Дело 2-273/2024
УИД 02RS0009-01-2024-000435-44
2.134
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Хан А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мучукова М.Н. к Администрации муниципального образования «Чемальский район» о признании права на получение в собственность платно земельного участка площадью 338 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Узнезя, ул. Новые Черемушки, б/н, для ведения личного подсобного хозяйства и возложении обязанности предоставить истцу земельный участок согласно представленной схеме расположения земельного участка, признании решения от 19.03.2024 № 510 об отказе в предоставлении земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Мучуков М.Н. обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с иском к Администрации муниципального образования «Чемальский район» о признании права на получение в собственность платно земельного участка площадью 338 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Узнезя, ул. Новые Черемушки, б/н, для ведения личного подсобного хозяйства и возложении обязанности предоставить истцу земельный участок согласно представленной схеме расположения земельного участка, признании решения от 19.03.2024 № 510 об отказе в предоставлении земельного участка недействительным.
В обоснование требований указано, что он обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность путем перераспределения. Запрашиваемый земельный участок имеет площадь 338 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером №:1040 площадью 984 кв.м., относящегося к землям населенного пункта, разрешенное использование – для ведения ЛПХ, примыкающего к земельному участку №:1120, принадлежащему истцу на праве собственности.
Запрашиваемый земельный участок используется им с 1988 года для ведения ЛПХ, подвергнут затоплению и не может быть предоставлен третьим лицам. 19.03.2024 администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован превышением предельной максимальной нормы для вновь образуемого земельного участка. Полагая решение незаконным (поскольку в момент предоставления и постановки на учет земельного участка №:1120 максимальный размер земельных участков составлял 3000 кв.м.), Мучуков М.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Мучуков М.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в нем. Дополнительно указал, что в случае предоставления истцу запрашиваемого земельного участка, права муниципального образования не нарушаются, а у администрации никаких планов на этот участок не имеется. Отказ администрации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в нарушение положений п. 10 ст. 34.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит указаний на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующего рациональному использованию и охране земель. Запрашиваемый, путем перераспределения, земельный участок подвергается затоплению, причем значительному. В 2014 году участок затопило уровнем воды около 2-х метров, а в 1969 году уровень воды была около 4-х метров, по крышу дома, на данном участке. В связи с указанными обстоятельствами, полагает, что данный земельный участок не может муниципальным образованием предоставляться третьим лицам ни на каком праве. При предоставлении спорного земельного участка заявителю, на случай очередного затопления, ответственность за свое имущество он берет на себя.
Представитель административного ответчика по доверенности Четвернина А.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Указала, что схема расположения земельного участка не была приложена к заявлению о перераспределении, также она отсутствует в материалах искового заявления, что не позволяет определить местоположения и границы образуемого земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером №:1120 с видом разрешенного использования: для ведения ЛПХ, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение», утвержденным решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения №33-103 от 26.12.2016 г. расположен в территориальной зоне, для которой установлен максимальный размер вновь образуемых земельных участков для данного вида разрешенного использования - 0,12 га. Площадь земельного участка, находящегося в собственности истца - 2386 кв.м., превышает установленный максимальный размер, что не допускает его перераспределение в сторону дальнейшего увеличения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что Мучуков М.Н. 12.03.2024 г. обратился в администрацию Чемальского района с заявлением о предоставлении в собственность путем перераспределения земельного участка площадью 200 кв.м, из состава земельного участка с кадастровым номером №:1040, государственная собственность на который не разграничена, примыкающего к земельному участку №:1120, принадлежащему истцу на праве собственности.
К заявлению были приложены копия паспорта заявителя и выписка из ЕГРН на земельный участок.
По результатам рассмотрения заявления 19.03.2024 администрацией вынесено решение № 510 об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1120.
В качестве основания для принятия решения об отказе в ответе администрации указан пп.1 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ - заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, который в свою очередь предусматривает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Однако судом установлено, что к заявлению о перераспределении земельных участков Мучуковым М.Н. схема расположения земельного участка, не была приложена, в связи с чем у администрации оснований для отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1120 на основании пп.1 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, не имелось, в связи с чем суд полагает преждевременно вынесенное решение об отказе в предоставлении земельного участка, незаконным.
Исходя из положений п.7 ст.39.29 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Таким образом, в отсутствие предоставленной схемы расположения земельного участка администрацией должно было быть принято решение о возвращении заявления с указанием причин возврата.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21, несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела; нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными (абзац второй).
Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд находит допущенные административным органом нарушения установленного порядка принятия оспариваемого решения существенными, поскольку этому решению не предшествовала надлежащая проверка наличия предусмотренных нормативными правовыми актами оснований.В целях восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Мучукова М.Н. путем повторного рассмотрения в установленный законом срок заявления Мучукова М.Н. от 12 марта 2024 года о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с принятием решения в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, исковые требования Мучукова М.Н. о признании права на получение в собственность платно земельного участка площадью 338 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для ведения личного подсобного хозяйства и возложении обязанности предоставить истцу земельный участок согласно представленной схеме расположения земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что истцом соблюден порядок обращения за предоставлением спорного земельного участка в собственность платно, суду не представлено, поскольку заключению соглашения о перераспределении земель предшествует процедура утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствие которой требованиям нормативных правовых актов, не является предметом рассмотрения в настоящем деле.
Доводы стороны о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне затопления, а ввиду этого не может быть предоставлен третьим лицам, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 ВК РФ) в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В силу части 1 статьи 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2).
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 3 указанной статьи).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5).
В соответствии с пунктом 1 части 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах. Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Таким образом, в судебном заседании в отсутствие подтверждающих документов об отнесении спорного земельного участка к зоне затопления не опровергнута возможность формирования самостоятельного земельного участка из испрашиваемого, соответствующего предполагаемому виду разрешенного использования, а также не доказано то обстоятельство, что формирование испрашиваемого земельного участка как самостоятельного приведет к невозможности использования земельного участка, принадлежащего истцу.
При этом доводы стороны истца о том, что о том, что изначально земельный участок использовался непосредственно истцом с учетом представленных сведений в виде акта обмера земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке от 02 декабря 2013 года, правового значения не имеют, поскольку не связаны с предметом заявленных исковых требований. Принадлежащий же истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:1120, расположенный по адресу: Республики Алтай, Чемальский район, с. Узнезя, ул.Новые Черемушки, имеет площадь 2386 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов с видом разрешенного использования –для ведения личного подсобного хозяйства поставлен на кадастровый учет в иных границах без учета спорных частей земель, о перераспределении которых просит истец.
Как следует из ответа Администрации Чемальского района, согласно действующих Правил землепользования и застройки МО «Узнезинское сельское поселение» Чемальского района, утв. Решением Совета депутатов Узнезинского сельского поселения от 26.12.2016 года №33-103, установлен максимальный размер вновь образуемых земельных участков. - 1200 кв.м.
Вместе с тем, с учетом признания решения об отказе в перераспределении земельного участка Алминистрации Чемальского района и необходимости повторного рассмотрения в установленный законом срок заявления Мучукова М.Н. от 12 марта 2024 года о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с принятием решения в соответствии с действующим законодательством, предрешение вопроса относительно содержания принимаемого органом местного самоуправления решения по вопросам, относящимся к компетенции, означало бы нарушение судом принципа разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мучукова М.Н. к Администрации муниципального образования «Чемальский район» о признании права на получение в собственность платно земельного участка площадью 338 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Узнезя, ул. Новые Черемушки, б/н, для ведения личного подсобного хозяйства и возложении обязанности предоставить истцу земельный участок согласно представленной схеме расположения земельного участка, признании решения от 19.03.2024 № 510 об отказе в предоставлении земельного участка недействительным, частично удовлетворить
Признать незаконным решение главы администрации Чемальского района Республики Алтай от 19 марта 2024 года №510 об отказе в предоставлении земельного участка.
Обязать Администрацию Чемальского района Республики Алтай устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Мучукова М.Н. путем повторного рассмотрения в установленный законом срок заявления Мучукова М.Н. от 12 марта 2024 года о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с принятием решения в соответствии с действующим законодательством, отказав остальной части заявленных исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято судом 25 июня 2024 года.