Решение по делу № 3а-989/2021 от 25.01.2021

Дело № 3а-989/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 31 марта 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда     Бобылевой Л.Н.

при секретаре     Шалатоновой Т.С.     

с участием прокурора      Дзех К.А.

административного истца Руденка Н.Д., его представителя Сенова Б.А., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Руденка Николая Даниловича о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 февраля 2021 года № 274),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 февраля 2021 года № 274, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 марта 2021 года указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.

В Перечень включены объекты недвижимого имущества, в том числе нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Руденку Н.Д. (пункт ).

Руденок Н.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.

В судебном заседании административный истец, его представитель Сенов Б.А. поддержали заявленное требование по основаниям изложенным в иске, пояснив, что оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости и данных технической инвентаризации не имелось. Обследование здания для установления вида его фактического использования не проводилось.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. заявленное требование не признала, ссылаясь на то, что Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура его утверждения и опубликования соблюдены. Оспариваемое положение соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что при проведении мероприятия по определению фактического использования здания было установлено его использование в качестве офисов на 72,6 процента.

Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В силу части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.

В Перечень объектов недвижимого имущества включено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности Руденку Н.Д., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд приходит к следующему.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4HYPERLINK consultantplus://offline/ref=51EA95C81CD7D384B13074BFB8539B884F2D1EEF1CDA3FB4E52C8274EB739B928AF9CFF949D0A1CE3EC3CB11074F13C580A2FAD40BB2DFu0HFJ статьи 378.2 указанного Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

В силу подпунктов 2 указанных правовых норм в качестве условий признания здания (строение, сооружение) предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо фактическое использование.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований:

– информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области;

– сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН;

– сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации);

– информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов);

– информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов;

– результатов, указанных в актах обследований.

Пунктами 2, 9 Порядка предусмотрено, что мероприятия, направленные на выявление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) Объектов в целях включения в Перечень либо исключения соответствующих Объектов из Перечня, осуществляются Территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования Объектов путем обследований Объектов в натуре (далее – Обследования в натуре); на определение назначения (предназначения) Объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Камеральные обследования).

Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике.

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения здания в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение административно-делового центра, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Материалами дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для использования административного здания и гаража, для иных видов жилой застройки» дата постановки на кадастровый учет – 6 августа 2003 года.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

В данном случае вид разрешенного использования земельного участка не совпадает с пунктами 1.2.5 или 1.2.7.

Суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует и описанию видам разрешенного использования земельного участка под кодами 4.1 «деловое управление», 4.2 «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); 4.3 «рынки»; 4.4 «магазины» классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

Таким образом, оснований для включения здания в оспариваемый Перечень по указанному критерию не имеется.

Оснований для включения нежилого здания в Перечень исходя из его предназначения согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и технической документации также не имеется.

Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет следующие характеристики – здание с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>, назначение «нежилое здание», наименование «административное здание».

Согласно техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 18 сентября 2006 года, экспликации к плану строения в состав здания входят комнаты с наименование: «кабинеты» площадью <данные изъяты> кв.м, «кладовая» площадью <данные изъяты> кв.м, «подсобные» площадью <данные изъяты> кв.м.

Представленный административный ответчиком акт обследования здания и определения вида его фактического использования, составленный по состоянию на 26 ноября 2018 года, согласно которому здание используется под размещение офисов свыше 20 процентов от общей площади здания, не является бесспорным доказательством фактического его использования, поскольку акт составлен по результатам камерального обследования, на основании данных из Единого государственного реестра недвижимости и технического паспорта на здание, которые не свидетельствуют о предназначении здания критериям административно-делового центра, предусмотренным п.3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из указанного акта, к офисам отнесена площадь 281,1 кв.м, что соответствует площади кабинетов. Однако наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, площадь всех помещений здания, имеющих наименование "кабинет", не имеет правового значения и не может являться условием включения здания в Перечень.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком предусмотренных законом оснований для включения спорного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельного его положения недействующим с 01 января 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Руденка Николая Даниловича удовлетворить.

Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 февраля 2021 года № 274).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2021 года.

Судья Брянского областного суда         Л.Н. Бобылева

3а-989/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Руденок Николай Данилович
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Бобылева Любовь Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
25.01.2021Регистрация административного искового заявления
25.01.2021Передача материалов судье
28.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2021Подготовка дела (собеседование)
03.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее