Судья Коданева Я.В. дело № 33а-870/2021
(номер дела в суде первой инстанции 2-5483/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Соболева В.М.,
судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Дидыч А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года по делу по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести соответствующие мероприятия.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А., объяснения представителя административного истца прокурора Юдина А.В., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Оникул Е.В., судебная коллегия по административным делам,
установила:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, подал в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделе 13,17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество», разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество». В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства на территории Усть-Куломского района установлено, что на территории СП «Тимшер» в выделах 13,17,18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество» в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах расположена несанкционированная свалка отходов 6,1 га. Непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки, нарушает требования Законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что явилось основанием для обращения в суд.
Определениями Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2020 года и от 13 октября 2020 года к участию в деле привлечены соответственно в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства России, в качестве соответчика – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.
По итогам рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года с учетом определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2020 года об исправлении описки удовлетворено исковое заявление прокурора Усть-Куломского района Республики Коми. На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 01 сентября 2021 года возложена обязанность организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество», а также разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество». В удовлетворении требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, поданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 января 2021 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Оникул Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор, участвующий в деле, Юдин А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая, что решение суда является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не предоставили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвовавших в суде апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в ходе внепланового осмотра территории вокруг п.Тимшер в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество» установлено, что в границах государственного лесного фонда расположена несанкционированная свалка отходов общей площадью 6,1 га, расположение которой определено в точке с координатами № 61054’09,9” Е 055008’21,9”.
Выявленная несанкционированная свалка отходов не является объектом размещения отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
Указанный земельный участок лесного фонда находится в федеральной собственности.
Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12,13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статями 1, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми, не усмотрев оснований для возложения такой обязанности на Территориальное управление Росимущества в Республике Коми.
Судебная коллегия по административным делам с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется, в силу следующего.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, его основными задачами являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5,6,8,12 пункта 9 Положения).В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса полежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.
Учитывая изложенное обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ «Усть-Немское лесничество», а также по обеспечению разработки проекта и осуществления рекультивации земельного участка, правомерно возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны. Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статей 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Не принимаются во внимание и доводы о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ. В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Прекращение с 01 октября 2016 года действия статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей очистку лесов от захламления и загрязнения, не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах при осуществлении полномочий по охране лесов от загрязнений и иного негативного воздействия в силу главы 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона об охране окружающей среды и Правил санитарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607). Введенные с 01 марта 2017 года положения части 3 статьи 60.12 главы 3.2 «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия» Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Не могут являться основанием для отмены судебного акта и доводы апелляционной жалобы о том, что образование свалки является прямым следствием ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных обязанностей, которые, в свою очередь, и обязаны устранять причины образования таких свалок.
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, общие положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность собственников участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо установлена нормами специального законодательства, положения которого приведены выше, регулирующими правоотношения по использованию лесов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84.
Касаемо полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, судебная коллегия отмечает, что они, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о необоснованном возложении обязанности по рекультивации спорных земель, поскольку данная обязанность должна быть возложена на лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель в силу следующего.
Рекультивация земель представляет собой совокупность мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800).
К нарушенным землям, подлежащим рекультивации, по смыслу пунктов 5 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земли, подвергшиеся механическому (снятие почвенного слоя) и (или) химическому воздействию (загрязнение земель). Перечень работ, при осуществлении которых проводится рекультивация земель, является примерным.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. При этом рекультивация определяется как деятельность по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800).
С учетом изложенного, в рассматриваемых правоотношениях, таким органом является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного ответчика, не могут служить основаниями для отмены решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверной оценке обстоятельств дела, и выводов суда первой инстанции не опровергают.
Судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 марта 2021.
Председательствующий -
Судьи: