Решение по делу № 2-610/2024 от 31.07.2024

Дело № 2-610/2024

УИД (42RS0022-01-2024-000752-23)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий                                                                             «12» ноября 2024 года

Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гарбар И.Ю.

при секретаре Габелови О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном законом порядке невостребованной,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном законом порядке невостребованной, принадлежащую ранее КМФ, "ххх" года рождения.

Истец мотивировал свои требования тем, что в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законе об обороте порядке невостребованными.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Кемеровской области - Кузбасса от 05.08.2019 года № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» (процедура преобразования муниципальных образований, входящих в состав Ленинск-Кузнецкого муниципального округа подразумевает под собой передачу полномочий по распоряжению муниципальным имуществом поселений на уровень округа).

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» администрацией Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области были изданы распоряжения: от 09.03.1993 года № 47 «О регистрации частных предприятий «Кайрос» Баяна С.К., «Луч» Мусаева Р.Э., внедренческого «Фотон» Романовского И.В., перерегистрации колхоза имени 1 Мая, райпотребсоюза, потребительских обществ Демьяновского, Возвышенского, Краснинского, Подгорновского, Чкаловского, Ленинск-Кузнецкого городского рынка, предупреждении и прекращении деятельности кооперативов, малых и частных предприятий, товариществ», от 07.04.1993 года № 69 «Об установлении нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, организации фонда перераспределения земель и его использования в хозяйствах района», согласно которым утверждено приложение, содержащее список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного пая в соответствии с данными комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ленинск-Кузнецкому району.

На основании вышеуказанного постановления, КМФ приобрел право общей долевой собственности на земельную долю, общей площадью 11,1 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии №*** от "ххх".

В соответствии с п.1 ст.15 Закона об обороте земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.12.1. Закона об обороте невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Собственник указанной земельной доли КМФ умер "ххх".

Сведений о действиях со дня вступления в законную силу распоряжения администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области от 07.04.1993 года № 69 по настоящее время, собственника в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче ее в аренду, равно и иных сведений о распоряжении ею иным образом, не имеется.

В соответствии со ст.12.1. Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 ст.12.1. Закона об обороте, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 ст.12.1. Закона об обороте.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общего собрания участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В соответствии с указанными выше нормами ст.12.1. Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области составлен список невостребованных земельных долей. Данный список опубликован в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального округа «Наша Знаменка» от 28.01.2022 года № 4 (1098), также размещен на сайте администрации и на информационных щитах, расположенных на территории Драченинского сельского поселения. Все возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, принимались в течение 3 месяцев со дня публикации.

В газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» от 06.05.2022 года № 18 (1112) было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности с повесткой дня: об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

С момента опубликования информационного сообщения о проведении собрания участников общей долевой собственности, предложений, возражений и опровержений на публикацию не поступало.

Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на основании ст.12.1, ст.14, ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», рассмотрев список невостребованных земельных долей, который был опубликован в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Наша Знаменка» 28.01.2022 № 4 (1098) года и размещен на информационных стендах в помещениях администрации сельского поселения по адресу: с. Драченино, ул. Спортивная, 8, а также на основании сообщения в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» от 06.05.2022 № 18 (1112) и информации, размещенной на информационных стендах, расположенных на территории Драченинского сельского поселения о проведении общего собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности земель совхоза «им. 1 Мая» Ленинск-Кузнецкого муниципального района, руководствуясь п.п.1,2,6,7,8 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» утвержден список невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в границах совхоза «им.1 Мая» Ленинск-Кузнецкого муниципального района.

В список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, включена, в том числе, и земельная доля КМФ

Согласно выписки из ЕГРП, право собственности на земельную долю дольщика КМФ не зарегистрировано, земельные участки не выделены, границы его не установлены, сведений о совершаемых с данными земельными долями сделок у администрации поселения нет, земельные доли в аренду не передавались.

Согласно ст.1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Согласно п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (в том числе невостребованная земельная доля), муниципального образования в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона № 147-ФЗ от 26.11.2001 года «О введении в действие части 3 Гражданского кодекса РФ» впредь, до принятия соответствующего закона определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени РФ выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющих в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432).

В соответствии со ст.333.36 НК РФ орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное и необходимость определения правового статуса вышеуказанной земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшего рационального использования сельскохозяйственных угодий указанного земельного массива по назначению, исключения причинения вреда земле как природному объекту и неблагоприятного воздействия, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области просит суд признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округ на невостребованную земельную долю, в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***, общей площадью 11,1 га, ранее принадлежавшую КМФ, "ххх" года рождения.

Представитель истца администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа СОЕ, действующая на основании доверенности (л.д.34), в судебное заседание, не явилась, согласно представленного заявления просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.35).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя истца администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ, предусматривающей, что стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в судебное заседание, назначенное на "ххх", не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ, предусматривающей, что суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

3 лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ. Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст.12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.67 п. 2 ГПК РФ, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ст.67 п.3 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

При этом, земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.

В соответствии со ст.12.1 п.2 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В соответствии со ст.12.1 п.5 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В соответствии со ст.12.1 п.6 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

В соответствии со ст.12.1 п.7 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В соответствии со ст.12.1 п.8 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, КМФ, "ххх" года рождения, проживал и был зарегистрирован в *** (справка л.д.30), умер "ххх", актовая запись №*** от "ххх" (л.д.42).

Судом также, в соответствии с доказательствами представленными истцом, установлено, что за КМФ при жизни возникло право собственности на спорную земельную долю.

Так, согласно сведений, предоставленных архивным отделом администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа колхоз имени 1 Мая создан 01.02.1929 года; зарегистрирован на основании распоряжения администрации Ленинск-Кузнецкого района от 03.02.1992 года №20; ликвидирован на основании определения Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2007 года № А 27-11865) 2006-4 (л.д.10, распоряжение №20 на л.д.7); перерегистрирован распоряжением администрации Ленинск-Кузнецкого района от 09.03.1993 года № 47 «О регистрации частных предприятий «Кайрос» Баяна С.К., «Луч» Мусаева Р.Э., внедренческого «Фотон» Романовского И.В., перерегистрации колхоза имени 1 Мая, райпотребсоюза, потребительских обществ Демьяновского, Возвышенского, Краснинского, Подгорновского, Чкаловского, Ленинск-Кузнецкого городского рынка, предупреждении и прекращении деятельности кооперативов, малых и частных предприятий, товариществ» (л.д.9). Из распоряжения администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области от 07.04.1993 года № 69 «Об установлении нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, организации фонда перераспределения земель и его использования в хозяйствах района» следует, что на основании Указа Президента РФ от 02 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» было принято решение об установлении нормы – 11,1 га бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан в реорганизованных колхозах и совхозах, в том числе, в колхозе «Имени 1 мая» (архивная выписка л.д.11). В соответствии со свидетельством на право собственности на землю серии №*** от "ххх" КМФ, "ххх" года рождения, указан в качестве собственника земельной доли, площадью 11,1 га сельхозугодий для сельскохозяйственного использования (копия свидетельства л.д.10-11).

Право собственности на земельную долю КМФ. не зарегистрировано (выписки из ЕГРП на л.д.31). Однако, указанный факт не может свидетельствовать о том, что право собственности на спорное имущество за КМФ не возникло.

Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», все члены колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Из содержания п.9 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» усматривается, что заявка на предоставление земли в собственность, со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, формируется трудовым коллективом реорганизованного совхоза.

Согласно п.18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации.

Таким образом, действовавшее в указанный период законодательство связывало возникновение имущественных прав на земельную долю с членством в совхозе и включении в упомянутый список при его реорганизации, а, следовательно, совокупность этих обстоятельств свидетельствовала о возникновении права собственности на соответствующую земельную долю и, как следствие, включение таковой в состав наследства.

