Решение по делу № 2-2083/2024 (2-12653/2023;) от 04.12.2023

КОПИЯ

Дело № 2-2083/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года      город Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи     Елшина Н.А.,

при секретаре судебного заседания Марковой Е.С.,

с участием прокурора Дубенкина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО8 в лице его законного представителя Шевчук Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор города Сургута обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре о взыскании компенсации морального вреда, мотивировав тем, что ответчик несвоевременно компенсировал расходы в связи с приобретением средств реабилитации инвалидом самостоятельно. ДД.ММ.ГГГГ Шевчук Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов связи с приобретением туторов на голеностопный и коленный суставы на общую сумму 44 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о предоставлении истцу компенсации в размере 35 276 рублей, вынесен приказ -ТС. Однако, компенсация произведена ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ. Так, несоблюдение ответчиком установленного срока для оплаты, нарушило права ФИО8 на гарантированную государством компенсацию понесенных гражданином расходов по самостоятельному приобретению средств реабилитации, причинив тем самым истцу нравственные переживания. Просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Законный представитель ФИО8 – Шевчук Е.А. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила о рассмотрении дела без ее участия, требования, заявленные прокурором поддерживает.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, указав, что исковые требования являются необоснованными, незаконными и не подлежат удовлетворению. Так, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели. Затраты, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и услуг, являются расходными обязательствами РФ, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Следовательно, приобретение средств реабилитации и компенсация расходов за самостоятельно приобретенные средства реабилитации осуществляется не из бюджета Социального Фонда России, а за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На момент принятия ДД.ММ.ГГГГ решения о выплате компенсации, выделенные денежные средства на статье для выплат компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Отделением Фонда были израсходованы. Дополнительных средств из федерального бюджета не поступало. В связи с чем, Отделение Фонда не имело возможности в установленный срок выплатить ребенку-инвалиду ФИО8 соответствующую компенсацию. Компенсация выплачена после поступления средств из федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что вина Отделения Фонда в несвоевременной компенсации отсутствует. Нормами Закона № 181-ФЗ не предусмотрено взыскание с Социального Фонда в пользу инвалида компенсации морального вреда за нарушение сроков обеспечения либо несвоевременную выплату компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации. Просят отказать в удовлетворении иска.

Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего и представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2016 от ДД.ММ.ГГГГ.

Шевчук Е.А. является матерью ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении I-ПН от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о заключении брака I-ПН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной Индивидуальной программы реабилитации и абилитации ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 нуждается, в том числе в двух туторах на коленный сустав и двух туторах на голеностопный сустав.

Согласно кассовому чеку <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и товарному чеку № П-103/23 от ДД.ММ.ГГГГ Шевчук Е.А. для ФИО8 самостоятельно приобретены тутор на коленный сустав в размере 11 000 рублей (2 шт.), тутор на голеностопный сустав 11 000 рублей (2 шт.), всего на общую сумму 44 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Шевчук Е.А. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами техническими средствами реабилитации (ветеранами) протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах».

Комиссией по рассмотрению заявлений о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуг за собственный счет ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении компенсации ФИО8 за туторы на коленный сустав и голеностопный сустав в сумме 35 276 рублей.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ о выплате компенсации расходов на оплату проезда в организацию, в которую выдано направление, на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия и (или) оплаченные услуги.

Как видно из уведомления о принятом решении по выплате компенсации от ДД.ММ.ГГГГ компенсация за тутор на голеностопный сустав (2 шт.) составила 18 146 рублей 66 копеек, а за тутор на коленный сустав (2 шт.) составила 17 129 рублей 34 копеек (уведомление о принятом решении по выплате компенсации от ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из справок по операции от ДД.ММ.ГГГГ Шевчук Е.А. зачислена компенсация стоимости приобретенного ТСР (ПОИ) в сумме 17 129 рублей 34 копеек и 18 146 рублей 66 копеек ДД.ММ.ГГГГ.

Заявляя требования о компенсации морального вреда, прокурором указано, что выплата компенсации произведена ответчиком в нарушение установленного срока.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

На момент подачи заявления ФИО8 выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации осуществлялась в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 57н от 31.01.2011 «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

В силу п. 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В соответствии с п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту.

В силу п. 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Как следует из искового заявления, подтверждено стороной истца, затратив часть собственных денежных средств в размере 44 000 рублей на приобретение тутора на голеностопный сустав, тутора на коленный сустав, Шевчук Е.А. надеялась на компенсацию понесенных ею расходов в установленные законодательством сроки (не превышающие пяти рабочих дней с даты принятия решения уполномоченным органом - п. 6 Порядка). Вместе с тем, компенсация расходов Шевчук Е.А. осуществлена лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более 39 дней со дня принятия решения о выплате, в то время как последний день срока выплаты, в соответствии с Порядком, приходился на ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 5 рабочих дней).

В этой связи непринятие ОСФР по ХМАО-Югре мер к своевременной компенсации понесенных Шевчук Е.А. расходов на приобретенные ею самостоятельно для ребенка-инвалида ФИО8 средства технической реабилитации, нарушает её право на своевременную социальную помощь и противоречит приведенному правовому регулированию.

Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их взаимосвязи с нормами Конституции РФ, положениями ст.ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, могут быть заявлены требования о компенсации морального вреда.

Моральный вред ФИО8 заключается в нравственных переживаниях в связи с невозможностью возмещения понесенных его семьей расходов на приобретение технического средства реабилитации, уменьшением дохода и последующим незаконным ограничением и лишением права распоряжения семейными денежными средствами в сумме 35 276 рублей, переживанием относительно необоснованного затягивания сроков выплаты органом социальной защиты.

На основании ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание все установленные обстоятельства и приведенные доводы стороны истца, степень физических и нравственных страданий ФИО8, его возраст и состояние здоровья, исходя из принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 5 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО8 в лице его законного представителя Шевчук Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре о взыскании морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре, ИНН <данные изъяты> в пользу ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение составлено 01.02.2024.

Судья                 подпись Елшин Н.А.

КОПИЯ ВЕРНА «___» __________ 2024г.

Подлинный документ находится в деле № 2-2083/2024

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

УИД 86RS0004-01-2023-015459-69

Судья Сургутского городского суда

Елшин Н.А. _________________________

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________20___г.

Секретарь судебного заседания ___________

2-2083/2024 (2-12653/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Шевчук Елена Александровна
Прокурор г. Сургута
Ответчики
Фонд пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Елшин Николай Александрович
Дело на сайте суда
surggor.hmao.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее