Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Тугулым ДД.ММ.ГГГГ.
Тугулымский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Носковой А.А.
при секретаре Сауковой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тугулымского городского округа, Муниципальному автономному образовательному учреждению Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № об обязании Администрации Тугулымского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства для проведения капитального ремонта кровли здания МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № 31, обязать МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт кровли здания школы,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Тугулымского городского округа, Муниципальному автономному образовательному учреждению Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № об обязании Администрации Тугулымского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства для проведения капитального ремонта кровли здания МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № 31, обязать МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт кровли здания школы.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ФИО9 проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № (далее - МАОУ Ошкуковская COШ № 31), расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено следующее.
В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой <адрес> совместно со специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Талицком, Байкаловском, <адрес>х, городе Камышлов, Камышловском и <адрес>х» была проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по итогам которой выявлены нарушения санитарных норм и правил.
Так, согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Талицком, Байкаловском, <адрес>х, городе Камышлов, Камышловском и <адрес>х» от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, на 2 м этаже здания школы в кабинетах биологии, труда, математики, истории, русского языка, имеются следы протекания на потолке, осыпается штукатурка, потолок, стены, оконные блоки поражены грибком. Указанные нарушения явились следствием того, что в образовательном учреждении протекает кровля.
Аналогичные нарушения выявлялись при проведении проверок в ДД.ММ.ГГГГ годах (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №, справка от ДД.ММ.ГГГГ года).
Также в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МАОУ Ошкуковская СОШ № специалистами проектного отдела филиала «Центральное БТИ» СОГУП «Областной центр недвижимости» проведено обследование кровли здания в целях определения технического состояния кровли на предмет возможности дальнейших) безопасного использования здания и помещений школы, в выводах технического заключения указано, что обследованная кровля, включающая все части здания Ошкуковской средней общеобразовательной школы № 31, требует проведения срочного (до начала учебного года) капитального ремонта, поскольку кровля на большей части площади находится в недопустимом (т.е. непригодном к дальнейшей эксплуатации) состоянии. Для обеспечения безопасной и долговечной эксплуатации кровли здания школы, необходимо срочно (до начала нового учебного года) произвести капитальный ремонт (на всех частях здания), включая полную замену утеплителя и устройство новой двускатной стропильной кровли.
Выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствуют проведению учебного процесса, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - педагогических работников, обучающихся, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, в связи с чем, подлежат устранению путем проведения капитального ремонта кровли здания школы.
В соответствии с п. п. 2, 14, 17 Устава МАОУ Ошкуковская СОШ № учредителем образовательного учреждения является Тугулымский городской округ, имущество школы закреплено за ней на праве оперативного управления учредителем в порядке, установленном законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в виде субсидий из бюджета Тугулымского городского округа и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.
В силу п. 8, 9 ст. 31 Устава Тугулымского городского округа, принятого решением Думы Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 28, к полномочиям администрации Тугулымского городского округа относится, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных предприятий и учреждений; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку администрация Тугулымского городского округа обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, то на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества.
В судебном заседании истец в лице заместителя прокурора <адрес> ФИО10 поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Тугулымского городского округа ФИО11, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании заявленные исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что согласно ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ за выделение денежных средств отвечает главный распорядитель – управление образования. При этом не оспаривает факт необходимости проведения капитального ремонта кровли здания МАОУ Ошкуковская СОШ № 31.
Представитель ответчика МАОУ Ошкуковская СОШ № в лице директора ФИО12 требования признал, но сослался на отсутствие денежных средств для устранения нарушений. Дополнительно пояснил, что безопасность учащихся обеспечена путем перемещения кабинетов в другие кабинеты. С иском прокурора согласен в полном объеме, школе необходим капитальный ремонт кровли, при поступлении денежных средств, капитальный ремонт будет выполнен.