Аналогичным образом, вышеуказанный вопрос разрешен законодателем в ст.18 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного ФЗ решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных нормативных актов усматривается, что то обстоятельство, что право собственности на земельную долю за КМФ при жизни в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не было зарегистрировано, не может означать, что за ним не возникло право собственности на указанную земельную долю.

Таким образом, указанные письменные доказательства, а также вышеуказанные требования закона позволили суду прийти к выводу о том, что КМФ при жизни являлся собственником земельной доли, площадью 11,1 га в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №***, расположенный по адресу: ***

Судом также было установлено, что при жизни КМФ, начиная с момента возникновения за ним права собственности на указанное имущество, не выполнил ни одного действия, направленного на распоряжение своей земельной долей. Он не сдавал земельную долю в аренду, не использовал её сам в сельскохозяйственных целях, сведений о распоряжении спорным имуществом его правопреемниками также нет.

Таким образом, суд установил, что, являясь правообладателем земельной доли, КМФ при жизни ею не распоряжался и не использовал по назначению.

Факт его смерти явился основанием для открытия наследства.

Ранее действовавшее законодательство, а именно ст.528 ГК РСФСР (в редакции 1964 года) определяла, что временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Учитывая, что КМФ умер в "ххх" году, то в данном случае время открытия наследства следует определять по правилам ст. 528 ГК РСФСР. При этом, суд учитывает, что ныне действующее законодательство время открытия наследства трактует аналогичным образом (ст.1114 ГК РФ).

Вместе с тем, порядок принятия наследства, способы его принятия, круг наследников следует определять и с учетом требований ранее действовавшего законодательства (ст.ст.532-537, 546, 548 ГК РСФСР), и с учетом требований ныне действующего законодательства – части 3 ГК РФ, поскольку требования истца основаны на правоотношениях, возникших после введения в действие части 3 ГК РФ. Так как природа иска основана на требованиях ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где из п.2 ст.12.1 данного закона усматривается, что признание земельной доли невостребованной возможно в случае смерти собственника и отсутствии у него наследников, то следует учитывать, что необходимо исключить наследников, в том числе и тех, которые могли заявить о своих правах и после в ведение в действие части 3 ГК РФ.

Порядок принятия наследства и способы его принятия описаны в ст.ст.1152 и 1153 ГК РФ, при этом, из п.1 ст. 1152 ГК РФ усматривается, что для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

Согласно ст.1151 п.1 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

При этом, из требований п.2 ст.1151 ГК РФ усматривается, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит, в частности, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Судом было установлено, что после смерти КМФотсутствуют наследники, описанные в п.1 ст.1151 ГК РФ.

Согласно сведений реестра наследственных дел (л.д.36), открытых наследственных дел к имуществу КМФ не имеется.

Сведениями о фактическом принятии наследства наследниками суд не располагает. Из доводов истца усматривается, что таковых не имеется, никто из наследников не вступил во владение или управление наследственным имуществом, не принял мер по его сохранению и защите, не произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

При установленных обстоятельствах, суд находит, что земельную долю, ранее принадлежавшую КМФ, следует расценивать как выморочное имущество, которое, исходя из требований ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и учитывая, что оно признано невостребованным, возможно признать муниципальной собственностью. При этом, суд учитывает, что процедура признания земельных долей невостребованными четко определена ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и данная процедура в отношении земельных долей в границах бывшего колхоза «Имени 1 Мая» Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, в том числе, в отношении земельной доли КМФ., истцом не нарушена, действия администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области в этой части никем не оспорены.

Судом установлено, что в соответствии со ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области был составлен список невостребованных земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который 28.01.2022 года опубликован в районной газете «Наша Знаменка» № 4 (1098). Все возражения (претензии) лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, принимались в течение трех месяцев со дня опубликования (л.д.17-оборот).

Также судом установлено, что в районной газете «Наша Знаменка» № 18 (1112) от 06.05.2022 года (л.д.18-оборот) администрацией Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности в 10 часов 00 минут 30.05.2022 года по адресу: г.Ленинск-Кузнецкий, ул.Григорченкова, 47, в здании администрации.

Из протокола общего собрания участников общей долевой собственности следует, что на собрании по вопросу утверждения списка по невостребованным земельным долям никто из участников долевой собственности не присутствовал, собрание признано несостоявшимся, в связи с отсутствием необходимого количества участников (л.д.19).

Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области № 18 от 19.01.2023 года утвержден список 29 невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего колхоза «Имени 1 Мая», в том числе, земельной доли, принадлежащей КМФ, номер по списку соответственно - №*** (л.д.12-оборот).

Возражений о необоснованности включения в список невостребованных земельных долей в отношении земельной доли КМФ в орган местного самоуправления поселения не поступило, на общем собрании участников долевой собственности об этом также никто не заявил.

Полученные судом сведения указывают на отсутствие у умершей наследников как по закону, так и по завещанию. Наследников, фактически принявших наследство, судом также не установлено.

Таким образом, суд находит, что признание земельной доли КМФ невостребованной, не нарушило чьих-либо прав, порядок придания земельной доли статуса невостребованной соблюден.

Кроме того, в случае, если уже после вступления решения суда в законную силу объявится наследник, о котором не могло быть известно суду и который своевременно, до вынесения решения, не заявил о своих правах наследника, то средством защиты его прав будет служить судебный порядок путем обращения с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, судом установлены обстоятельства, подтверждающие обоснованность иска и возможность его удовлетворения, поскольку истцом при предъявлении иска в суд обосновано было указано и на факт смерти КМФ, и на те обстоятельства, что данная земельная доля была признана невостребованной в виду того, что сведений о действиях со дня вступления в законную силу распоряжений администрации Ленинск-Кузнецкого района от 28.01.1993 года № 17, от 07.04.1993 года № 69 по настоящее время, как со стороны собственника, так и наследников в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче ее в аренду, равно и иных сведений о распоряжении ею иным образом, не имеется.

Указанные истцом обстоятельства были проверены, и данным обстоятельствам суд дал оценку, которая изложена в решении суда.

Кроме того, из п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 ФЗ от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введение в действие части 3 Гражданского кодекса РФ» впредь, до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени РФ выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве и Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов РФ (в настоящее время в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым же относится ответчик – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, поскольку указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдаётся Российской Федерации в лице Росимущества, без вынесения специального решения о признании имущества выморочным.

Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за субъектом Российской Федерации либо за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях правильно определено в качестве ответчика по заявленным исковым требованиям.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило прав собственника на указанную земельную долю, спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.

Ответчик Росимущество по Кемеровской и Томской областях также не предприняло каких-либо действий по вопросу обращения спорной земельной доли в собственность Российской Федерации как выморочного имущества.

В соответствии с п.8 ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ Кемеровской области на невостребованную земельную долю, в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: *** с кадастровым №***, общей площадью 11,1 га, ранее принадлежавшую КМФ, "ххх" года рождения, умершему "ххх".

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его вынесения, через суд первой инстанции.

Судья                                                        И.Ю. Гарбар

Подлинный документ хранится в гражданском деле № 2-610/2024 УИД (42RS0022-01-2024-000752-23) Ленинск-Кузнецкого районного суда, г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.

2-610/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Л-Кузнецкого муниципального округа
Ответчики
ТУ Федерального агентства по управлению гос.имуществом в Кемеровской области
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинск - Кузнецкого муниципального округа
Собора О.Е. - представитель истца администрации Л-Кузнецкого муниципального округа
Суд
Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области
Судья
Гарбар И.Ю.
Дело на сайте суда
leninsk-kuzneckiy.kmr.sudrf.ru
31.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2024Передача материалов судье
01.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Подготовка дела (собеседование)
19.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
28.10.2024Подготовка дела (собеседование)
28.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее