Дело 12-99/2022
УИД 42RS0002-01-2022-001458-97
РЕШЕНИЕ
г. Белово |
02 июня 2022 года |
Судья Беловского городского суда Кемеровской области Хряпочкин М.Ю., рассмотрев жалобу защитника ООО «Теплоэнергетик» Спиричевой Л.С. на не вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г. Белово и Беловском районе – главного государственного врача по г. Белово и Беловскому району от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении ООО «Теплоэнергетик» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г. Белово и Беловском районе – главного государственного врача по г. Белово и Беловскому району от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Теплоэнергетик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Беловский городской суд Кемеровской области, защитник ООО «Теплоэнергетик» Спиричесва Л.С. ставит вопрос об отмене постановления, вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об его незаконности.
Прокурор г. Белово, уведомленный о подаче защитником жалобы, представил письменные возражения.
Заслушав защитника, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили материалы надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха в деятельности ООО «Теплоэнергетик», выявленные Прокурором г. Белово, в ходе которого установлено, что ООО «Теплоэнергетик» осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. Для осуществления указанной деятельности в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения эксплуатируются котельные.
Указанные объекты являются стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ, и отнесены к II, III категории негативного воздействия на окружающую среду, а именно:
- котельная № расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная №, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная №, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная №, расположенная по адресу: <адрес> Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная №, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная №, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная школы №, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду;
- котельная школы №, расположенная по адресу: <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство НВОС): № № № негативного воздействия на окружающую среду.
Деятельность ООО «Теплоэнергетик» связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эксплуатируемые Обществом источники выбросов расположены на промплощадках котельных.
При сжигании угля в указанных котельных в атмосферу поступают взвешенные вещества, бенз(а)пирен, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, в составе выбросов от эксплуатируемых ООО «Телоэнергетик» котельных № присутствуют вещества I класса опасности (бензапирен).
Как установлено абз. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства. В силу ст. 3 Федерального закона № 52-ФЗ санитарное законодательство состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) организаций.
В соответствии с п. 3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Правила установления СЗЗ), решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; территориальные органы Роспотребнадзора - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.
Класс опасности промышленных объектов и производств в соответствии с их санитарной классификацией установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В соответствии с разделом 7.1.10. «Производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива» СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003, для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
Как установлено п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления СЗЗ, а именно, проекта СЗЗ, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
Пунктом 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха на границе СЗЗ промышленных объектов и производств. Лабораторные исследования на границе СЗЗ, в зоне влияния предприятия осуществляются соответствии с п.п. 2.4., 4.1. санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными 10.07.2001 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01), с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. Лабораторные исследования осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением аккредитованной лаборатории (п. 2.5. СП 1.1.1058-01).
Учитывая период эксплуатации ООО «Теплоэнергетик» источников воздействия на среду обитания человека, Обществом, в нарушение п. 2. Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, не были своевременно обеспечены работы по проектированию и организации СЗЗ для объектов негативного воздействия, не проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контурами объектов, заявления об установлении СЗЗ в территориальный орган Роспотребнадзора не направлялись. Санитарно-защитная зона для вышеуказанных объектов, на которых расположены эксплуатируемые Обществом источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не установлена.
В нарушение п.п. 2.4., 4.1 СП 1.1.1058-01 Обществом не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границе СЗЗ вышеуказанных объектов, в зоне влияния предприятия. В силу п. 2.7. СП 1.1.1058-01 ответственность за своевременность организации, полноту осуществляемого производственного контроля несут юридические лица.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3. КоАП РФ. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку допущенное ООО «Теплоэнергетик» правонарушение не связано с наличием чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других препятствий, находящихся вне контроля юридического лица, в действиях указанного Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Факт совершения правонарушения выявлен в ходе в ходе рассмотрения и оценки ДД.ММ.ГГГГ материалов проведенной проверки исполнения ООО «Теплоэнергетик» законов об охране атмосферного воздуха. Место совершения правонарушения - <адрес>
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г. Белово и Беловском районе – главного государственного врача по г. Белово и Беловскому району, рассматривая поступившие от Прокурора г. Белово материалы проверки с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, пришла к выводу о доказанности наличия в действиях ООО «Теплоэнергетик» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами, содержащимися в обжалуемом постановлении, о том, что ООО «Теплоэнергетик» не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границе СЗЗ вышеуказанных объектов, в зоне влияния предприятия, нет оснований не согласиться.
Вопреки доводам жалобы установление санитарно-защитной зоны на котельных ООО «Теплоэнергетик», является обязательным.
Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы и о том, что срок исполнения обязанности, нарушение которой вменено Обществу, исходя из Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ), не наступил.
В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 г. либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 г., за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
В целях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2025 г. обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена (часть 17 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ).
Между тем, приведенные выше положения Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ не отменяют предусмотренную Федеральным законом N 52-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязанность правообладателей объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, по установлению санитарно-защитной зоны.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, и другими материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалы дела позволили должностному лицу административного органа сделать вывод о том, что ООО «Теплоэнергетик» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначенное предприятию административное наказание в виде штрафа в минимальном размере согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Между тем несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г. Белово и Беловском районе – главного государственного врача по г. Белово и Беловскому району от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Теплоэнергетик» Спиричевой Л.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Беловский городской суд Кемеровской области.
Судья |
/подпись/ |
М.Ю. Хряпочкин |