Решение от 14.10.2024 по делу № 2-3231/2024 от 26.06.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

                                         дело

УИД

Тюменский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Раковой О.С.,

при секретаре Грачёвой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённо круга лиц к Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности обратиться с заявлением об установлении зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности обратиться с заявлением об установлении зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Мотивирует свои требования тем, что Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства на праве хозяйственного ведения от администрации <адрес> в целях добычи подземных вод для нужд местного населения переданы следующие муниципальные скважины: водозаборная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый ; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый . В целях эксплуатации указанных скважин у ответчика имеются лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, ТЮМ выданные Департаментом недропользования и экологии <адрес> на добычу подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой ответчику внесено представление об устранении нарушений закона в связи с отсутствием установленных зон санитарной охраны указанных водозаборов. Согласно ответу ответчика, ответчиком разработаны проекты зон санитарной охраны, получены санитарно-эпидемиологические заключения, однако до настоящего времени зоны санитарной охраны данных источников водоснабжения не установлены. Поведенной проверкой установлено, что предприятие при осуществлении деятельности допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность предприятия без необходимых документов нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Просят обязать Каскаринское МУП ЖКХ обратиться с заявлением об установлении зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на которых осуществляется добыча подземных вод с использованием скважин: водозаборная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , в департамент недропользования и экологии <адрес> и получить нормативно-правовой акт об установлении зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Прокурор ФИО1 в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям указанным в иске.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований, пояснили, что в настоящее время предпринимаются меры для устранения недостатков.

Представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере водоснабжения.

В ходе проверки установлено, что в целях добычи подземных вод для нужд местного населения переданы Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства на праве хозяйственного ведения от администрации <адрес> в целях добычи подземных вод для нужд местного населения скважины: водозаборная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый ; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, соор.2, кадастровый (л.д.16-17).

Департаментом недропользования и экологии <адрес> выдана лицензия на добычу подземных вод в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 18 об.), лицензия для разведки и добычи подземной воды для целей питьевого водоснабжения (л.д.28).

Согласно п. 9 разд. 3 ГОСТ 30813-2002 «Межгосударственный стандарт. Вода и водоподготовка. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 12.1 1.2002 -ст, источник питьевого водоснабжения - водный объект (или его часть), который содержит воду, отвечающую установленным гигиеническим нормативам для источников питьевого водоснабжения, и используется или может быть использован для забора воды в системы питьевого водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым статьей 1 указанного Федерального закона относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно ч.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН), закреплено, что настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункты 1.3, 1.4 СанПиН).

Согласно п.1.6 СанПиН организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

В соответствии с п. 2.2.25 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 №73-п, к полномочиям Департамента отнесено установление, изменение зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Таким образом, проверкой установлено, что Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении деятельности допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность предприятия без необходимых документов нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект, является повышение качества питьевой воды.

Вместе с тем, эксплуатация источников питьевого водоснабжения населения без установления зоны санитарной охраны препятствует реализации целевых показателей национального проекта.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способа защиты нарушенных прав избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ (░░░ ) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                                                                                               ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-3231/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
Каскаринское МУП жилищно-коммунального хозяйства
Другие
Управление Росреестра по Тюмеснкой области
Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Ракова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
tumensky.tum.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
02.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2024Подготовка дела (собеседование)
14.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее