Дело №2-2063/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе: под председательством судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
истца Васильевой Е.Н.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) Тихонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Елизаветы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении исключенных периодов в специальный стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии,
установил:
Васильева Е.Н. (далее – истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (далее – ответчик/Управление) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Свои исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинский работник в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ). Однако решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, в специальный стаж истца не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-02-16), периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-01), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-03). Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим ее права на социальное обеспечение, истец просила суд признать его незаконным, возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, мотивировав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Закона №400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Вопрос о включении той или иной профессии, должности, учреждения в список, дающий право на получение досрочной пенсии по старости ранее общеустановленного возраста, отнесен к компетенции Правительства РФ и решается им в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника, профиля и задач деятельности медицинского учреждения и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень неблагоприятного воздействия, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 11 сентября 2017 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
По расчету ответчика специальный стаж истца составил 28 лет 7 месяцев 11 дней. При этом приведенные выше спорные периоды в специальный стаж истца ответчиком включены не были.
Разрешая заявление истца и отказывая в назначении досрочной пенсии, с учетом отказанных во включении в специальный стаж для досрочного назначения пенсии спорного периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик в судебном заседании указал, что отпуск по уходу за ребенком начался после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем отсутствуют основания для его зачета в специальный стаж истца.
С учетом фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, суд с такими выводами Управления не может согласиться, при этом исходит из следующего.
Право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение указанных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Установлено, истец работала в должности медицинской сестры детского отделения стационара (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ), что ответчиком не оспаривалось. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры приемного отделения стационара (приказы №-л от ДД.ММ.ГГГГ, №-л от ДД.ММ.ГГГГ).
По данным справки, уточняющей периоды работы (л.д. 19), истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам по поводу первого ребенка, родила его ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был оформлен отпуск по уходу за первым ребенком. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам по поводу второго ребенка, родила его ДД.ММ.ГГГГ. Отпуск по уходу за вторым ребенком работодателем был оформлен по завершению первого отпуска, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное сторонами не оспаривалось.
Поскольку отпуск истца по уходу за вторым ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из указанной выше справки, и после рождения первого ребенка ДД.ММ.ГГГГ она не приступала к трудовой деятельности, то есть не прерывала отпуск по беременности, родам и отпуск по уходу за детьми, то есть до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», суд, исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм, приходит к выводу, что период отпуска по уходу за вторым ребенком, оформленный работодателем как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в специальный стаж.
Разрешая спор о включении в специальный стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Согласно статье 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, копиями приказов, справкой уточняющей особый характер труда или условия, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии.
Поскольку истец в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, суд принимает решение о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию.
В соответствии со ст. 22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что при включении оспариваемых периодов, с учетом периодов работы, зачтенных в специальный стаж истца по решению Управления, стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, превышает необходимые 30 лет, в связи с чем, ответчика следует обязать назначить истцу досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, со дня обращения в пенсионный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Васильевой Елизавете Николаевне досрочной пенсии, признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) зачесть в специальный стаж Васильевой Елизаветы Николаевны:
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-02-16);
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-26), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-01), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-01-03).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) назначить Васильевой Елизавете Николаевне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья Кириллова С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 октября 2018 года