Решение от 18.01.2024 по делу № 33-473/2024 (33-14215/2023;) от 01.12.2023

Дело № 33-473/2024 (33-14215/2023) (2-433/2023)

59RS0029-01-2023-000338-65

Судья – Пищикова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2024 года город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Желудкова Игоря Владиславовича к администрации Оханского городского округа о понуждении совершить определённые действия;

по апелляционной жалобе Желудкова Игоря Владиславовича на решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Желудкова И.Г., представителя прокуратуры Пермского края Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Желудков И.В. обратился с требованиями о возложении обязанности на администрацию Оханского городского округа организовать проведение строительства тротуара.

В обоснование требований истец указал, что является жителем города Оханска Пермского края и пользуется тротуаром, расположенным по улице Пролетарской, который разрушен, что вынуждает передвигаться по проезжей части. В ходе неоднократных обращений в администрацию и надзорные органы мер к строительству тротуара не принято, в связи с чем заявлено в судебном порядке о возложении обязанности организовать проведение строительства тротуара по адресу: Пермский край, Оханский городской округ, г. Оханск, ул. Пролетарская, начиная от ул. Ленина, до дома № 8 по ул. Пролетарской в срок до 31.12.2024 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец Желудков И.В. в судебное заседание не явился, его представитель настаивал на заявленных требованиях. Представитель ответчика администрации Оханского городского округа возражала против иска и поддержала доводы, изложенные в отзыве; пояснила, что на данной улице имеются жилые дома и нет социально-значимых объектов, в связи с чем строительство тротуара на дороге 4 типа не является обязательным; ранее тротуар вдоль дороги отсутствовал и не предусмотрен данными технической инвентаризации. Представители третьих лиц ОМВД по Оханскому городскому округу, прокуратуры Оханского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение об отказе Желудкову И.В. в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с указанным решением, истец Желудков И.В. просит его отменить и обращает внимание на ошибочность вывода суда о том, что требования носят общий характер и не содержат указания на совершение конкретных действий, поскольку в исковом заявлении отражены адрес, место и сроки проведения работ. Вопреки выводам суда в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие наличие права собственности на дом и земельный участок, расположенных в г. Оханске, что предоставляет ему право заявить иск. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка свидетельским показаниям, данным начальником ГИБДД ОМВД России по Оханскому городскому округу, которым подтверждены доводы искового заявления об отсутствии тротуара и наличии опасности для жителей в связи с интенсивным движением на дороге.

От администрации Оханского городского округа поступили возражения по доводам апелляционной жалобы и заявлено об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании представитель истца Желудкова И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель прокуратуры Пермского края поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Пермского краевого суда в сети Интернет (oblsud.perm.sudrf.ru). Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приняла решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Желудков И.В. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: г.Оханск, ул.Чазова, д.7 (л.д. 154-155 т.1), постоянно зарегистрирован в другом регионе.

В соответствии с техническим паспортом на автомобильную дорогу по ул.Пролетарская, г.Оханск, по состоянию на 11.01.2012. Длина дороги составляет 523 м., преобладающий тип покрытия проезжей части – гравийное; преобладающий тип покрытия обочин – грунт. Сведения о наличии тротуаров, пешеходных дорожек отсутствуют (л.д. 73-83 т.1). Автомобильная дорога протяженностью 523 м., кадастровый номер ** по ул.Пролетарская, г.Оханск находится в оперативном управлении Управление развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Оханского городского округа (л.д. 84 т.1).

В подтверждение заявленных требований Желудков И.В. представил фотоматериал, отражающий состояние мест для передвижения пешеходов по ул. Пролетарская. Движение пешеходов осуществляется по обочине вдоль проезжей части

При обращении Желудкова И.В. в администрацию г. Оханска, прокуратуру района, ОМВД по Оханскому городскому округу на протяжении 2019-2023 гг. даны ответы, указывающие на то, что в состав автомобильной дороги по ул. Пролетарской, которая является дорогой 4 типа, не предусмотрен тротуар, однако его строительство, как элемента дороги, допустимо в ходе ремонта дороги, денежные средства на данные мероприятия предусмотрены в бюджете на 2021 год; также администрацией предложено Желудкову И.В. для восстановления тротуара организовать бюджетное инициирование с привлечением денежных средств населения (или юридических лиц) и частичным финансированием из бюджета Пермского края.

Прокуратурой Оханского района на основании обращения Желудкова И.В. проведена проверка. 28.10.2019 сообщается, что автомобильная дорога по ул. Пролетарская не относится к дорогам I-III категории, следовательно обустройство пешеходных тротуаров на данной автомобильной дороге может быть произведено по инициативе администрации округа в рамках действующих программ по капитальному ремонту автомобильных дорог либо в рамках благоустройства (так как пешеходный тротуар является неотъемлемым элементом автодороги и обустраивается в ходе ремонта всей дороги, но не раздельно от нее). Администрацией г. Оханска предусмотрены денежные средства на ремонт данной дороги не ранее 2021 года. На настоящее время оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается (л.д. 15, 149-151 т.1).

По результатам рассмотрения представления прокурора от 20.09.2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности» Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа сообщается, что ненадлежащее состояние, а также отсутствие тротуаров на автомобильной дороге по ул. Пролетарская г. Оханска связано с тем, что в технический паспорт на данную автомобильную дорогу по состоянию на 11.01.2012 не внесены сведения о наличии тротуаров вдоль автомобильной дороги. Данное нарушение планируется устранить в рамках актуализации технических паспортов на автомобильные дороги Оханского городского округа согласно утвержденному плану (л.д. 16-17, 70-72 т.1).

В техническом паспорте на автомобильную дорогу по ул.Пролетарская, г.Оханск, по состоянию на май 2023 указано, что протяженность дороги составляет 0,529 км., тип покрытия проезжей части – грунто-гравийная смесь (дресва), мостовое из булыжного и колотого камня. Тротуары, пешеходные дорожки отсутствуют. Указана характеристика обочин, съездов и др. (л.д. 170-229 т.1).

Таким образом дорога, начиная от ул.Ленина до дома №8 по ул.Пролетарской в г.Оханске отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, является собственностью муниципального образования Оханский городской округ, протяженностью 0,529 км, из которых 1360, кв.м имеет грунтовое дорожное покрытие в виде грунтово-гравийной смеси (дресва), 800,00 кв.м – мостовое из булыжного и колотого камня (л.д. 78-79); имеет освещение; не имеет тротуаров, пешеходное движение осуществляется по проезжей части либо по обочине. Указанная дорога относится к 4 категории и находится в зоне жилой застройки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что конкретные меры (действия), которые должен совершить ответчик в соответствии с действующим законодательством, истцом не обозначены. Доказательств того, что истец пользуется указанной дорогой и имеется угроза его жизни и здоровью не представлено. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что истец Желудков И.В. наделен полномочиями на обращение в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Оханска и иных лиц, истец не вправе осуществлять защиту охраняемых законом публичных интересов.

С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия не может согласиться в силу того, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 5 данной статьи тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, на орган местного самоуправления вышеприведенными положениями законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, а также реконструкцию.

В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р включены Национальные стандарты: ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 51256-2011; ГОСТ Р 52766-2007, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 124-ст, введен в действие ГОСТ Р 50597-2017 взамен ГОСТ Р 50597-93. Применение вышеуказанных стандартов при установлении фактов нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, судебная коллегия признает правомерным.

Пунктом 4.5.1.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее ГОСТ 52766-2007), установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими).

Одновременно, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 следует устраивать тротуары в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием, при этом ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м (пункт 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007).

Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр утвержден и введен в действие СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (далее - Свод правил). Согласно п. 3.47 Свода правил, твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов. Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий: капитальные (цементобетонные монолитные; железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные; из асфальтобетонных смесей, в том числе щебеночно-мастичных); облегченные( из асфальтобетонных смесей; из органоминеральных смесей; из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим); переходные (из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; из грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами; из булыжного и колотого камня (мостовые)).

Из совокупности установленных обстоятельств следует, что спорная автомобильная дорога, начиная от ул.Ленина до дома №8 по ул.Пролетарской в г.Оханске отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, является собственностью муниципального образования Оханский городской округ, имеет протяженность 0,529 км, из которых 1360, кв.м это грунтовое дорожное покрытие в виде грунтово-гравийной смеси (дресва) и 800,00 кв.м – мостовое из булыжного и колотого камня. Соответственно данная автомобильная дорога отнесена к автомобильной дороге 4 категории, расположенной в границах населенного пункта, на которой подлежит устройству тротуар с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие тротуара на указанной автомобильной дороге, при условии (согласно показаниям свидетелей, опрошенных судом первой инстанции и пояснениям участников процесса) того, что данная дорога обеспечивает проезд большегрузных автомобилей к речному порту, создает риск опасности для участников дорожного движения, в том числе и для Желудкова С.В., имеющего на праве собственности жилой дом. Непринятие органом местного самоуправления мер по обеспечению безопасности дорожного движения влечет возложение обязанности по организации проведения строительства тротуара в судебном порядке.

Приводимые ответчиком доводы о том, что данными инвентаризации тротуар не предусмотрен, и возложение обязанности по строительству тротуара приведет к необходимости реконструкции автомобильной дороги и составлению проектной документации не снимают с уполномоченного органа обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Поскольку к моменту рассмотрения дела таких мер не принято, то с целью предупреждения причинения вреда жизни и здоровью истца, обязанность подлежит возложению в судебном порядке. Наличие у истца постоянной регистрации по иному месту жительства, при наличии сведений о праве собственности на жилой дом в городе Оханске, указывает на то, что истец обладает полномочиями предъявить иск с целью предупреждения причинения вреда.

Судебная коллегия обращает внимание, что рассматриваемый объект транспортной инфраструктуры в связи с установленным несоответствием его требованиям действующего законодательства в части оборудования тротуаром подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства, ввиду того, что ненадлежащее состояние элементов обустройства участка автомобильной дороги влияет на степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

На основании частей 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таких обстоятельствах администрация Оханского городского округа является лицом, обязанным в границах населенного пункта г. Оханска организовать проведение строительства тротуара на автомобильной дороге по ул. Пролетарской, начиная от ул. Ленина до дома №8 по ул. Пролетарской.

Принимая во внимание протяженность автомобильной дороги, учитывая особенности бюджетного планирования, порядок и сроки заключения муниципального контракта, а также не оставляя без внимание необходимость соблюдения принципа разумного срока разрешения гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по организации проведения строительства тротуара подлежит исполнению ответчиком в срок до 31.12.2025.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 26 сентября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Желудкова Игоря Владиславовича удовлетворить.

Возложить на администрацию Оханского городского округа обязанность в срок до 31.12.2025 организовать проведение строительства тротуара вдоль автомобильной по ул. Пролетарская от ул. Ленина до дома №8 по ул. Пролетарская города Оханска Пермского края.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 25.01.2024

Дело № 33-473/2024 (33-14215/2023) (2-433/2023)

59RS0029-01-2023-000338-65

Судья – Пищикова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2024 года город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Желудкова Игоря Владиславовича к администрации Оханского городского округа о понуждении совершить определённые действия;

по апелляционной жалобе Желудкова Игоря Владиславовича на решение Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Желудкова И.Г., представителя прокуратуры Пермского края Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Желудков И.В. обратился с требованиями о возложении обязанности на администрацию Оханского городского округа организовать проведение строительства тротуара.

В обоснование требований истец указал, что является жителем города Оханска Пермского края и пользуется тротуаром, расположенным по улице Пролетарской, который разрушен, что вынуждает передвигаться по проезжей части. В ходе неоднократных обращений в администрацию и надзорные органы мер к строительству тротуара не принято, в связи с чем заявлено в судебном порядке о возложении обязанности организовать проведение строительства тротуара по адресу: Пермский край, Оханский городской округ, г. Оханск, ул. Пролетарская, начиная от ул. Ленина, до дома № 8 по ул. Пролетарской в срок до 31.12.2024 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец Желудков И.В. в судебное заседание не явился, его представитель настаивал на заявленных требованиях. Представитель ответчика администрации Оханского городского округа возражала против иска и поддержала доводы, изложенные в отзыве; пояснила, что на данной улице имеются жилые дома и нет социально-значимых объектов, в связи с чем строительство тротуара на дороге 4 типа не является обязательным; ранее тротуар вдоль дороги отсутствовал и не предусмотрен данными технической инвентаризации. Представители третьих лиц ОМВД по Оханскому городскому округу, прокуратуры Оханского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено решение об отказе Желудкову И.В. в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с указанным решением, истец Желудков И.В. просит его отменить и обращает внимание на ошибочность вывода суда о том, что требования носят общий характер и не содержат указания на совершение конкретных действий, поскольку в исковом заявлении отражены адрес, место и сроки проведения работ. Вопреки выводам суда в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие наличие права собственности на дом и земельный участок, расположенных в г. Оханске, что предоставляет ему право заявить иск. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка свидетельским показаниям, данным начальником ГИБДД ОМВД России по Оханскому городскому округу, которым подтверждены доводы искового заявления об отсутствии тротуара и наличии опасности для жителей в связи с интенсивным движением на дороге.

От администрации Оханского городского округа поступили возражения по доводам апелляционной жалобы и заявлено об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании представитель истца Желудкова И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель прокуратуры Пермского края поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Пермского краевого суда в сети Интернет (oblsud.perm.sudrf.ru). Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приняла решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Желудков И.В. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: г.Оханск, ул.Чазова, д.7 (л.д. 154-155 т.1), постоянно зарегистрирован в другом регионе.

В соответствии с техническим паспортом на автомобильную дорогу по ул.Пролетарская, г.Оханск, по состоянию на 11.01.2012. Длина дороги составляет 523 м., преобладающий тип покрытия проезжей части – гравийное; преобладающий тип покрытия обочин – грунт. Сведения о наличии тротуаров, пешеходных дорожек отсутствуют (л.д. 73-83 т.1). Автомобильная дорога протяженностью 523 м., кадастровый номер ** по ул.Пролетарская, г.Оханск находится в оперативном управлении Управление развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Оханского городского округа (л.д. 84 т.1).

В подтверждение заявленных требований Желудков И.В. представил фотоматериал, отражающий состояние мест для передвижения пешеходов по ул. Пролетарская. Движение пешеходов осуществляется по обочине вдоль проезжей части

При обращении Желудкова И.В. в администрацию г. Оханска, прокуратуру района, ОМВД по Оханскому городскому округу на протяжении 2019-2023 гг. даны ответы, указывающие на то, что в состав автомобильной дороги по ул. Пролетарской, которая является дорогой 4 типа, не предусмотрен тротуар, однако его строительство, как элемента дороги, допустимо в ходе ремонта дороги, денежные средства на данные мероприятия предусмотрены в бюджете на 2021 год; также администрацией предложено Желудкову И.В. для восстановления тротуара организовать бюджетное инициирование с привлечением денежных средств населения (или юридических лиц) и частичным финансированием из бюджета Пермского края.

Прокуратурой Оханского района на основании обращения Желудкова И.В. проведена проверка. 28.10.2019 сообщается, что автомобильная дорога по ул. Пролетарская не относится к дорогам I-III категории, следовательно обустройство пешеходных тротуаров на данной автомобильной дороге может быть произведено по инициативе администрации округа в рамках действующих программ по капитальному ремонту автомобильных дорог либо в рамках благоустройства (так как пешеходный тротуар является неотъемлемым элементом автодороги и обустраивается в ходе ремонта всей дороги, но не раздельно от нее). Администрацией г. Оханска предусмотрены денежные средства на ремонт данной дороги не ранее 2021 года. На настоящее время оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается (л.д. 15, 149-151 т.1).

По результатам рассмотрения представления прокурора от 20.09.2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности» Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа сообщается, что ненадлежащее состояние, а также отсутствие тротуаров на автомобильной дороге по ул. Пролетарская г. Оханска связано с тем, что в технический паспорт на данную автомобильную дорогу по состоянию на 11.01.2012 не внесены сведения о наличии тротуаров вдоль автомобильной дороги. Данное нарушение планируется устранить в рамках актуализации технических паспортов на автомобильные дороги Оханского городского округа согласно утвержденному плану (л.д. 16-17, 70-72 т.1).

В техническом паспорте на автомобильную дорогу по ул.Пролетарская, г.Оханск, по состоянию на май 2023 указано, что протяженность дороги составляет 0,529 км., тип покрытия проезжей части – грунто-гравийная смесь (дресва), мостовое из булыжного и колотого камня. Тротуары, пешеходные дорожки отсутствуют. Указана характеристика обочин, съездов и др. (л.д. 170-229 т.1).

Таким образом дорога, начиная от ул.Ленина до дома №8 по ул.Пролетарской в г.Оханске отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, является собственностью муниципального образования Оханский городской округ, протяженностью 0,529 км, из которых 1360, кв.м имеет грунтовое дорожное покрытие в виде грунтово-гравийной смеси (дресва), 800,00 кв.м – мостовое из булыжного и колотого камня (л.д. 78-79); имеет освещение; не имеет тротуаров, пешеходное движение осуществляется по проезжей части либо по обочине. Указанная дорога относится к 4 категории и находится в зоне жилой застройки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что конкретные меры (действия), которые должен совершить ответчик в соответствии с действующим законодательством, истцом не обозначены. Доказательств того, что истец пользуется указанной дорогой и имеется угроза его жизни и здоровью не представлено. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что истец Желудков И.В. наделен полномочиями на обращение в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Оханска и иных лиц, истец не вправе осуществлять защиту охраняемых законом публичных интересов.

С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия не может согласиться в силу того, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 5 данной статьи тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, на орган местного самоуправления вышеприведенными положениями законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, а также реконструкцию.

В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 N 2438-р включены Национальные стандарты: ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 51256-2011; ГОСТ Р 52766-2007, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 124-ст, введен в действие ГОСТ Р 50597-2017 взамен ГОСТ Р 50597-93. Применение вышеуказанных стандартов при установлении фактов нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, судебная коллегия признает правомерным.

Пунктом 4.5.1.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее ГОСТ 52766-2007), установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими).

Одновременно, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 следует устраивать тротуары в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием, при этом ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м (пункт 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007).

Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр утвержден и введен в действие СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (далее - Свод правил). Согласно п. 3.47 Свода правил, твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов. Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий: капитальные (цементобетонные монолитные; железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные; из асфальтобетонных смесей, в том числе щебеночно-мастичных); облегченные( из асфальтобетонных смесей; из органоминеральных смесей; из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим); переходные (из щебеночно-гравийно-песчаных смесей; из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; из грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами; из булыжного и колотого камня (мостовые)).

Из совокупности установленных обстоятельств следует, что спорная автомобильная дорога, начиная от ул.Ленина до дома №8 по ул.Пролетарской в г.Оханске отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, является собственностью муниципального образования Оханский городской округ, имеет протяженность 0,529 км, из которых 1360, кв.м это грунтовое дорожное покрытие в виде грунтово-гравийной смеси (дресва) и 800,00 кв.м – мостовое из булыжного и колотого камня. Соответственно данная автомобильная дорога отнесена к автомобильной дороге 4 категории, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 206 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░), ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ №8 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2025.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░) ░░ 26 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2025 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ №8 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/

░░░░░: /░░░░░░░/

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 25.01.2024

33-473/2024 (33-14215/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Желудков Игорь Владиславович
Прокурор Оханского района Пермского края
Ответчики
Администрация Оханского городского округа
Другие
Бурдин Леонид Валерьевич
Отделение МВД России по Оханскому району
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Братчикова Мария Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
01.12.2023Передача дела судье
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Передано в экспедицию
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее