33 умер ФИО1, который при жизни являлся собственником охотничьего гладкоствольного двуствольного ружья модели ИЖ-ФИО34, ФИО35 калибра, номер Т N ФИО36, которое после его смерти было помещено на временное хранение в ФКУУВД по <адрес>.
Ответчик ФИО2 с момента изъятия охотничьего оружия никаких мер к принятию наследства - оружия не приняла. В судебном заседании отказалась от претензий на наследство в части указанного оружия.
В соответствие со ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.
При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В соответствие со ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Следует учесть, что норма закона, содержащаяся в ст. 293 ГПК РФ, на которую ссылается представитель Управления Росгвардии по <адрес> Чиж Б.И., к возникшим правоотношениям не может быть применена, поскольку указанное выше оружие не является бесхозяйной недвижимой вещью.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о признании прекратившей право собственности на оружие в связи с отказом получения специального разрешения на ограниченно оборотоспособную вещь и отказом от наследства в части оружия, и разрешении реализации огнестрельного оружия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> о принудительном прекращении права собственности на оружие удовлетворить.
Принудительно прекратить право собственности ФИО2 на гладкоствольное охотничье двуствольное ружье марки ИЖ-ФИО45, ФИО46 калибра, номер Т N ФИО47, изъятое ФИО48 в связи со смертью собственника ФИО1.
Разрешить Управления Росгвардии по <адрес> принудительную реализацию гладкоствольного охотничьего двуствольного ружья марки ИЖ-ФИО49, ФИО50 калибра, номер Т N ФИО51 через розничную сеть специализированных (оружейных магазинов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, подачей жалобы через Новоржевский районный суд.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ 2019 года.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Председатель суда В.Д. Воронков