УИД 77RS0019-02-2021-021370-17
Дело № 12-1727/дата (12-7183/дата)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
адрес дата
Судья Останкинского районного суда адрес фио, с участием заявителя фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе фио на постановление УУП ОМВД России по адрес Роща адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением УУП ОМВД России по адрес Роща адрес фио от дата фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением дата, заявитель фио обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить, мотивировав жалобу отсутствием события и состава административного правонарушения, указывая, что о вынесенном постановлении ему стало известно из письма прокурора, о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела он не был уведомлен, в его адрес не были направлены копии протокола об административном правонарушении и копии оспариваемого постановления, противоправных действий, подпадающих под квалификацию ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не совершал, материалами дела не подтверждена вина в совершении административного правонарушения.
Заявитель фио в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
В судебном заседании по ходатайству фио был допрошен в качестве свидетеля УУП ОМВД России по адрес Роща адрес фио, который после предупреждения судом об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, показал суду, что фио не помнит, оснований для оговора и неприязненных отношений не имеет. дата при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности фио не присутствовал. К нему (фио) на исполнение поступило заявление представителя МИИТ о привлечении фио к административной ответственности. Изучив материал проверки он (фио) пришел к выводу о наличии в действиях фио состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия паспорта на имя фио была предоставлена ему (фио) представителем МИИТ, самостоятельно он (фио) ее не затребовал. В адрес фио он (фио) какую-либо корреспонденцию посредством почтовой связи не направлял. В связи с прошествием значительного периода времени он (фио) не помнит обстоятельств дела.
Выслушав заявителя, допросив свидетеля, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Из протокола СВ № 0450307 об административном правонарушении от дата следует, что дата в время по адресу: адрес был выявлен гражданин фио, который совершил мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное нарушение к обществу (неуважение), сопровождающееся повреждением чужого имущества, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, так как именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.
Объектом посягательства данного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а именно, общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.
Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении должностным лицом не раскрыта объективная сторона в соответствии с диспозицией ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не описаны какие именно противоправные действия, подпадающих под квалификацию ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, были совершены фио, не конкретизировано место совершения административного правонарушения (улица, двор, подъезд и т.д.).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судьей, органом или должностным лицом, наделенными административно-юрисдикционными полномочиями, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из представленных по запросу суда материалов дела усматривается, что сведений о направлении в адрес фио извещения с указанием даты, времени и места составления протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа, материалы дела не содержат.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что повлекло нарушение права фио представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Кроме того, как следует из материала дела, протокол и постановление об административном правонарушении составлены в отсутствие фио в один день (дата).
При этом, материалы дела не содержат сведений о соблюдении должностным лицом положений ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и направлении в адрес фио копии протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Рассматривая по существу дело, назначенное на дата, УУП ОМВД России по адрес Роща адрес фио не выяснил, получен ли протокол об административном правонарушении фио на дату рассмотрения дела.
Данное обстоятельство лишило фио возможности надлежащим образом ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Кроме этого, в материалах дела не содержится данных о том, что в соответствии со статьями 29.1, 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным органом проводилась такая обязательная стадия, как подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в том числе назначались время и место рассмотрения дела.
При отсутствии данных о назначении времени и места рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем лицу, привлекаемому к ответственности, должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Установленные нарушения процессуальных требований являются существенными, поскольку препятствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков на стадии пересмотра оспариваемого постановления отсутствует.
Поскольку факт недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, факт несоблюдения административным органом порядка привлечения фио к административной ответственности, подтверждены материалами дела, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления, в связи с чем, оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу заявителя фио – удовлетворить.
Постановление УУП ОМВД России по адрес Роща адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении фио – отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через останкинский районный суд адрес в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И. Болотникова