Представитель третьего лица Управления образования Тугулымского городского округа ФИО13 в судебном заседании пояснила, что бездействия с их стороны нет, по плану ремонт кровли запланирован в 2016 году, в настоящее время ведутся подготовительные работы, уроки будут проводиться в других кабинетах, а те кабинеты, в которых требуется ремонт, закрыты.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, представленные в соответствии со ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, безопасность.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ) законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Части 6, 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация песет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Факт нарушения действующего законодательства подтверждается экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Талицком, Байкаловском, <адрес>х, городе Камышлов, Камышловском и <адрес>х» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому в нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, на 2м этаже здания школы в кабинетах биологии, труда, математики, истории, русского языка, имеются следы протекания на потолке, осыпается штукатурка, потолок, стены, оконные блоки поражены грибком. Указанные нарушения явились следствием того, что в образовательном учреждении протекает кровля.
Аналогичные нарушения выявлялись при проведении проверок в ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №, справка от ДД.ММ.ГГГГ года).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МАОУ Ошкуковская СОШ № специалистами проектного отдела филиала «Центральное БТИ» СОГУП «Областной центр недвижимости» проведено обследование кровли здания в целях определения технического состояния кровли на предмет возможности дальнейших) безопасного использования здания и помещений школы, в выводах технического заключения указано, что обследованная кровля, включающая все части здания Ошкуковской средней общеобразовательной школы № 31, требует проведения срочного (до начала учебного года) капитального ремонта, поскольку кровля на большей части площади находится в недопустимом (т.е. непригодном к дальнейшей эксплуатации) состоянии. Для обеспечения безопасной и долговечной эксплуатации кровли здания школы, необходимо срочно (до начала нового учебного года) произвести капитальный ремонт (на всех частях здания), включая полную замену утеплителя и устройство новой двускатной стропильной кровли.
Выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствуют проведению учебного процесса, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - педагогических работников, обучающихся, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, в связи с чем, подлежат устранению путем проведения капитального ремонта кровли здания школы.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 13 1-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 3 части 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу ст. ст. 3, 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. п. 2, 14, 17 Устава МАОУ Ошкуковская СОШ № учредителем образовательного учреждения является Тугулымский городской округ, имущество школы закреплено за ней на праве оперативного управления учредителем в порядке, установленном законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в виде субсидий из бюджета Тугулымского городского округа и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.
В силу п. 8, 9 ст. 31 Устава Тугулымского городского округа, принятого решением Думы Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 28, к полномочиям администрации Тугулымского городского округа относится, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных предприятий и учреждений; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку администрация Тугулымского городского округа обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, то на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества.
Статьей 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью.
Исходя из смысла изложенных норм, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиям санитарных норм, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели.
Таким образом, выполнение требований санитарных норм и правил находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения, и указанные ответчиком обстоятельства не являются законными основаниями для освобождения органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных законом к его компетенции.
Довод ответчика о том, что МАОУ Ошкуковская СОШ № не бездействует, суд считает несостоятельным, поскольку он не подтвержден соответствующими доказательствами и противоречит материалам дела: на момент рассмотрения дела в МАОУ Ошкуковская СОШ № не устранены указанные нарушения санитарных норм и правил.
Относительно доводов ответчиков об отсутствии надлежащего финансирования суд исходит из того, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием финансовой возможности устранить нарушения санитарных норм и правил.
Суд полагает, что ссылка на отсутствие финансов для этих целей не может служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).
Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению местной администрации (ч. 5 ст. 81 Бюджетного Кодекса РФ).
Кроме того в силу ст.139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решению суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей в части выделения денежных средств для выполнения МАОУ Ошкуковская СОШ № мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарных норм и правил установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части в срок до ДД.ММ.ГГГГ после выделения администрацией Тугулымского городского округа денежных средств.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.
1. Обязать Администрацию Тугулымского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства для проведения капитального ремонта кровли здания МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № 31, расположенного по адресу: <адрес>.
2. Обязать МАОУ Ошкуковская средняя общеобразовательная школа № в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт кровли здания школы, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья А.А. Носкова